Конфискация российских активов: США нажимают, Европа боится

06.03.2024 в 21:36
Конфискация российских активов: США нажимают, Европа боится

Конфискация российских активов: США нажимают, Европа боится

Америка и Европа не могут договориться о том, как далеко они могут зайти, чтобы заставить Россию платить за восстановление Украины.

Одно предложение, еще недавно забракованное по обеим берегам Атлантики как несбыточное прожектерство, сейчас набирает серьезную силу — и вызывает при этом серьезную напряженность в отношениях между союзниками.

Идея заключается в конфискации активов российского государства, замороженных два года назад, когда Кремль напал на Украину. Этот шаг позволит высвободить свыше 250 миллиардов евро.

Этот план активно продавливает администрация Джо Байдена, однако ее доводы не убедили влиятельные правительства Европы в Париже, Берлине и Риме. Тем не менее вашингтонские политики продолжают давить на союзников, чтобы те отбросили сомнения по поводу этого беспрецедентного шага, чреватого юридическими, этическими и политическими трудностями.

“Никогда прежде попыток конфискации национальных резервов не предпринималось, — сказал аналитик Атлантического совета и ведущий эксперт по российским замороженным активам Чарльз Личфилд. — Преступить этот порог, просто забрать эти деньги и передать их Украине — это необратимый шаг. Хотя с моральной точки зрения это покажется некоторым правильным, европейцы на это не готовы без прочной правовой основы, а ее пока нет”.

Решительный настрой Вашингтона встревожил европейские правительства, которые опасаются, что это распугает инвесторов в евро. Другие боятся, что Москва примет ответные меры: захватит европейские активы в России или развернет кибератаки против западных стран. Третьи считают, что, при всех злодеяниях Москвы страну нельзя принуждать к выплате репараций, доколе конфликт продолжает бушевать.

Загвоздка для США кроется в том, что подавляющее большинство активов хранится в Бельгии, в депозитарии ценных бумаг Euroclear (сама Америка владеет лишь малой частью), поэтому любой шаг в сторону конфискации неизбежно потребует одобрения Европы. Но есть надежда, что “Семерка”, группа ведущих промышленно развитых стран, все же выработает общий подход позднее в этом году.

ЕС не планирует масштабную конфискацию

Высокопоставленный представитель администрации Байдена подтвердил журналу Politico на условиях анонимности, что между США и некоторыми европейскими союзниками по этому вопросу возникли трения.

Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС) не готова выходить за рамки имеющегося плана, направленного лишь на изъятие доходов с замороженных средств, но не масштабную конфискацию.

“Нас вдохновляют любые шаги ЕС по использованию замороженных суверенных российских активов на благо украинцев, — заявил пожелавший остаться неизвестным представитель Госдепартамента. — Мы продолжаем активные переговоры с союзниками и партнерами, включая “Семерку”, о том, какие дополнительные шаги возможны в рамках действующих правовых систем и международного права”.

Российскаое вторжение продолжается уже третий год, и ВСУ остро не хватает артиллерийских боеприпасов, поэтому разногласия Запада вокруг дальнейшего финансирования возникли в трудный для Киева момент.

В США дальнейшая поддержка Украины застопорилась, поскольку попытки Байдена протолкнуть через Конгресс очередной пакет помощи Киеву в размере 60 миллиардов сорвали республиканцы.

Высокопоставленный представитель администрации США отверг мысль, высказанную рядом наблюдателей, включая вышеупомянутого Личфилда из Атлантического совета, что стремление Вашингтона к полномасштабной конфискации замороженных активов усугубили недавние трудности в Конгрессе. По его словам, работа в этом направлении велась и до законодательного затора на Капитолийском холме.

“Мы всегда рассматривали эти средства для восстановления Украины, потому что это единственный способ реально удовлетворить потребности разрушенной страны”, — прокомментировал представитель администрации Байдена.

Германия, Франция и Италия встревожены

Европейские столицы в этих спорах предпочитают не участвовать. Для них это чересчур рискованно.

Европейская комиссия выдвигает встречный план, не в пример более скромный: использовать лишь прибыль от замороженных активов на сумму порядка 3 миллиардов евро в год.

