«Саша немножко заигрался, и это его погубило», - депутат облсовета рассказал, как помогал Сенкевичу

11.10.2017 в 21:22

Депутат Тахир Садридинов — одна из самых загадочных фигур в Николаевском областном совете. Он редко выступает на сессиях и заседаниях депутатских комиссий. Однако если уж берет слово Садридинов, даже такая «политическая пиранья», как Татьяна Демченко, замолкает и слушает. А при обсуждении кандидатур на различные должности в облсовете фамилия Садридинова неизменно фигурирует в числе наиболее реальных кандидатов.

В далеком 1985 году Шамсидин Садридинов (отец Тахира) покинул Таджикистан, где работал инженером в плодовоовощном хозяйстве, и отправился по обмену опытом на Николаевщину, да так и остался жить в Николаевском районе. При распаевке земли Садридиновы взяли земельные участки и начали вкладывать средства и время в овощеводство. Несмотря на многие трудности, с которыми они столкнулись, результат не заставил себя ждать.

Предприятие «С-Росток», специализирующееся на выращивании и сохранении сельхозпродукции, детище всех членов семьи Садридиновых. Компания известна не только в Украине, но и далеко за её пределами. Помимо того что семья занимается овощеводством, Тахир и Рустамджан Садридиновы подались в политику — они единственные, чей рейтинг в Николаевском районе стабильно высокий. Многие объекты братья, не особо надеясь на бюджет, давно уже делают за собственные деньги.

В свои 44 года Тахир Садридинов занимает должность генерального директора «С-Росток», является депутатом областного совета от фракции «Наш край» и входит в состав «бюджетной» комиссии.

Наш разговор состоялся сразу после нашумевшего смещения с должности мэра Николаева Александра Сенкевича. Поэтому первая часть беседы посвящена именно этому событию — ведь до последнего времени никто не знал, что Тахир Садридинов состоит с экс-мэром в дружеских отношениях, более того, до последнего времени он выполнял роль своеобразного «тайного советника» отставленного городского головы.

Тахир Шамсидинович, мало кто знает, что именно Вы помогали советами неопытному городскому голове Сенкевичу. Расскажите, как Вы с ним познакомились?

— По-моему, это было на каком-то мероприятии. Он как-то пошутил, коверкая язык, что-то типа «ПривЭт». Я ему ответил: «Слушай, ты, наверное, что-то попутал. У нас акцента не бывает». (Смеется). А потом он попросил у меня совета из области сельского хозяйства. Я у него спросил: «А мэру зачем сельское хозяйство?» Вот таким образом мы познакомились. И он мне тогда дал номер своего телефона. Это было год с лишним назад.

— Как складывалось Ваше общение?

— Потом он мне рассказал о своих планах. Мы ещё шутили, что не хватает чиновников, нужно сделать больше штат. Сенкевич также говорил, что нужно больше электроники, и тогда я первый раз прикололся и сказал, что если бы был электронный мэр — было бы вообще прекрасно. Он тогда спросил: «Ты что, против меня?» (Смеется). Я ему ответил: «Ну раз ты хочешь, чтобы люди приходили к терминалу и отправляли заявления, это, конечно, прекрасно, но нужно же всю систему поменять». Но эта идея мне понравилась: его креативность, я купился на это и сказал, что если есть какие-то житейские вопросы – я готов помочь. Я разбираюсь в хозяйственных вопросах, поэтому всегда готов помочь. Таким образом мы стали с ним общаться.

— Что-то удивляло Вас в работе молодого мэра?

— На тот момент я удивлялся, как он справлялся без замов. Допустим, в моей работе это невозможно, у меня должны быть не только замы, но и должна быть полная структура, иначе если этих людей нет, то кто будет за это ответственность нести? Либо ты сам должен это тянуть, что в принципе невозможно, тем более, когда нет опыта, как у мэра. Значит, ты должен как можно скорее подобрать кадры, которые бы отвечали за ту или иную работу. Я ему тогда сказал, что необходимо поторопиться.

— И как, он прислушался к Вашему совету?

— Он мне ответил, что есть Мкртчян и Турупалов. Я ему объяснил: «Ты пойми, эти люди не знают, где трубы проходят. Эти люди не знают, какой троллейбус ходит с Намыва на "Колос" и какой маршрут ходит в Октябрьское. Нужны люди местные, которые в этом разбираются». Понимаете, иногда старые кадры должны работать не по квоте чьей-то партии, порой старые кадры действительно профессионалы, и они вне политики. Поменялся мэр, но система должна работать. Городской голова должен выбирать специалистов, которые будут отвечать за свой профиль. Я думал, что эти советы он воспримет. Но пришел человек из другой области, чтобы заниматься транспортом, – я это воспринял в штыки и об этом мэру сказал. Сенкевич был уверен, если в Херсоне Мкртчян занимал должность профильного зама, то и в Николаеве осилит. В итоге Мкртыч превратился в «Магарыч» – его так начали называть, чему я был удивлен.

