Вьетнамская война, Китай, Нобелевская премия: кем был Киссинджер в мировой политике
Вьетнамская война, Китай, Нобелевская премия: кем был Киссинджер в мировой политике
Сегодня в США скончался патриарх мировой политики Генри Киссинджер. Ему было сто лет. Киссинджер был одной из наиболее противоречивых фигур на мировой политической арене: с одной стороны лауреат Нобелевской премии мира, один из архитекторов политки разрядки в отношениях США и СССР. С другой — многие называют его "разжигателем войны". Однако его острый аналитический ум и дипломатический талант не подлежат сомнению.
Загадочного реалиста, бежавшего из нацистской Германии, Генри Киссинджера помнят за то, что он положил конец войне США во Вьетнаме и "открыл" Китай.
Немногих лауреатов Нобелевской премии мира называют "разжигателями войны", но загадочный дипломат с хриплым голосом Генри Киссинджер удостоился такой чести.
На этом противоречия Киссинджера, скончавшегося в среду, 29 ноября, в своем доме в Коннектикуте в возрасте ста лет, не заканчиваются.
Киссинджер – ученый, ставший знаменитостью. Еврейский подросток, бежавший от нацистов, считал себя "тайным свингером" и поклонником пин-апа. Он был макиавеллианским советником президентов Соединенных Штатов, изменившим ход истории. Даже после своего столетия, Генри Киссинджер продолжал активную деятельность.
Споры о том, был ли бывший госсекретарь США мудрым советником или безжалостным "ястребом", вряд ли завершатся в ближайшее время. Он занимал эту должность при двух президентах-республиканцах: Ричарде Никсоне и Джеральде Форде.
Киссинджер "открыл" Китай для Соединенных Штатов, заключал знаковые соглашения с СССР об ограничении стратегических наступательных вооружений и способствовал установлению мира между израильтянами и арабами – это его неоспоримые достижения. Однако его роль во Вьетнамской войне и поддержка антикоммунистических диктатур, в том числе в Латинской Америке, по-прежнему считается неоднозначной.
"Он смотрел на мир с высоты 30 тысяч футов, продвигал широкие интересы и ставил долгосрочные цели, но при этом недооценивал последствия для людей за пределами Америки", – заявил Джереми Сури, историк и профессор Техасского Университета в Остине, в беседе с "Аль-Джазирой".
В 2021 году, в возрасте 98 лет, Киссинджер вместе с бывшим генеральным директором Google Эриком Шмидтом и айтишником из Массачусетского технологического института (MIT) Дэниелом Хаттенлочер написал книгу об искусственном интеллекте.
"В 90 лет Генри Киссинджер ничего не знал о цифровом мире, хотя у него было много мыслей на этот счет", – рассказал Шмидт ведущему подкаста Тиму Феррису после публикации книги.
"Но он освоил цифровой мир и искусственный интеллект с живостью и скоростью людей, которые только начинают заниматься этим сейчас, – добавил Шмидт. – Это уникальная возможность. Это дар".
Сын Киссинджера, Дэвид Киссинджер, отметил уникальное долголетие своего отца перед вечеринкой по случаю его столетнего юбилея, на которой присутствовал нынешний госсекретарь США Энтони Блинкен.
"Он не только пережил большинство своих сверстников, выдающихся недоброжелателей и последователей, но и оставался неутомимо активным на протяжении всех своих 90 лет", – написал Киссинджер-младший в The Washington Post в мае 2023 года.
Отвечая на вопрос о присутствии нынешнего госсекретаря США на вечеринке, представитель Госдепартамента Ведант Патель отметил политические разногласия между Киссинджером и Блинкеном. Тем не менее у Блинкена была возможность пообщаться с бывшим высокопоставленным дипломатом несколько раз с момента вступления в должность.
История жизни Киссинджера является классическим примером успеха иммигранта в Америке. Он родился в 1923 году в Фюрте, Германия, в набожной еврейской семье среднего класса. Столкнувшись с ростом антисемитизма, в 1938 году Киссинджеры бежали из Третьего рейха в Нью-Йорк.
Киссинджер воевал в составе американских войск в Германии и участвовал в Арденнской операции. Он был назначен в корпус контрразведки – как носитель немецкого языка – и был награжден "Бронзовой звездой" за выявление бывших офицеров гестапо.
В 1947 году Киссинджер вернулся в США и поступил в Гарвардский университет. Он привлекался к работе в качестве советника президентов США Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. Политика стала делом всей его жизни.
Реалист, упрекавший за морализаторство
Киссинджер упрекал коллег за морализаторство во время холодной войны и призывал к прагматизму. Он считал, что "гибкий ответ" на коммунистическую "агрессию" предполагает применение обычных и ядерных вооружений в качестве средства сдерживания, а не угрозы массированного возмездия.
"Он заработал свою известность благодаря имиджу типичного европейского реалиста, которого одолжили незрелой и наивной Америке, чтобы научить ее суровым и непреложным законам международных отношений", – отметил Марио Дель Перо, историк в Институте политических исследований (Париж), в интервью с "Аль-Джазирой".
В 1968 году президент США Ричард Никсон назначил Киссинджера советником по национальной безопасности. Киссинджер начал перекраивать внешнеполитическую машину Вашингтона, обходя Госдепартамент и концентрируя власть в Совете национальной безопасности Белого дома.
"Киссинджер создал модель, позволявшая управлять механизмом сложной демократии и делать стратегический выбор, который не имел общественной поддержки, но служил национальным интересам. Он был противоречивой личностью, но его реальная политика повлияла на два поколения политиков", – добавил Сури из Техасского Университета в Остине.
Его любимые закулисные переговоры проложили путь к нормализации отношений с Китаем; разрядке и Соглашению об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) с Советским Союзом. У Вашингтона "нет друзей и врагов, есть только интересы", считал Киссинджер.
Самым большим вызовом для Киссинджера стала война во Вьетнаме, которая становилась все более дорогостоящей, смертоносной и непопулярной. Он стремился к "миру с честью", начиная переговоры с Северным Вьетнамом и одновременно используя разрушительные бомбардировки для усиления своей переговорной позиции.
Самая фундаментальная проблема политики – это не контроль над злом, а ограничение праведности. – Генри Киссинджер
План Киссинджера продлил войну на четыре года. Он включал секретные бомбардировки Лаоса и Камбоджи, унесшие жизни 22 тысяч американских солдат и многих жителей Юго-Восточной Азии. США также помогли красным кхмерам, обвиняемых в геноциде собственного народа, захватить власть в Камбодже.
Слив тайных переговоров Киссинджера с представителями Северного Вьетнама в Париже сделали его знаменитостью. Журналисты интересовались его отношениями с моделью Кэндис Берген, актрисой Джилл Сент-Джон и другими. "Власть – это величайший афродизиак", – ответил он.
Нобелевская премия
В 1973 году Киссинджер получил Нобелевскую премию мира за свою роль в достижении Парижского мирного соглашения, которое на время прекратило войну во Вьетнаме и, как предполагалось, должно было ее завершить. В том же году его "челночная дипломатия" между Израилем, Египтом и Сирией помогла предотвратить перерастание войны Судного дня в опосредованное противостояние между Вашингтоном и Москвой.
"Он был первым знаменитым американским дипломатом: он был иконой, внешнеполитическим гением, спасшим мир и заключившим мирное соглашение, но который, помимо всего прочего, также появлялся в журнале People и газетах", – отметил Томас Шварц, историк из Университета Вандербильта в беседе с "Аль-Джазирой".
"Он был свингером, который встречался с красивыми женщинами. Всех последующих партнеров сравнивали с ним, и им приходилось жить в его тени", – добавил он.
Киссинджер установил высокую планку для последующих геостратегов – от Збигнева Бжезинского до Мадлен Олбрайт и Кондолизы Райс. Но многие не считались с его талантом.
"Много было сказано о гениальности Киссинджера и его реальной политике в духе Бисмарка", – заявил Дель Перо, автор книги "The Eccentric Realist: Henry Kissinger and the Shaping of American Foreign Policy".
"Конечно, он добился успехов за время своего пребывания в должности госсекретаря США, но некоторые из них – "открытие" Китая и соглашение ОСВ-1 с Москвой – были так или иначе неизбежны. Об этом говорили еще при Джонсоне. Война во Вьетнаме продолжалась в поисках иллюзорного и в то же время циничного мира с честью", – добавил он.
Коллеги Киссинджера
После окончания президентского срока Форда, Киссинджер покинул пост госсекретаря США, но продолжал давать советы американским лидерам, писать о международных отношениях и обсуждать Ирак, Сирию, Украину и другие военные конфликты на телевидении. Его международная консалтинговая фирма Kissinger Associates, Inc. консультирует клиентов по вопросам бизнес-стратегии.
В 1979 году Киссинджер получил Национальную книжную премию по истории за первый том своих мемуаров "Годы в Белом доме".
Его безжалостный прагматизм часто находится под прицелом внимания общественности. В 2001 году британско-американский журналист Кристофер Хитченс опубликовал книгу "Суд над Генри Киссинджером", в которой назвал экс-госсекретаря США военным преступником.
Хитченс раскритиковал Киссинджера за бомбардировку Камбоджи, "зеленый свет" на вторжение Индонезии в Восточный Тимор и поддержку свержения президента-социалиста Чили Сальвадора Альенде в пользу "правого" диктатора Аугусто Пиночета.
Активисты добивались ордеров и инсценировали аресты Киссинджера. Другой журналист, Сеймур Херш, рассказал о его "темной стороне", но не поддержал обвинения.
"У него свой приговор; ему придется жить с самим собой", – сказал Херш.
Шварц, автор книги "Генри Киссинджер и дилеммы американской мощи", относится к нему с большей симпатией. Киссинджер – в первую очередь реалист, защищавший страну, которая спасла его от газовых камер и подарила учебу в Лиге плюща.
"Из-за опыта работы в нацистской Германии Киссинджер всегда считал, что выборы приводят не только к либеральной демократии, но и к охлократии или диктатуре", – сказал Шварц в беседе с "Аль-Джазирой".
"Его критиковали за то, что он потакал "авторитарным" режимам – от китайских коммунистов до Пиночета и Анвара Садата. Можно быть человеком с высокими моральными ценностями, но история показывает, что трудно предлагать демократические альтернативы странам, где люди проливают кровь за свои интересы", – добавил он.
Оценка послужного списка Киссинджера теперь является задачей историков.
Сам Генри Киссинджер говорил: "Самая фундаментальная проблема политики – это не контроль над злом, а ограничение праведности".
Al Jazeera, Катар