100 000 человек могут быть уже инфицированы «китайским вирусом»
100 000 человек могут быть уже инфицированы «китайским вирусом»
Около 100 тысяч человек могут уже быть инфицированы коронавирусом по всему миру, предупредили эксперты. Между тем правительству Британии пришлось услышать призывы к тому, чтобы оно успокоило общественность насчет готовности системы здравоохранения начать лечить от этого заболевания на британской территории в течение ближайших дней.
Профессор Нил Фергюсон, специалист по общественному здоровью в Имперском колледже, Лондон, сказал, что «самой точной догадкой» было бы предположить наличие 100 000 инфицированных, но пока есть только 2 тысячи подтвержденных случаев. Все они в основном относятся к городу Ухань в Китае, где вирус впервые появился.
«Рано или поздно мы получим случаи заражения и здесь, — сказал он. — Сейчас в Европе очень много китайских туристов. Если китайцы не сумеют взять ситуацию под контроль, а я в этом сомневаюсь, и здесь появятся зараженные люди».
Хотя ни один анализ на коронавирус пока не дал позитивного результата в Соединенном Королевстве, лейбористская партия призвала правительство успокоить общественность в том духе, что система национальная служба здравоохранения справится с этой эпидемией, хотя врачи и так сбились с ног из-за зимнего сезона простудных заболеваний.
Джонатан Эшуорт, министр здоровья в «теневом» лейбористском правительстве, сказал: «Наша система этой зимой оказалась под страшным стрессом, персонал работает до изнеможения, а больницы переполнены. Мы нуждаемся в том, чтобы господа министры дали нам гарантии. Гарантии насчет того, что у них есть план по задействованию дополнительных ресурсов, если нам придется бороться с коронавирусом».
Прити Патель, министр иностранных дел, настаивал в воскресенье, что правительство «принимает все предосторожности», несмотря на критику насчет того, что оно оказалось медлительным. Оно промедлило прежде всего в предоставлении информации тысячам людей в Британии, которые, ни о чем не подозревая, вернулись в Британию из Уханя в течение нескольких последних месяцев.
Профессор Мартин Дав, британский ученый, сказал, что не получал никаких предупреждений насчет эпидемии коронавируса, хотя вернулся из Ухани совсем недавно.
Другие поругали британские власти за то, что с ними трудно было войти в контакт все эти дни, а британское посольство в Пекине закрылось на лунный Новый год, включивший на этот раз и пятницу, и понедельник, и вторник.
В воскресенье так и не появилось информации, будет ли правительство эвакуировать около 200 британцев, предположительно все еще «застрявших» в Ухане. При этом британский МИД посоветовал не путешествовать в Ухань и в целом в провинцию Хубей, но дипломаты так и не дали нужной информации о том, как же можно покинуть район эпидемии. Это сильно контрастировало с подходами Франции, США и Японии, которые сразу предприняли усилия по эвакуации своих граждан.
Патель заявил, что правительство «рассматривает все опции», включая эвакуацию граждан Британии по воздушному мосту из самых опасных мест.
Пока за пределами Китая зарегистрировано приблизительно 40 случаев заболевания. Среди них — три случая в США и три — во Франции. Что же касается 56 смертей, то все они произошли в Китае. Чаще всего гибли люди старшего поколения, у которых и до заражения были заболевания, делавшие борьбу с заразой трудной для организма.
Департамент здравоохранения доложил в воскресенье, что все 52 человека, в отношении которых было подозрение на вирус, точно здоровы после того, как их протестировали в Великобритании. Департамент также сообщил, что «риск для публики остается низким».
Но несмотря на усилия Китая сдержать эпидемию, на китайский запрет на полеты, а также на проверки в Британии всех туристов из Китая сразу же в аэропорту Хитроу, эксперты предупреждают: появление вируса в Британии — это только вопрос времени.
Фергюсон, чья команда моделировала развитие эпидемии для Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), подсчитал, что новая эпидемия имеет репродуктивный потенциал от 2,5 до 3, что значит: каждый из зараженных может потенциально передать заболевание еще 3 людям.
«Моя самая реалистичная оценка состоит в том, что сейчас мы имеем 100 000 случаев заражения», — говорит Фергюсон, хотя и уточняет, что реальная цифра может быть в зазоре от 30 000 до 200 000 человек. «Это почти точно — многие десятки тысяч людей заражены».
По словам Фергюсона, большинство заражений, «экспортированных» из Китая, носили мягкий характер. Это может означать, что мягкие, неопасные формы этого гриппа распространяются легче, чем тяжелые, опасные для жизни формы. И это выглядит очень хорошей новостью. Но есть у этой новости и неприятная сторона: значит, скорее всего, даже после победы над тяжелыми формами будет сохраняться своеобразный резервуар, набор мягких форм гриппа в стране. Этот резервуар может оставаться незамеченным и распространяться до тех пор, пока не найдет уязвимого человека, который из-за слабого здоровья может серьезно заболеть и от мягкой формы.
Многое, по словам Фергюсона, остается неизвестным. «Мы не имеем данных, насколько уязвимы дети, поскольку всеобщий интерес прикован к тяжелым случаям, а они происходят в основном с пожилыми».
В отличие от Тяжелого острого респираторного синдрома (известного как SARS или атипичная пневмония), делавшего серьезно заболевшим каждого инфицированного человека, новый вирус вполне способен «уходить с радара» борцов с эпидемиями. Это значит, что есть много «мягких» носителей, которые уже заражают других, хотя у них самих вирус еще не заметили — он не успел еще вызвать никаких симптомов.
В этом еще одно отличие от атипичной пневмонии: SARS распространяют только люди с выраженными симптомами. Ученые тут указывают и на другие заболевания, включая даже некоторые простуды, которые могут распространяться и людьми, внешне абсолютно здоровыми. Вирусы при этом передаются не чиханием, а нормальным «дыханием или разговором со стороны инфицированного индивидуума», считает профессор Венди Барклай из департамента инфекционных заболеваний в Имперском колледже в Лондоне:
«Если новый вирус способен так маскироваться, это не должно быть для нас таким уж невероятным развитием событий. И тогда контроль над эпидемией становится более сложным вызовом, который нельзя будет остановить одними лишь поверхностными мерами типа проверки людей в аэропортах».
The Guardian, Великобритания