НАБУ vs ГПУ: новые подробности противостояния
НАБУ vs ГПУ: новые подробности противостояния
В противостоянии НАБУ и ГПУ наметился новый поворот. В распоряжении РБК-Украина оказались протоколы допросов сотрудников Антикоррупционного бюро, которые ранее были задержаны следователями Генпрокуратуры. Из полученных документов следует, что пыток или физического воздействия к ним не применяли. Во всяком случае, эта информация в материалах не содержится. Кроме того, из документов следует, что один из задержанных вообще не является сотрудником Бюро.
История задержания
12 августа между сотрудниками НАБУ и ГПУ произошло столкновение. Генпрокуратура получила информацию о ведении слежки за одним из представителей департамента расследования особо важных дел в сфере экономики ГПУ. Этот департамент находится по адресу ул. Симона Петлюры 7/9.
"Мы заметили, что в квартире напротив помещения департамента поселились неизвестные люди, которые осуществляют определенные мероприятия. Мы правоохранители. У нас есть определенная осведомленность. Мы понимаем и чувствуем такие вещи. Мы зашли в эту квартиру с обыском, чтобы установить лиц, которые там находятся и причины этого. Установили служебные удостоверения, которые они оставили, спецтехнику, применение которой требует соблюдения определенных процедур", - сообщил в эфире "5 канала" начальник департамента Владимир Гуцуляк.
В НАБУ инцидент назвали "внештатной ситуацией". Там не стали отрицать факт ведения слежки. В сообщении, распространенном Бюро говорилось, что наблюдение велось "за объектом одного из уголовных производств" и в помещение, откуда она велась сотрудники ГПУ пытались проникнуть, поскольку "приняли данные следственные действия, как слежку за собой".
Тезис о том, что между ведомствами развернулась война, публично опровергается. Директор НАБУ Артем Сытник за последние дни в комментариях СМИ неоднократно заявлял, что никакой войны между ведомствами нет. Нет ее и между главами ведомств. "Никакой войны между ГПУ и НАБУ, а также лично между мной и генеральным прокурором Украины Юрием Луценко нет. Однако имеют место действия по защите частных интересов отдельных руководителей и работников Департамента Генеральной прокуратуры Украины по расследованию особо важных дел в сфере экономики. Именно работники этого Департамента, превышая свои полномочия, используя ресурс Генеральной прокуратуры и Национальной полиции, пытались помешать следователям негласным действиям НАБУ", - сообщил Артем Сытник 15 августа.
В тот же день НАБУ опубликовало видео, на котором ранее задержанные представителями Генпрокуратуры сотрудники Бюро, чьи лица были заретушированы, рассказали о применении к ним пыток со стороны следователей ГПУ. РБК-Украина известны фамилии тех, кто дает показания на видео, но поскольку НАБУ считает нужным не предавать их огласке, редакция также будет уважать их право на анонимность. Назовем их по именам – Александр (на видео он в красной футболке) и Виктор (он в белой футболке).
Так, Александр сообщил, что после задержания его спустили в подвал Генеральной прокуратуры, где избили. "…И он меня сильно стукнул в область челюсти и шеи ладошкой. В ушах аж зазвенело. Я начал падать и почувствовал еще удар в ребро", - рассказал он.
После этого его подняли, схватили и некто в бейсбольной кепке достал нож и начал подносить его к глазам задержанного. Одним из тех, кто принимал участие во всем этом, по словам Александра, был Дмитрий Сус, замначальника ГУ по экономическим преступлениям. По версии ГПУ, это за ним была установлена слежка НАБУ. К такому выводу следователи пришли после того как обнаружили на конспиративной квартире бумажку с указанием фамилии Суса и номера его автомобиля. Сус, по словам Александра, во время допроса в подвале «взял пластиковую бутылку от газированного напитка и со всей силы нанес мне удар горлышком по пальцу левой руки». Сус же якобы пригрозил тем, что Александра вывезут в АТО "и никто тебя не спасет".
Из показаний Виктора следует, что когда на конспиративную квартиру зашли сотрудники ГПУ, то они «сначала пытались спокойно сказать: "Давайте с нами пройдем в департамент", однако оба отправиться туда отказались.
"Мы не хотели заходить, нас под принуждением тащили…сказали: "Мы вас занесем в любом случае, никуда не денетесь от нас"". Виктор, правда, сообщил, что Александра отвели не в подвал, а в кабинет на первом этаже. Его же самого "подняли на третий этаж".
Перед Виктором тоже "махали ножом" и потребовали вывернуть карманы: "Когда я сказал, что не буду ничего доставать, меня вынудили, повернули лицом к шкафу, начали бить в шкаф, потом по ногам, после чего сбили с ног и я упал рядом с сейфом…Я не сопротивлялся, просто упал. Достал нож для того, чтобы на тот момент он сказал мне: "Ты все равно расскажешь, я тебя сейчас вынесу на улицу, буду с живого шкуру снимать".
Комментируя видео с участием своих сотрудников НАБУ заявили, что в департаменте расследования особо важных дел в сфере экономики "их незаконно удерживали в течение 11-ти часов без составления протоколов задержания".
"У работников НАБУ были незаконно изъяты личные вещи, техника и документы. Согласно их показаниям, к ним применялись меры физического и психологического воздействия. Наконец, в районе 1-го часа ночи 13 августа сотрудники НАБУ привез на личном авто под здание Бюро один из сотрудников департамента", - говорится в сообщении.
Ситуация с видео на этом не закончилась. В ночь на 16 августа в сети интернет появился ролик, на котором зафиксировано задержание сотрудников НАБУ. Из него следует однозначный вывод, что закон нарушали представители Бюро, а не ГПУ.
Подробности допроса
В распоряжении РБК-Украина оказались протоколы допросов Виктора и Александра. В этих документах нет ни слова о применении к ним пыток.
Из показаний Виктора следует, что адрес и ключи от конспиративной квартиры он получил в районе автовокзала "Киев" 10 августа. Оказавшись в квартире, Виктор увидел в комнате фотоаппарат Canon, а на кухонном столе лист бумаги, на котором было написано: "Сус Дмитрий Николаевич. 11.10.1984". Там же был написан номерной знак автомобиля, который видимо, принадлежит Сусу. Пробыв в квартире до 20.00, Виктор ушел, и вернулся туда уже на следующий день. Вместе с Александром 11 августа они проверили состояние техники, пробыли там полтора часа и покинули квартиру.
"Сегодня, то есть 12.08.2016, я с Александром прибыли в квартиру приблизительно в 12 часов, проверили техническое состояние оборудования и около 14 часов в квартиру пришли люди, которые представились сотрудниками Генеральной прокуратуры Украины и предложили пройти в соседнее здание для дачи пояснений, с чем мы согласились и последовали за ними", - говорится в протоколе допроса Виктора, подпись которого стоит под протоколом. Информация о применении насилия к нему или его напарнику, отсутствует.
Из документа следует, что допрос начался в 22.00 и закончился в 23.10 12 августа. Остается открытым вопрос, где был Виктор с 14 часов, когда его забрали из квартиры до 22 часов, когда начался допрос.
Не менее любопытный и документ допроса Александра, который также имеется в распоряжении РБК-Украина. По времени он длился 53 минуты – с 23.02 до 23.55. Александр, сославшись на Конституцию, отказался свидетельствовать против себя.
Однако из документа следует один любопытный момент – Александр вообще не является сотрудником НАБУ, а работает продавцом-консультантом. Правда, уверенности нет и в этом. В распоряжении издания имеется еще один документ, в котором он сообщает, что является безработным. В его показаниях информации о применении пыток также отсутствует.
Следует отметить, что именно показания являются официальным документом, на основе которых может быть процессуальное решение о наказании людей, которые возможно пытали задержанных. С другой стороны, видеопоказания в ходе которых сообщается информация о том, что силу применял, в том числе и Дмитрий Сус, могут быть оговором сотрудников ГПУ.
РБК-Украина сообщает, что обратилось за комментарием относительно протоколов допроса в НАБУ.
Ситуация – тупиковая. Предполагается, что сегодня будет совместное заявление руководителей НАБУ и ГПУ Артема Сытника и Юрия Луценко. Возможно, они разъяснят все нюансы ставших непростыми в последнее время отношений этих правоохранительных ведомств.