— А почему его начали называть «Магарыч»?

— Ну не знаю, у каждого разные фантазии, они должны себе сами придумать, почему его стали так называть. (Смеется). Я в эти подробности не вдаюсь. Посмотрел на это дело и понял, что порядка так не будет.

— На протяжении какого времени Вы говорили Сенкевичу о необходимости смены иногородних замов на местных?

— Где-то через месяц-полтора после того, как он их назначил.

— Как он Вам объяснял назначение иногородних заместителей?

— Новые люди, не связанные с местными депутатами, не подконтрольные никому, а только лично мэру. Было другое упущение — эти люди не были профессионалами своего дела. Вот в этом тоже была ошибка. И пришло всё к тому, что эти люди оказали ему медвежью услугу. А потом обсуждались коммунальные предприятия. Я давал много советов.

— Что именно Вы советовали?

— Я советовал, чтобы коммунальные предприятия, числящиеся на балансе города, не должны возглавлять по принципу: «А вот есть директор коммунального предприятия, и он решит, это квота «Оппозиционного блока», а это квота «Самопомочі». Так дела не делаются. Директор КП непосредственно должен быть профессионалом, и с него должен быть ежедневный спрос. Ну и городские программы должны выполняться в точности по распорядку.

— Сенкевич Вас послушал?

— Думаю, нет. Я был сильно против, когда он со мной советовался по программе «Теплый дом».

— Почему?

— Дело в том, что даже если посчитать все дома Николаева и захотеть их все завтра утеплить — это нереально. 130 миллионов, которые выделили под эту программу, при всем уважении к Игорю Дятлову, это невыполнимо.

- Именно поэтому, услышав Ваш совет, Александр Сенкевич назначает своим заместителем депутата от «Оппозиционного блока» Александра Омельчука, принимая программу «Теплый дом». Я правильно понимаю?

—...И принимает эту программу, что в итоге повлекло первое недовольство не только в Николаеве, но и в Киеве. Это было одним из первых политически и хозяйственно неправильных решений. Если бы мы, например, договорились за большее количество налогов, которые остались на местах, за уплату того же самого газа – это принесло бы больше пользы «Николаевтеплокоммунэнерго», который передается сейчас городу, нежели «Теплый дом». Если бы сегодня мы эти деньги бросили на экономику теплоэнергии области: котельные меняли или подняли старую систему карты и перерезали, как нужно, – это принесло бы больше пользы. А мы решили, что делать? Энергетика дорожает – нужно шубу купить потеплее, понимаете? Давайте ещё пальто купим сверху. (Смеется). Это же абсурд.

— По Вашему мнению, как можно было заменить программу «Теплый дом»?

— Если ты не переносишь холод, тебе нужно выбрать более теплый регион для жизни. Когда нам сегодня говорят: «Дома нужно в пенопласт заклеить», а при этом человек не может заплатить за тепло, как с этим быть? Субвенции, дотации – вранье это всё. Этого не хватает. Работают программы, но не в полном объеме. Вот на сессии он получил «втык». За что? Ни за что. Были у него деньги 170—130 миллионов, эти ведь средства были программные, он не имеет право их тратить. Он их поставил на депозит. На депозите что он сделал? Заработал для города 36 миллионов. Можно было человека за это похвалить? Можно было. В итоге он по шее за что получил? За то, что принес городу 36 миллионов. Если бы он потратил эти деньги, на него бы возбудили уголовное дело — как это ты человеку 30 % заплатил? 70 % ты должен заплатить по окончании работы, чего это ты их потратил на другие нужды? Не имеешь права!

— Вас очень часто можно было наблюдать на встречах «Сенкевич поруч». Вы участвовали в их организации?

— Мне было интересно, насколько растет молодой мэр. Как он отвечает на вопросы, как он понимает, как он чувствует народ. И второе, мне было очень интересно, что больше всего интересует николаевцев.

— Вам эти встречи не напоминали шоу?

— Там не было шоу, потому что один из «идейщиков» перед вами сидит. Там не свозились люди. Они приходили сами.

— Речь не идет о том, что там свозились люди. Речь идет о самих подаче и формате встречи. Начиналось всегда с «выпрыгивания мэра из кустов», а в ходе общения с горожанами он часто говорил несуразные вещи.

— Был сделан определенный блок вопросов, которые часто задавали николаевцы. И с каждым разом мэр, изучая эти вопросы, готовился к ним всё лучше и лучше. Он начинал заниматься непосредственно хозяйственной деятельностью, чем именно и должен заниматься мэр, оставив политику в сторону. Если бы из этого «поруча» он всё-таки извлек больше пользы — он бы понял свои ошибки.

 «Саша немножко заигрался, и это его погубило», - депутат облсовета рассказал, как помогал Сенкевичу «Саша немножко заигрался, и это его погубило», - депутат облсовета рассказал, как помогал Сенкевичу

— По Вашему мнению, Александр Сенкевич  хозяйственник или всё-таки политик?

— Нет, он больше политик, чем хозяйственник.

— Возможно, поэтому депутаты в итоге и отправили его в отставку, посчитав, что на должности мэра нужен не политик, а хозяйственник?

— Я думаю, что в этом есть доля правды. Резко переключиться на хозяйственные вопросы очень сложно любому человеку. Даже тому, которому кажется, что он разбирается в этих вопросах. Одно дело говорить, а другое — принимать важные для города решения. Мне кажется, Саша немножко заигрался, и это его погубило. Даже если он понимал, что ему всё равно объявят импичмент, нужно было заниматься только хозяйственной частью, — я бы на его месте сделал именно так. Ведь у него это получается. Когда он дороги начал делать в Николаеве. Я, например, при других мэрах столько работы по внутриквартальным проездам не видел.

— Из того, что Вы говорите, следует, что Вы считаете, депутаты незаслуженно отправили Александра Сенкевича в отставку?

— В принципе, учитывая его молодость, учитывая его неопытность, учитывая, что те депутаты, которые приняли такое решение, сидят там не один созыв и имеют многолетний опыт, они должны были поддержать этого человека. Но на сессии они просто демонстративно его уничтожили. Правильно сказал Сенкевич — его изнасиловали.

— За неполных два года пребывания на посту мэра у Сенкевича возникло множество конфликтов: с депутатами горсовета, с министрами, премьером и генпрокурором. Возможно, его проблема в неумении общаться с людьми: Сенкевич не умеет и не хочет слушать?

— Когда человек тебя не слушает, ты как вольный советчик, который ни к чему не обязывает. Не может он завтра прийти ко мне и сказать: «Вот ты мне не дал правильный совет». Правильно, неправильно – мэр ты, ты принимаешь решения. Но те депутаты, которые непосредственно с ним работают, имеют на него давление. Они же выразили ему недоверие? Смогли? Смогли! Почему они тогда не могли по-другому воздействовать? Они «Теплый дом» приняли? Приняли! Они при распределении «депутатских денег» по 4 или 5 миллионов каждому приняли? Приняли. Когда принимали замов, кто голосовал? Депутаты. Почему в тот момент они находили с ним общий язык, а сейчас, когда резко получили всё, – они его вытурили?!

— Вы видели выступления народных депутатов от «Самопомочі» на сессии городского совета, как Вы расцениваете их высказывания?

— Я думаю, что они переборщили. Результат получился «на лицо». Их высказывания повлияли на решение депутатов горсовета. Выступления лидера партии «Самопоміч» было бы достаточно (Олега Березюка. - Прим. авт.). Нужно было просто сказать: «Повернитесь лицом! Ваш мэр молодой, неопытный! Нет у нас политических партий. Научите его, помогите, не рубите сгоряча!» Он должен был выйти и правильно сказать. Получается, что Сенкевичу они выразили недоверие в одном вопросе, а Березюк говорил совсем о других вещах. Мне показалось, что его выступление было эмоциональным, но не по теме.

— «Самопоміч» очень активно пытается раскрутить тему, что в импичменте Сенкевича виноваты «БПП», «Оппозиционный блок» и «Наш край». Сам мэр также обвиняет кого угодно, но только не себя.

— Поздно кричать, пожар уже произошел, и они уже «сгорели». Не стоит обвинять другие фракции. Разговор перешел на юридическую плоскость. Будет суд, он будет подавать иск, будет бороться, а «Самопоміч» пускай смотрит себе за воротник, ведь исходила инициатива от депутатов их фракции. Разве Исаков и Филевский —  члены «Нашего края» или «Оппозиционного блока»?

— До голосования за досрочное прекращение полномочий они были членами «Самопомочі».

— Правильно. Разговор об импичменте Исаков завел ещё где-то год назад. «За кулисами» об этом все знали. В чем разочаровался Исаков, знает лучше всех сам Исаков, сама «Самопомоч» и сам мэр. Почему не было найдено между ними решения вопроса — пускай определяются между собой. Поэтому обвинять кого-то, когда инициатива исходит из твоей партии, я думаю, глупо.

— Вы не жалеете, что оказывали ему поддержку? Он оправдал Ваши надежды?

— Я нисколько не жалею, что давал ему советы, потому что, с одной стороны, он всё равно не прислушивался, а с другой — ко мне многие подходили и говорили: «Всё получилось так, как вы говорили семь месяцев назад». Это было очевидно.

— Спасибо, Тахир Шамсидинович, за интересную беседу!

— Спасибо Вам!

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив