Три митинга и два несостоявшихся штурма: горячее воскресенье в Николаеве
Обычный воскресный день 26 января в Николаеве, несмотря на морозную погоду, оказался чрезвычайно насыщенным в плане событий. Столь «горячего» воскресенья в городе не было, пожалуй, за все 22 года украинской независимости. Спокойствие, которым на фоне событий по всей Украине отличался Николаев, рухнуло в одночасье, словно карточный домик.
Собственно, началось все еще поздним вечером в субботу. В социальных сетях вихрем пронеслась информация о том, что неизвестные то ли штурмуют, то ли собираются штурмовать Николаевскую облгосадминистрацию. Возле здания ОГА немедленно собралось несколько сотен защитников. Правда, тревога оказалась ложной — выяснилось, что к зданию ОГА пришел народный депутат Украины Игорь Бриченко в сопровождении нескольких депутатов облсовета. Он потребовал пропустить его в здание — под предлогом того, что внутри якобы находятся некие «неизвестные люди». Об этом ему, Бриченко, сообщили «из компетентных источников». Охрана депутат в здание не пустила, однако было ясно, что этим дело не закончится — в воскресенье будет продолжение. Защитники здания утверждали, что подход Бриченко был всего лишь хитрым маневром — по их словам, за углом, на улице Набережной, в нескольких сотнях метров от здания ОГА ожидали команды более пятидесяти «боевиков», приготовившихся к захвату главного админздания области. История с приходом Бриченко к зданию ОГА ясно показала, сколь напряженной, несмотря на кажущееся спокойствие, является ситуация — для взрыва достаточно малейшей искры.
В воскресенье два митинга собрались в 12.00 на расстоянии буквально 200 метров друг от друга. «Евромайдановцы» традиционно собрались на углу Советской и Адмиральской. Количество участников заметно выросло — вместо традиционных 50 человек в этот раз собралось 800-900. Над толпой развевались флаги: сине-желтый национальный, красно-черный УПА и синий партии «Свобода».
Митинг «евромайдановцев», как обычно, проходил в непринужденной форме. Выступали все желающие: одни читали стихи, другие высказывали собственную точку зрения на происходящее, третьи предостерегали от провокаций и тому подобное. Однако по настроению в толпе чувствовалось, что «майдановцы» находятся на подъеме, они воодушевлены последними событиями в стране и главное — бессилием власти. Многие открыто заявляли, что режим Януковича доживает последние дни. В основном собравшиеся не столько слушали ораторов, сколько общались друг с другом, собираясь группками по 4-5 человек.
На альтернативном митинге возле ОГА собралось около 500 человек. В их числе было много депутатов областного и городского советов от Партии регионов, главы администраций городских районов и т. д. Судя по автобусам, стоявшим на улицах Московской и Карла Либкнехта, часть людей откуда-то привезли.
В отличие от митинга «евромайдановцев», здесь царили повышенные меры безопасности, выглядевшие явно избыточными. Молодые люди выстроились цепью, сцепив руки, и внутрь этого кольца пускали только «своих». Каким образом определялись «свои», осталось загадкой. Не пропускали даже журналистов. Получалось так, что рядовой человек, пришедший сам, по собственной инициативе поддержать «регионалов», на их митинг допущен бы не был.
Строго говоря, никакого митинга в традиционном понимании слова здесь как раз и не было — перед собравшимися никто не выступал. Мужчина с баяном играл популярные песни советских времен, участники акции согревались, пританцовывая. Ходил человек с мегафоном, время от времени выкрикивая призывы: «Фашизм не пройдет!», «Мы регионы, нас миллионы!» и «Николаев — не майдан!». Собравшиеся охотно подхватывали "кричалки" и дружно скандировали вслед за заводилой.
Несмотря на довольно мирную обстановку, во всем чувствовалось напряжение — было видно, что ждут штурма.
Тем временем, митинг на майдане закончился и его участники двинулись вниз по Советской, в направлении проспекта Ленина. Движение колонны сопровождалось постоянным «Слава Україні-героям слава!». Интересно, что вторую часть этой кричалки «Слава нації-смерть ворогам!» на мероприятиях «евромайдановцев» в последнее время стараются не озвучивать — видимо, поняли, что многих это отпугивает.
По мере продвижения колонны к проспекту Ленина количество людей в ней увеличивалось, и к «Сотке» дошло уже более тысячи человек.
Шествие остановилось возле «Сотки» и начался незапланированный митинг. Роль ведущего взял на себя руховец Юрий Диденко. Выступали все желающие, вновь читали стихи, призывали к борьбе. Выступления перемежались скандированием «Слава Украине-героям слава», «Банду геть!», «Зэка геть!» и тому подобным.
Через некоторое время внимание всех привлекла полувоенная колонна, маршировавшая со стороны Адмиральской. Тридцать-сорок человек, все в масках. Дружно скандировали «Слава нації-смерть ворогам!». Подойдя к участникам митинга, вновь прибывшие рявкнули «Разом до кінця», чем вызвали бурные аплодисменты и крики одобрения. Участники митинга не сразу поняли, кто пришел — решили, что это активисты «Свободы». И ошиблись: это оказался «Правый сектор» - организация, которая успела о себе заявить во время приснопамятных столкновений на Грушевского. С этой новой, неведомой ранее реалией николаевского политикума теперь придется столкнуться еще не раз.
