Стране готовят углубленную украинизацию: как это будет
Стране готовят углубленную украинизацию: как это будет
Тему принятия нового закона о языке поднял вице-премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко. Именно языковой вопрос, по его мнению, должен способствовать становлению «политики украинской идентичности».
Эксперты предостерегают от необдуманных шагов: новое законодательство может ударить по национальным меньшинствам и усугубить и без того нарушенные отношения с соседями. А саму инициативу считают разогревом перед началом избирательной гонки.
Отменят «закон Кивалова»
Закон «Об основах государственной языковой политики» (т. н. закон «Кивалова — Колесниченко»), о который в 2012-м ломали копья его противники из рядов националистов, действует на Украине до сих пор. Его суть: в регионах, где более 10% населения считает родным иной язык, кроме украинского, он может использоваться на местном уровне параллельно с госязыком — в вузах, школах, деловодстве, судопроизводстве и т. д. Рада отменила его 23 февраля 2014 года, но и. о. президента Александр Турчинов тогда не рискнул подписывать — по его признанию, это «привело бы к обострению социального напряжения».
В июле 2014 года 57 депутатов обратились в Конституционный суд, обосновывая незаконность норм (якобы региональные языки имеют условия для доминирования над государственным). Последнее закрытое заседание суда прошло 23 января — но принятие решения откладывается, поскольку президент и Рада до сих пор не назначили судей КС по своей квоте, из-за чего нет кворума. «Необходимость в этом решении отпадет в принципе, когда мы примем новый закон — он автоматом отменит „Кивалова — Колесниченко“, — поделился один из депутатов от НФ. — В комитете у Княжицкого (по культуре и духовности — прим. авт.) поддержали все три проекта, значит, до конца сессии можем проголосовать».
По данным «Вестей», Кириленко уже распорядился приступить к подготовке нового закона. О том, что в нем может содержаться, можно судить по ныне зарегистрированным в Раде проектам. Их всего четыре: «базовый», 32 депутатов, среди которых — вице-спикер Оксана Сыроед, Анна Гопко и Леонид Емец от НФ, второй — «О языках на Украине» (Ярослав Лесюк, Игорь Васюник и еще 30 авторов, большинство БПП), проект «свободовцев» Михаила Головка и Андрея Ильенко, а также проект закона о языках нацменьшинств тех же Сыроед/Гопко.
Глубина украинизации
Все три проекта признают украинский язык единым государственным (а «проект БПП» наделяет особым статусом крымско-татарский). Квоту в 10% предлагается увеличить до 30% и 33%, соответственно, у «свободовцев» и БПП. Далее Головко/Ильенко предлагают учредить особые органы по соблюдению языковых норм — «Нацкомиссию по стандартам» (такая же норма — в проекте Сыроед) и «Терминологический центр». Вводится экзамен на знание языка для соискателей гражданства, а чиновникам придется получать спецсертификат. Языком образования все три считают украинский, нацменьшинствам милостиво согласны «обеспечить право на изучение родного языка». СМИ, которые сегодня по закону определяют язык работы самостоятельно, будут вынуждены перейти на государственный язык: «свободовцы» оставляют языкам нацменьшинств в газетах не более 15% от общего тиража, Сыроед согласна даже на 50%, впрочем, на ТВ квота для украинского языка увеличивается уже до 80-90%.
Обслуживание, транспорт, публичные мероприятия — также на госязыке (с возможным синхронным переводом). За разговорчики по-русски официанта или, скажем, кассира в супермаркете Сыроед предлагает штрафовать до 6,8 тысячи гривен (а за публичное неуважение и вовсе могут посадить до трех лет). Четвертый проект о языках нацменьшинств вводит спецорган, который будет определять, имеет ли община села, города или области право на использование своего языка.
«Все проекты проводят в обществе де-факто языковую зачистку: региональным языкам хоть и отводят квоты, но повышают их до 30%», — считает политолог Руслан Бортник.
Зрелища вместо хлеба
Интересно, что в Верховной раде заявление Кириленко восприняли спокойно даже в среде радикально-националистической. «Вести языковую работу нужно постоянно, я бы с удовольствием выслушал отчет Кириленко о ней, — сказал «Вестям» депутат от РПЛ Игорь Мосийчук. — Первоочередными же являются законы, направленные на запуск экономики, предприятий».
Замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко также признал, что вопрос языка не является первоочередным. «Нужно будет смотреть на предложения Кириленко — но я буду настаивать на уважении ко всем национальностям, и норму о региональных языках нужно оставить для мест компактного проживания неукраинцев», — поделился с «Вестями» депутат (Гончаренко происходит из полиэтнической Одесской области).
«Нужно дождаться выводов Венецианской комиссии и Конституционного суда по ныне существующему закону — и только после этого создавать рабочие группы по наработке законодательства (в которые мы, конечно, готовы будем войти)», — сказал нам и замглавы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев. Прохладную реакцию политиков эксперты поясняют как непопулярностью лично Кириленко, так и неготовностью ввязываться в опасный для рейтинга диспут.
«Кириленко пытается напомнить, что национализм живет «не Вятровичем единым» — это его личная инициатива, — считает политолог Евгений Филиндаш. — Однако шансы у инициативы есть, поскольку при грамотной раскрутке темы через сессионный зал возможно провести даже самые безумные проекты». А Руслан Бортник связывает разогрев «языкового» вопроса с грядущей парламентской кампанией. «Это «дыхание выборов» — будущее НФ, делегировавшей Кириленко в Кабмин, туманно, а самим вице-премьером весьма недовольны на Банковой, что делает проблематичным его сохранение в следующем политическом цикле хотя бы в роли простого депутата, — пояснил эксперт. — В целом же у власти нет «хлеба» для народа, значит, будут «зрелища» в виде таких вот гуманитарных тем — вспомнят еще и о церкви, и об истории, и о Высоцком».