Чиновник одной из стран “Семерки” сообщил Politico, что использование доходов — единственное, что сейчас обсуждается, как юридически более безопасный вариант. Он добавил, что обговаривать полную конфискацию у Брюсселя нет желания.

“Мы не говорим о конфискации замороженных активов, — заявил журналистам во вторник глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель. — Речь идет о доходах от этих активов”.

Три страны ЕС из состава “Семерки” — Германия, Франция и Италия — обеспокоены тем, что конфискация активов очернит репутацию еврозоны и станет препоной дальнейшим международным инвестициям.

Они обрели союзника в лице Европейского центрального банка (ЕЦБ), который неоднократно предупреждал о шаткости евровалюты, если зарубежные страны испугаются и выведут активы за пределы блока.

Это сопротивление вынудило Европейскую комиссию отодвинуть презентацию даже более скромного плана.

Первоначально Комиссия намекала, что план будет обнародован к двухлетней годовщине российского вторжения в Украину 24 февраля. Но этот рубеж минул, поскольку национальные столицы потребовали больше времени на изучение юридических и финансовых последствий.

“Сам текст предложения об использовании доходов готов, — сообщил Politico на условиях анонимности один представитель ЕС. — Мы ждем лишь политической отмашки от государств-членов”.

Однако в ознаменование своего постепенного подхода Комиссия уже выдвинула предложение, которое потребует хранения доходов от замороженных активов на отдельных счетах клиринговых палат, где они хранятся.

Руководство ЕС ратует за поэтапный подход, чтобы оценить реакцию финансовых рынков и развеять опасения национальных столиц, заявили двое представителей Комиссии.

Хотя США и приветствовали этот шаг, они призвали европейских союзников действовать активнее и изучить способы использования не только доходов, но и непосредственно самих активов.

“Мои европейские коллеги только сделали первый важный первый шаг по использованию доходов от российских суверенных активов, и я всецело его приветствую”, — заявила министр финансов США Джанет Йеллен.

Прибыли могут пойти на закупку военной техники

Эти проволочки — в некотором смысле конфуз для президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая уже наладила тесные внешнеполитические связи с Байденом. Она делает ставку на свой имидж горячей сторонницы Украины и рассчитывает в этом году выиграть второй срок.

По словам чиновников, ее прозвучавшая на прошлой неделе якобы импровизация насчет использования прибыли от активов для закупки оружия на нужды Киева привела в недоумение не только европейские правительства, но даже коллег по Комиссии.

“Пришло время начать разговор об использовании непредвиденной прибыли от замороженных российских активов для совместных закупок военной техники для Украины”, — сообщила фон дер Ляйен законодателям ЕС в прошлую среду.

Ранее Комиссия дала понять, что доходы пойдут в специальный фонд для Украины, однако для закупок оружия использоваться не будут.

Европейские дипломаты опасаются, что правительства, и так уже противящиеся дальнейшей поддержке Украины, раскритикуют и передачу доходов от замороженных активов на военные нужды.

Украина жаждет прорыва на саммите “Семерки”

Таким образом на июньском саммите лидеров “Семерки” в провинции Апулия на юге Италии ожидаются жаркие споры.

США будут давить на европейских союзников, чтобы те заняли максимально близкую позицию, а Украина не оставляет надежд, что саммит приведет к прорыву.

Возможно, есть некий средний путь, который пойдет дальше нынешнего плана ЕС, но при этом не дойдет до полной конфискации.

Согласно предложению бельгийского правительства, которое обсуждается на уровне “Семерки”, активы будут использоваться в виде залога под банковский кредит на восстановление Украины. Замороженные активы западные страны передадут Киеву лишь в том случае, если Кремль откажется выплачивать военные репарации после окончания конфликта.

Юридически эта идея безопаснее в краткосрочной перспективе, поскольку оставляет активы в подвешенном состоянии, не исключая при этом их дальнейшей конфискации, объяснил эксперт по международному праву из Свободного университета Брюсселя Пьер Кляйн.

“Не думаю, что при конфискации активов возникнут серьезные юридические препоны... Вообще, юридические вопросы — это скорее оправдания или отговорки, — заключил Кляйн. — В основном решение лежит в политической плоскости”.

Статья написана при участии Алекса Уорда из Вашингтона и Джулии Уэкет из Берлина

Politico, США

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив