Украина готовит собственную операцию «Кобра»
Украина готовит собственную операцию «Кобра»
Интервью с чешским военным аналитиком Лукашем Визингром
iDNES: За первую неделю контрнаступления Украина потеряла шестнадцать БМП "Брэдли", то есть около 15% от того количества, которое ей отправили Соединенные Штаты Америки. Кроме того, в Запорожской области Украина лишилась четырех танков "Леопард-2". Это много, или эти потери предусматривались?
Лукаш Визингр: Это неизбежно. Насколько я понял, в данном случае речь идет об одном бое, к которому русские возвращаются снова и снова. Это случилось в Запорожье. Украинцы, по-видимому, заехали на минное поле, а потом по ним ударила либо российская артиллерия, либо дроны-камикадзе. Один "Леопард" 2А4 был подбит. Украинцы его оттащили и отправили на ремонт. Кроме того, были уничтожены или брошены еще три "Леопарда" и три финских машины для разминирования.
На первом этапе контрнаступления украинцы напирают на разных направлениях, прощупывая российские оборонительные линии, и ведут разведку боем, что предполагает потери. Ведь и там воюют просто люди, и, конечно, среди них есть не слишком талантливые командиры, которые ошибаются. Такое бывает. Важно, что почти все солдаты в этой технике выжили. Если бы они сидели в танке Александр Вучич-72 или БМП-1, то, скорее всего, все погибли бы. Поэтому думайте не о том, что украинцы потеряли пятнадцать единиц бронированной техники, а о том, что они спасли 120 своих солдат.
— Насколько большие потери, как мы можем предположить, украинцы несут на первом этапе контрнаступления? Украина эту информацию, разумеется, скрывает, а русским верить нельзя…
— По подсчетам американской армии, когда наносишь удар по подготовленным оборонительным позициям противника, потери достигают 29%. Это еще с авиационным преимуществом, которым украинцы не обладают. Кроме того, в Запорожье у русских самая проработанная оборонительная линия. Российская оборона там на самом деле на высоте. Укрепления врыты на большую глубину; есть противотанковые препятствия, минные поля, и там стоят, пожалуй, самые подготовленные части. Поэтому вообще нет уверенности, что главный удар украинцев придется на Запорожье. Все это, конечно, предполагают, но, возможно, именно потому, что этот вариант напрашивается сам собой, хотя в действительности все выйдет по-другому.
— Насколько быстро Запад может заменять украинцам уничтоженную технику?
— Украинцы потеряли пятнадцать "Брэдли", но вчера американцы уже сообщили, что отправят им еще пятнадцать. На складах у них еще более трех тысяч "Абрамсов", две тысячи "Брэдли" и пять тысяч транспортеров М113. В общей сложности десять тысяч единиц гусеничной бронированной техники. Даже если украинцам они дадут лишь десятую часть, то это все равно больше, чем Россия успеет произвести за целый год. Таким образом, если русские думают, что война на истощение против Запада — это отличная идея, то пусть в следующий раз, когда столь же великолепная мысль придет им в голову, не забудут ею похвастаться.
— Какую роль в украинском контрнаступлении сыграет авиация? Вы упомянули о том, что преимущества в воздухе у украинцев не будет…
— Ни у одной из сторон нет преимущества в небе, и в этом столкновении выигрывает противовоздушная оборона. Как русские, так и украинцы располагают очень густой сетью ПВО. Русские всегда уделяли этому большое внимание, а украинцы унаследовали это от них. Кроме того, в Украину постепенно приходят западные системы ПВО, и российские самолеты над территорией подконтрольной Украине практически не летают. Они боятся, и на то есть очень веские причины. Если бы они приблизились, то системы "Нэсамс" и "Пэтриот" их немедленно собьют.
У Украины слабая авиация. У русских авиация сильная, но нет опыта. С начала вооруженного конфликта мы видим, что они не способны координировать большие авиационные операции. Американцы умеют вслепую и "на коленке" координировать операции десятков и даже сотен самолетов, одновременно находящихся в воздухе. Единственная возможность для русских отправить в воздух скоординированно десятки самолетов — это военные парады. Они просто не умеют этого делать, так как негде было учиться. По этой причине в данном вооруженном конфликте противовоздушная оборона берет верх над авиацией.
— Из рассказов украинских солдат о первой неделе контрнаступления получается, что русские активно применяют сейчас вертолеты. Недавно пришла новость о том, что в Бердянске были размещены еще двадцать российских ударных вертолетов. — Сыграют ли они сейчас более значительную роль?
— Боевые вертолеты предназначены для уничтожения бронированной техники неприятеля. Так было всегда, в какой бы стране их ни применяли. Можно предположить, что русские попробуют остановить украинское контрнаступление, в том числе применив вертолеты с противотанковыми управляемыми ракетами. Но у украинских сил есть мобильные системы противовоздушной обороны войск, которые справятся с этой проблемой. Вот и посмотрим, кто кого.
— За первую неделю контрнаступления мы видели, как украинские силы сначала провели неудачную разведку боем под Малой Токмачкой и немного продвинулись на так называемом Времевском выступе. Как вы видите ситуацию сейчас?
— Как я говорил, сейчас мы наблюдаем за первым этапом контрнаступления. Украинцы проводят разведку боем в разных местах, но направление главного удара нам неизвестно. Даже возможно, что они сами его еще не знают. Скорее всего, у них есть несколько вероятных вариантов в зависимости от того, как где у них пойдут дела, удастся ли им потеснить русских и выявить слабые места в их оборонительной линии. Важно также то, как русские на это отреагируют, начнут ли перебрасывать куда-то свои силы, чтобы укрепить оборону. Сейчас все это предугадать просто невозможно.
Первый этап контрнаступления продлится, скорее всего, две — три недели. В конце июня уже будет понятно главное направление удара. Или, как говорится в теории немецкого блицкрига, станет ясен "шверпункт". Многие говорят, что им станет Запорожье, но я не уверен в этом на сто процентов. Как вариант возможна и Донецкая область, где сейчас украинцы достигают успехов. Возможен удар где-нибудь на северо-востоке. Лично меня интуитивно всегда привлекало продвижение на Старобельск, потому что через него ведется практически все снабжение русских в Луганской области. Если украинцы отвоюют его назад, то русские просто там не выживут.
Вариантов много. Нам предстоит наблюдать за первым этапом контрнаступления, когда украинцы будут нести неизбежные потери. Лучше всего поискать примеры в прошлом. Вспомните операцию "Кобра" во время боев в Нормандии в 1944 году. Американцам там тоже пришлось какое-то время пробивать немецкие линии и тоже нести потери, но потом им удалось проломить их и уничтожить много немецких подразделений. Нечто подобное представляла из себя битва при Эль-Аламейне в Северной Африке, где американцы и, прежде всего, британцы били по немцам на протяжении нескольких недель. Было очень трудно, но в итоге все увенчалось блестящей победой союзных сил.
iDNES.cz, Чехия