Появление колонны молодых людей в масках еще больше воодушевило участников митинга. Апофеозом стало исполнение полуторатысячной толпой гимна Украины. Куда только подевалось то унылое завывания, которое можно было наблюдать несколько недель назад на николаевском «евромайдане». В этот раз гимн исполняли дружно, с напором, возвышенно-восторженно. Чувствовалось, что народ «завелся» не на шутку.
Именно после исполнения гимна к собравшимся обратился один из лидеров «Правого сектора» - молодой человек лет 20-22. Он призвал всех немедленно идти к зданию облгосадминисрации — иначе, дескать, будет поздно. Надо сказать, что особого энтузиазма эта идея не вызвала. В толпе зазвучало: «Еще не время», «Надо, чтобы нас было больше» и т. д. В конце концов, все же сформировалась группа в составе примерно 200-250 человек во главе со все тем же «Правым сектором». Колонна двинулась по Советской в направлении Адмиральской. Стоит ли говорить, что на всем пути следования скандировали все те же речевки: «Слава Украине», «Банду геть!».
О том, что их оппоненты «идут на штурм», собравшиеся возле ОГА узнали практически сразу после того, как колонна «майдановцев» двинулась в путь. Начали готовиться к схватке: перегруппировались, в первый ряд выставили физически наиболее крепких мужчин, отодвинули на задний план женщины. Вновь зазвучало «Фашизм не пройдет!» и «Николаев - не майдан!».
Впереди, метрах в пятидесяти, вытянулась редкая цепочка милиционеров во главе с подполковником милиции Сычевым. По замыслу организаторов «обороны» ОГА именно они должны были разделить две толпы — штурмующих и защитников. Хотя достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что жиденькая цепь милиционеров в случае штурма будет сметена в секунды.
Тем временем колонна во главе с «Правым сектором» вышла на традиционное место собраний участников николаевского «майдана». Было видно, что за время следования по Советской она заметно поредела — дошло явно менее 200 человек. Видимо, идея брать штурмом администрацию показалась удачной далеко не всем, и в пути многие «растворились».
Уже по тому, что колонна сразу к ОГА не пошла, а остановилась в нерешительности на «майдане», стало ясно, что никакого штурма не получится. Минут десять длилась дискуссия «идти или не идти?». Большинство было за то, чтобы «не идти». Однако «Правому сектору» необходимо было блюсти реноме, поэтому парни в масках начали выдвигаться на аллею возле вечного огня — строиться к атаке. Для построения вышло и вовсе мало — около 30 человек. На фоне не менее чем 500 человек, которые стояли перед обладминистрацией, эта группа выглядела не очень убедительно. Зазвучал крик «На штурм!». Неизвестно чем бы все это закончилось, если бы на пути «штурмовой группы» буквально стеной не встали десяток наиболее благоразумных активистов. В основном это были женщины, хотя затесалось в их ряды и несколько мужчин, среди которых небезызвестный Анатолий Ильченко.
Женщины, взявшись за руки, стали цепью перед «штурмовиками» и не пустили их дальше. По правде говоря, по нерешительным движениям и испуганным взглядам многих «штурмовиков» было видно, что они и сами рады тому, что их не пускают — стычка с милицией и несколькими сотнями «защитников» ОГА не сулила им ничего хорошего. Поэтому ситуацию из разряда действий достаточно легко удалось перевести в разряд разговоров. В качестве «главноуговаривающего», наряду с женщинами, выступил и глава городской организации «Свободы» Игорь Деревянко. Уговаривать долго не пришлось — буквально через десять минут от идеи штурма благополучно отказались. Лидер «Правого сектора» — тот самый, который выступал на митинге возле «сотки», — объявил своим сторонникам, что сегодня «нас слишком мало, мы пойдем туда чисто на смерть». Он заверил, что скоро они сюда вернутся, уже в гораздо большем количестве и заблокируют ОГА. Была названа даже дата — 28 января.
После отказа от штурма, группа активистов «Правого сектора» и несколько десятков «майдановцев» потянулись к николаевской мэрии. У многих возникли опасения, что уж это задние точно захватят — в отличие от облгосадминистрации его охраняла только милиция. Однако, видно, в этот день была не судьба: постояв минут двадцать на ступеньках мэрии и покричав «Ганьба!» и «Банду геть!», активисты «Правого сектора» отправились маршировать по Советской.
Эпизод возле здания горисполкома интересен еще и тем, что время от времени разгорались дискуссии между «майданными» активистами и рядовыми николаевцами — столь горячие, что едва не доходило до рукоприкладства.
Разумеется, на фоне происходящего в других городах юга Украины — например, Запорожья — сегодняшние николаевские события выглядят не столь устрашающе. Вместе с тем очевидно, что хрупкий мир, который до последнего времени сохранялся в Николаеве на фоне общеукраинского светопреставления, взорван — и взорван бесповоротно. Теперь наш город корабелов заживет полноценной политической жизнью — такой же, как и вся страна. Насколько город и горожане готовы к этому, покажет ближайшее время.