«Опасный Миша»

24.11.2017 в 15:19

Стараниями Генпрокуратуры вокруг персоны николаевца Михаила Титова сложился небывалый ажиотаж — такой пиар ни одному кандидату на самую высокую должность и не снился. Еще недавно его имя было известно только в Николаеве, да и то далеко не всем. А сегодня Михаил Титов — фигура всеукраинского масштаба. Его имя звучит в топ-новостях на центральных телеканалах, о нем говорит в прямом эфире Генпрокурор Украины, его фото — на страницах газет и интернет-изданий. В Мариупольском СИЗО Титова охраняют как самую важную персону: одиночная камера, на прогулку только в наручниках, обыски дважды в день. А когда его привозят в суд, то количеству охраны позавидовал бы и сам Президент.

На одном из судебных заседаний по «делу Мультика» побывал корреспондент «Новостей-N»

Предыстория

Николаевский бизнесмен Михаил Титов, более известный в городе как Мультик, был задержан 29 августа сотрудниками прокуратуры. В этот день в нашем городе силовики провели 90 обысков. Вместе с Титовым были задержаны ещё четверо, среди них — известный в городе бизнесмен Алексей Пелипас. Всех задержанных правоохранители считают членами организованной преступной группировки (ОПГ) Мультика. В тот же день задержанные под усиленной охраной были отправлены в СИЗО города Мариуполя.

30 августа всем фигурантам избрали меру пресечения в виде содержания под стражей. Содержат их исключительно в одиночных камерах, с усиленной охраной и под круглосуточным контролем.

И вот 10 ноября неожиданность — Апелляционный суд Донецкой области отпустил Алексея Пелипаса под круглосуточный домашний арест. В решении коллегия судей обосновала это тем, что прокуратура не может доказать риски, из-за которых подозреваемый должен находиться под стражей.

Постоянная непостоянность

Все судебные заседания по Михаилу Титову и остальным фигурантам всегда, как снег на голову — их назначают на один день, потом отменяют, переносят на другой. В среднем за неделю дата судебного заседания меняется три раза. Так,  рассмотрение последней апелляции Титова изначально было назначено на вторник, 14 ноября, но в понедельник сообщили — заседание переносится. В итоге слушание назначили на 16 ноября на 09.30. В 08.00 сообщили, что заседание состоится в 11.00, а по факту началось оно лишь в 12.40.

«Особо опасный»

В 12.20 к суду подъехал автобус с вооруженным отрядом Нацгвардии в полной экипировке. Полтора десятка силовиков расставили по периметру вокруг здания. О снимающих журналистах нацгвардейцы тут же пожаловались своему командиру, однако тот велел не обращать на это  внимания. Уже через 5 минут стала слышна приближающаяся сирена. К воротам суда в сопровождении машин полиции подъехали два автозака и микроавтобус с ещё одним отрядом Нацгвардии. Все транспортные средства, кроме микроавтобуса, с мигалками. Всего для охраны Михаила Титова приехали более 30 вооруженных до зубов нацгвардейцев. Глядя на всю эту довольно нелепо выглядевшую картину, поневоле возникал вопрос: от кого его так охраняют? От адвокатов? От прокуроров? От журналистов? Или, может быть, все наоборот — это полумиллионный Мариуполь охраняют от одного Титова?

- Это еще что, - смеялись адвокаты. - Перед прошлым заседанием еще и квадрокоптер летал — чтобы с воздуха не напали.

Перед входом в зал местный «судебный распорядитель» — молодой человек лет двадцати пяти — начал инструктировать журналистов: к Титову не подходить, не разговаривать, комментарии у него не брать, охрану не фотографировать. Насколько эти требования соотносятся с действующим законодательством, «распорядителя», похоже, не волновало.

К слову, подходить к Титову запретили не только журналистам, но и жене, которая приехала на судебное заседание. Во время объявленного перерыва её вместе с журналистами попросили выйти из зала.

Как рассматривают апелляцию

В зале суда Титов находится в специальном параллелепипеде из пуленепробиваемого стекла — проще говоря, в «клетке». С обеих сторон — охрана, которая и близко никого не подпускает.

Апелляционную жалобу рассматривала коллегия судей: председательствует судья Виктория Куракова, судьи Татьяна Топчий, Ирина Свиягина. Перед началом заседания адвокат Василий Калаянов заявил ходатайство: приобщить к материалам дела документы, характеризующие его подзащитного. Адвокат зачитал один документ, в котором шла речь о том, что Титов выделил 60 тысяч гривен на операцию для участника АТО. А месяц назад в городе Очакове установили первый памятник морским пехотинцам — при финансовой поддержке Титова. Жена подозреваемого, Анна Титова, возглавляет благотворительный фонд «За жизнь 2016», который оказывает помощь нуждающимся. Коллегия судей одобрила приобщение всех характеристик к материалу дела.

Второе ходатайство вновь последовало от Василия Калаянова. Он рассказал, что в своих показаниях учредитель рынка «Торг-Сервис» Анатолий Мазур, имеющий по данному делу статус пострадавшего, указал на четверых человек, якобы тоже причастных к захвату рынка. Этими людьми являются некие Рукавица, Романюк, Хамилов и Макич. Сторона защиты на протяжении трех месяцев выступает с требованием допросить этих людей, но прокуратура отказывает — дескать, все они находятся за пределами Николаева, и допросить их нет никакой возможности.

Однако, как выяснилось, то, что  оказалось не под силу прокуратуре, легко сделала защита: по словам Калаянова, он и второй защитник —  Руслан Танабаш — нашли всех четверых и опросили самостоятельно. Показания свидетелей были зафиксированы на видео. Все четверо заявили, что лично с Титовым не знакомы и никогда его не видели. Вот эти показания Калаянов попросил приобщить к материалам уголовного производства. Сторона обвинения выступила против приобщения показаний фигурантов эпизода, связанного с «захватом рынка». По словам прокурора, адвокаты взяли себе роль органов досудебного расследования. Коллегия судей, посовещавшись на месте, постановила удовлетворить и второе ходатайство Калаянова.

Третье ходатайство последовало от защитника Руслана Танабаша. Адвокат пояснил коллегии, что в суде первой инстанции при продлении меры пресечения Титову к рискам (риски — основания, на которые опирается прокуратура при обосновании необходимости применения той или иной меры пресечения подозреваемому) был приобщен рапорт на имя первого заместителя прокурора Николаевской области Степана Божило от следователя Ерошкина, в котором тот сообщил, что 18 октября в Николаеве за ним следили неизвестные лица на автомобиле. Адвокат рассказал, что в тот день примерно в 20.30 в Мариуполе произошло ДТП, в которое попал друг хозяина авто,  фигурирующее в рапорте Ерошкина. Хозяин автомобиля присутствовал при оформлении аварии, а также отвозил своего друга в местную больницу. Все это, по мнению защиты, свидетельствует о том, что 18 октября указанный человек никак не мог находиться в Николаеве и следить за Ерошкиным. Присутствие хозяина автомобиля в Мариуполе 18 октября зафиксировали камеры наружного наблюдения. Танабаш просил суд допросить свидетелей: старшего следователя Центрального отдела полиции ГУНП в Донецкой области старшего лейтенанта полиции Андрея П., медсестру Анастасию З., которая ждала в коридоре, чтобы её вызвали. Танабаш заверил: эти люди могут подтвердить — в тот день упомянутый  автомобиль был в Мариуполе. Прокуратура активно возражала: по их словам, в рапорте ошибка — слежка за Ерошкиным велась не 18, а 15 октября.

«Открытость» судебных заседаний

А далее началось самое интересное: прокурор попросил коллегию судей удалить из зала журналистов, так как суд первой инстанции принял решение рассматривать избрание меры пресечения в закрытом режиме. По мнению стороны обвинения, присутствие журналистов может негативно отобразиться на защите полученной информации следствия. Адвокаты николаевского бизнесмена единогласно выступили против такого ходатайства. Подозреваемый и вовсе возмутился, что во всех уголовных делах обычно происходит наоборот: прокуратура требует присутствия СМИ.

Я за то, чтобы была пресса. Мне бояться нечего, а они (прокуроры. - Прим. авт.) не хотят, чтобы вся Украина видела и слышала, что у них нет никаких доказательств. Это нонсенс, чтобы тот, кого судят, требовал, чтобы были СМИ, а прокуратура наоборот была против. Они хотят скрыть от общественности, что ничего не делают, - заявил подозреваемый.

Похоже, прокуроры забыли, что наша страна уверенно, семимильными шагами идет в Европу, где во всем присутствует прозрачность, а уж в судах и подавно. Президент Украины Петр Порошенко призвал суды быть открытыми, да и Генеральный прокурор Юрий Луценко делал не раз именно на этом акцент. Ради этого был принят отдельный Закон, упрощающий доступ и фиксацию судебных заседаний. Так, статья 27 УПК Украины гласит, что не только журналист, а любой гражданин имеет право находиться на заседании и фиксировать процесс на технические средства.

Коллегия судей оказалась более сознательной, чем прокурор: посовещавшись на месте, она приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства.

 «Опасный Миша»

Рассмотрение жалобы по сути

Так как апелляционная жалоба была подана Русланом Танабашем, ему коллегия судей предоставила слово первому. Адвокат пояснил, что за два с половиной месяца следствие не предоставило ни одного доказательства причастности Титова хотя бы к одному из инкриминируемых ему преступлений. Он попросил судей смягчить меру пресечения с содержания под стражей на круглосуточный домашний арест или предоставить подозреваемому право на внесение залога. При этом адвокат подчеркнул, что, с учетом отсутствия доказательств, он вообще не понимает, почему к его подзащитному должны применять меру пресечения.

Адвокат Василий Калаянов поддержал коллегу и заявил, что ссылаться на показания общественников, на которых строится практически все обвинение, просто противозаконно.

Слово дали и подозреваемому. Титов рассказал о двух инцидентах. В первом речь шла о том, как следователь приходил к его матери и представлялся «другом ее сына». Во втором — как у него пытались взять анализ ДНК, однако забыли захватить с собой необходимые принадлежности.

У меня нет слов, одни эмоции. Я требую, чтобы мне сделали очные ставки с так называемыми потерпевшими, или со свидетелями, или, по-крайней мере, чтобы пришел ко мне следователь и допросил. Ко мне приходил два раза следователь, и всё время приходит без адвоката. Мне он говорит, что защитника предупредили, что нужно идти ко мне, а адвокат не хочет. Я еще раз требую – везите потерпевших, свидетелей. Я готов работать со следствием, но этого нету. Если я такой кровожадный как прокуратура говорит, то почему до сих пор Мазур живой? Они же рассказывают, что я убийца, маньяк, кровожадный человек. Он первое свое заявление написал в 2016 году, он указал фамилии тех, кого считает виновными. Их никто не допросил, никто с ними ничего не делал. Мои адвокаты их нашли и допросили. Со мной следствие работать не хочет. Их удовлетворяет ситуация, что Титов сидит в тюрьме и все нормально... - эмоционально заявил Титов. Его выступление было прервано судьей, потребовавшей говорить по сути и уважать суд.

Прокуратура в свою очередь требовала оставить решение Жовтневого суда без изменений. На обвинения защиты в затягивании дела и отсутствия доказательств прокурор пояснил: дело имеет 11 эпизодов, по нему допрашивают 100 свидетелей, рассекречиваются следственные действия.

Все следственные действия проводятся согласно плану. Срок досудебного расследования был продлен до 28 февраля 2018 года, - сказал прокурор.

Председательствующая судья Виктория Куракова также выясняла у стороны обвинения, имеет ли место  всё, что говорила сторона защиты: отсутствие доказательств, небоснованность рисков, согласно которым к Титову применена самая суровая мера пресечения.

Судья: Кроме подозрения, что предъявили 29 августа Титову, ещё какие-то подозрения предъявлялись?

Прокурор: Нет, но есть же фигуранты...

Судья: И сегодня вы ничего не добавляете?

Прокурор: На данный момент этот вопрос решается.

Судья: Давайте, что есть!

Прокурор: Нет!

Судья: И фигурантов в деле за это время новых не появилось?

Прокурор: Новых — нет!

В качестве одного из примеров риска освобождения Титова из-под стражи сторона обвинения привела «давление», которое якобы оказывалось на николаевского предпринимателя Кибзуна, бывшего владельца ресторана «Пирог». Услышав это, Титов попросил реплику и рассказал и о том, какое «давление» было на другого пострадавшего в его деле — предпринимателя Мазура.

Почему Мазур испугался за свою жизнь, только когда я уже месяц сидел в тюрьме, хотя заявление написал ещё в 2016 году? Почему он не вызвал полицию, когда ему повесили венки? Почему полиция не сфотографировала эти венки, не сняли отпечатков пальцев, заодно бы узнали, кто эти венки вешал? Есть же элементарные вещи, которые, мне кажется, даже в училище, когда идешь на милиционера учиться — этому уже учат. В каждой детективной книжке об этом написано. А оказывается, прокуроры об этом не знают. Они только Титова пытаются обвинить по показаниям городских сумасшедших, так называемых каких-то там общественников. Знаете, у нас сейчас время такое, в стране судят по показаниям бабушек, которые сидят возле подъезда. Я сейчас сижу в одиночке, и меня никто не слышит. И сижу я в одиночке не потому что, как некоторые общественники говорят, Титов испугался и спрятался, а потому что прокурор написал ходатайство в СИЗО, чтобы меня содержали в «одиночке», и чтоб вот эти люди с автоматами всё время были со мной, - выплеснул эмоции Титов.

Адвокат Василий Калаянов разъяснил коллегии, что Кибзун в материалах дела не фигурирует ни в одном из эпизодов.

Прокуратура настаивала, что в апелляционной жалобе адвокату Танабашу необходимо отказать, а все нарекания стороны защиты — не более чем многословные обвинения.

Решение суда

Коллегия судей, заслушав всех участников процесса, удалилась в совещательную комнату. Спустя 25 минут зачитали решение: в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение Жовтневого районного суда города Мариуполя о содержании под стражей — оставить без изменений. Таким образом, Титов пробудет в СИЗО до 26 декабря.

 «Опасный Миша»

Комментарии адвокатов

После судебного заседания сторона защиты согласилась озвучить журналистам свою точку зрения.

Василий Калаянов:

К сожалению, Апелляционный суд не взял во внимание наши доводы и не изменил меру пресечения нашему подзащитному с содержания под стражей на домашний арест. Если смотреть со стороны профессионала, судьи могли по-крайней мере то, что мы предоставляли, более подробно поспрашивать. За всё время лишь появились новые фигуранты — это общественники, которые описывают те или иные преступления, якобы совершенные Михаилом Титовым.

Руслан Танабаш:

По-моему мнению, суд где-то предвзято относится к защите и Михаилу Титову. В чём предвзято: думаю, что в средствах массовой информации и вообще в обществе оказывается давление. Было отказано судом в удовлетворении ходатайств, хотя я  предоставил очень важных свидетелей. Эти свидетели могли доказать, что органы досудебного следствия, а именно прокуратура, фальсифицируют в ходатайствах о сроках содержания под стражей обоснованность рисков.

Прокуратура: No comments

Прокуроры, поддерживающие обвинение, к сожалению, общаться с прессой упорно отказываются и норовят поскорее уйти сразу после закрытия слушания дела. А если все же их удается поймать, то ответ всегда один — тайна следствия.

Вывод

Вот такой он — апелляционный суд по «делу ОПГ Мультика». Точнее даже не по самому делу, а всего лишь по продлению меры пресечения одному из фигурантов. Причудливая смесь политики, уголовного кодекса, пиара, бездоказательности, безнаказанности, личных амбиций и далеко идущих планов отдельных личностей. Судя по всему, это «шоу» продлится долго и преподнесет всем еще немало сюрпризов.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив