Ольвия счастливая и многострадальная

01.08.2012 в 11:25
Ольвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальнаяОльвия счастливая и многострадальная

 

В нашем городе при Колледже прессы и телевидения появился корпункт газеты «День». Теперь главные события в нашей области будут освещаться на всю страну не одним собственным корреспондентом, а целой бригадой журналистов этого авторитетного издания.


Затея для редакции расточительная, но… мотивированная, ведь всю журналистскую аналитику в регионе будут курировать признанные мэтры профессии: Вячеслав Головченко – председатель попечительского совета Колледжа прессы и телевидения и Глеб Головченко - член Николаевского исполкома, директор Колледжа прессы и телевидения, председатель Николаевского пресс-клуба реформ, секретарь Национального союза журналистов Украины.


Первые аналитические статьи Глеба и Вячеслава Головченко о проблемах Николаевской области уже появились на страницах газеты «День». Некоторые материалы вызвали неоднозначную реакцию читающей публики.


20 июля 2012 года издание опубликовало полемическую статью Вячеслава Головченко «Так счастлива ли Ольвия?».


Мы решили продублировать эту журналистскую аналитику для своих читателей, а наш корреспондент попросил историка, археолога и писателя Сергея Гаврилова прокомментировать изложенную в статье информацию.


Вячеслав Головченко. «Так счастлива ли Ольвия?».

(Газета «День» от 20 июля 2012 года. http://www.day.kiev.ua/231820/).


«…Древнейшим брендом на территории нынешней Николаевщины является Ольвия (др.-греч. Oльвия — счастливая) — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в 647—646 годах до н. э. на берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева. Во времена расцвета (вторая половина V — первая половина III века до н. э.) город занимал площадь 27 га, а численность его населения достигала 15 тысяч человек, говорит Википедия XXI века.


Все или почти все жители Николаева бывали здесь, а вот иногородних туристов из года в год не прибавляется. Мало информации в национальных СМИ, мало путеводителей и квалифицированных экскурсоводов. В сезон окончания учебного года, когда сотни школьных классов пытаются найти что-то среди раскопок, не дай вам Бог услышать рассказ местных экскурсоводов. Врут безбожно, путают даты и имена. Я уже не говорю о качестве речи. Куда только смотрят музейные работники? Наверное, создают новые мифы.


Для историков Ольвия — кладезь. Для местных жителей из Парутино долгое время — источник бесплатного камня и место выпаса скота. Сегодня вроде бы стали понимать, что заповедник может стать гарантированным работодателем. Осталось только свои усилия (палатки с пивом и вином, комнаты на постой) скоординировать с органами государственной власти и местного самоуправления. Да, и не мешало бы ассортимент сувениров разнообразить.


Основной заинтересованный внешний гость — археолог, который приезжает в летнее время «рыть». Вне сезона конкуренцию выпускникам истфаков составляют местные «черные археологи», которые, вооружившись импортными ультразвуковыми сканерами, «светят» территорию городища и всей хоры (окраины полиса). Затем, определив потенциальную ценность, берутся уже не за лопаты, а бульдозеры. В 1990-е это было частой практикой. В последние годы у заповедника появилась охрана, но, как говорится, нажива сильнее любых кордонов.


Туристического потенциала уйма, надо только его огранить, гостиницу нормальную построить и отобрать наиболее подготовленных рассказчиков на разных языках.


Гостиницы в Ольвии нет. Семь лет аматоры проводят здесь в августе одноименный фестиваль бардовской песни и греческой культуры. При всем уважении к организаторам, делают оно это очень камерно на те небольшие «крохи», которые удается собрать со спонсоров, поэтому национальным событием фестиваль «Ольвия» не стал. Альтернативу им составляют художники. Рисуют на пленере здесь и продают работы по ольвийским мотивам приезжим, в том числе через Интернет. Заповеднику и экспозиции от этой частной деятельности уж точно ничего не перепадает!


На материале Ольвии написаны и защищены десятки диссертационных исследований. Прекрасная книга С. Рослякова «Ольвия — жизнь и смерть цивилизаций» (Николаев, изд-во «Возможности Киммерии», 2003) очень хорошо прослеживает культурную историю этого полиса, и современного забвения эта местность точно не заслуживает.


В самом селе Парутино Очаковского района двоякое отношение к заповеднику. С одной стороны — он кормит несколько десятков семей круглогодично и чуть больше — летом. С другой — создает проблемы «наплыва» посторонних в село. При том, что в центре села местным совхозом-винзаводом выстроен в советские времена огромный дворец культуры, он никак не интегрирован с музеем-заповедником. Возможно, это сложилось более 20 лет назад, когда администрацию заповедника возглавила нынешний директор? Районная власть из Очакова вообще старается делать вид, что нет такого «магнита» у них на территории. Областная власть как-то очень робко пытается «использовать» тысячелетний бренд Ольвии. Видимо, хорошо ощущает сложность задачи?!


Само городище, которое раскапывают археологи более 100 лет на нынешней суше, таит примерно лишь половину исторической территории города. Большая часть укрыта водами Бугского лимана. Для серьезных подводных археологических работ в Ольвии время явно не наступило. И пока десятки музеев мира имеют правдами и неправдами добытые артефакты из Ольвии, они растут лишь в цене.


Что делать в Ольвии? С Ольвией как археологическим объектом? Как совместить туризм с археологической практикой? Эти и масса других вопросов не получают ответа уже много лет. Умирают энтузиасты, журналисты, историки, которые из уст в уста передавали разные легенды и были про Ольвию и тем самым способствовали интересу обывателей, посетителей городища. Три десятилетия для филиала Академии наук Украины оказалось мало времени, чтобы «развернуться» и сделать здесь публичный объект, нацеленный на популяризацию знаний. Младокоммерсанты не смогли предложить удачное решение по конверсии ольвийских возможностей.


Ольвия была спасительной 2,5 тысячи лет назад для Аттики, куда привозили здешнее первое зерно, спасая от скудного рациона Афины. Делали это самые любопытные капитаны из далекой колонии, которые научились раньше других ходить против ветра.


Международные донорские организации пытались проводить тут международную конференцию совместно с местным университетом, но потом, несмотря на «ольвийское» название, перенесли в Крым. Там гостиницы получше и есть конференц-залы с кондиционером.


«Алтарь демократии» — так называется новый телевизионный проект Колледжа прессы и телевидения и Телевизионного Академического Канала (ТАК ТV), который расскажет о традициях демократии в нашей стране. И этим традициям тысячи лет. А не 20, как хотелось бы думать некоторым.


«Но совместно с газетой «День» вот уже несколько месяцев мы думаем о проведении масштабного концерта симфонического оркестра на берегу величавого Буга в развалинах древнего амфитеатра! — рассказывает Глеб Головченко, директор Колледжа прессы и телевидения, генеральный продюсер ТАК ТV, член исполкома Николаевского городского совета. — И автором идеи стала Лариса Алексеевна Ившина, главный редактор газеты «День». Такая инициатива родилась на встрече с городским главой Николаева Владимиром Чайкой».


«После того как николаевцы показали мне «дельфинчик» — древнегреческую ольвийскую монету, я подумала — вот что должно олицетворять Николаевщину. Ведь этой истории тысячелетия! Ольвия — это и есть главный бренд Николаевщины», — считает Лариса Ившина. Поэтому сегодняшние земляки древнегреческого города занялись поиском кратчайшего пути к обществу, чтобы «вытянуть» эту территорию из забытья и депрессивного сна. Вокруг проведения этого мероприятия объединяются неравнодушные, и, может быть, «Счасливая» обретет новую туристическую и маркетинговую жизнь».


Комментарий.


- Сергей Иванович, вы долгое время непосредственно участвовали в работе Ольвийской экспедиции НАН Украины и знаете о проблемах заповедника не понаслышке. Можете ли вы концентрированно озвучить свое мнение об изложенной в этой статье информации. Буквально в нескольких словах.


- Могу озвучить одним словом – бред.


- В смысле?


- В прямом смысле. Это либо бред, либо заказной материал для получения каких-то грантовых ресурсов на организацию разового проекта «в целях повышения туристической привлекательности Ольвии». В данном случае - это проведение «масштабного концерта симфонического оркестра на берегу величавого Буга в развалинах древнего амфитеатра».


За последние двадцать лет сложилась богатая историография подобных статей, которые были опубликованы в местных и центральных СМИ. Абстрактные люди предлагали единичные грандиозные мероприятия: концерты, фестивали, научные конференции, культурные форумы античников и прочее. В реальности же проводилось что-то серое и незаметное. Исключением, пожалуй, стал фестиваль авторской песни «Ольвия», который автор статьи назвал «камерным».


Однако не в этом дело. Все предыдущие материалы, хоть и были заказными, но все-таки несли читателям какую-то полезную информацию о самом городе. Статья Головченко в этом плане не выдерживает критики. Она безграмотна и создает иллюзию авторской компетентности.


- Что-то неправильно изложено в исторических фактах?


- В том числе и в исторических фактах. Шаблонным стало мнение, что современный журналист ленив. Никто этого не отрицает, но зачем эту лень возводить в абсолют?!


Вячеслав Головченко тяжело «потрудился». Он нажал кнопку на клавиатуре и прочитал в Википедии XXI века о том, что Ольвия была основана в 647—646 годах до н. э. Хочется добавить: это знаменательное событие произошло 2 августа в 14.15 пополудни. Можно смело отмечать День города…


- Дата не соответствует действительности?


- Нет точной даты основания Ольвии. Археологическая погрешность этого периода составляет плюс-минус пятьдесят лет. Мы можем говорить о первой половине VII века до нашей эры или, по другим данным, о середине века.


Во-вторых, население Ольвии никогда, даже в период расцвета полиса, не превышало 10 тысяч человек. Есть смысл отослать журналиста к монографии замечательного (ныне покойного) ученого Юрия Виноградова «Политическая история Ольвийского полиса», где есть временная демография города.


В-третьих, ольвийское зерно никогда не было спасительным для городов материковой Греции. Основная масса пшеницы шла в Аттику из Египта. Исключением был непродолжительный период Афинского морского союза. Ольвийская хлебная торговля физически не могла покрыть потребности греческих полисов. Опять же, автору можно посоветовать взять эту информацию в доступных статьях и монографиях, где исследуются торговые связи города.


Однако безграмотный исторический фон статьи – часть общей нестыковки. Речь в журналистском материале идет о… здесь, наверное, нужно процитировать проблему из текста статьи: «Что делать в Ольвии? С Ольвией как археологическим объектом? Как совместить туризм с археологической

практикой?».


- Да, действительно, как совместить туризм с археологической практикой?


- Никак. Археологическая практика – это одно, туризм – другое. Ольвия – один из немногих городов колонизационной периферии, который «родился»

греческим и «умер» греческим. Здесь не было никаких славян, генуэзцев и кочевников. Не было тут средневековья. Была только античность: архаика, классика, эллинизм.


Культурный слой города «не замусорен» другими культурами, как это имеет место быть в Херсонесе, Пантикапее или Фанагории.


Любой вновь заложенный раскоп - археологическая лаборатория. Сюда нельзя пускать посторонних - как в операционную. Здесь не нужны зеваки. Во время раскопок Помпеи туристов не пускали в город целых 30 лет. В Херсонесе тоже запрещают посторонним находиться на раскопе. Это общая практика.


В Ольвии есть законсервированные кварталы, утвержденные маршруты, есть музей и лапидарий. Все это позволяет дать представление человеку о памятнике. Зачем лезть на действующий раскоп?!


- В статье есть упрек о некомпетентности экскурсоводов. Вот позвольте вам процитировать абзац: «…В сезон окончания учебного года, когда сотни школьных классов пытаются найти что-то среди раскопок, не дай вам Бог услышать рассказ местных экскурсоводов. Врут безбожно, путают даты и имена. Я уже не говорю о качестве речи. Куда только смотрят музейные работники? Наверное, создают новые мифы». Как вы можете прокомментировать это высказывание?


- Не знаю, здесь можно только руками развести. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Я сам часто бываю в заповеднике и провожу экскурсии. Мне доводилось слушать местных экскурсоводов. Ничего противоестественного, никакого «вранья» не припоминаю.


Экскурсоводами работают компетентные люди - научные сотрудники заповедника, иногда подрабатывают учителя истории Парутинской школы. Часто туристов сопровождают наши николаевские музейщики, изредка «фрахтуют» археологов из лаборатории Института истории и права. С компетентными экскурсоводами проблем нет.


А по поводу «качества речи»… Я никогда не слышал устные выступления самого Вячеслава Александровича, зато его письменную речь читаю давно и с интересом. Мы у себя в редакции очень любили коллекционировать «Губернскую неделю», которую он редактировал одно время. Очень поучительная проза: «Борис посмотрел на некрасивую дочку владельца фермы, на которой он провел три дня…»… Это из анекдота.


Собственно говоря, далеко ходить не надо. Дайте мне эту статью… Вот, пожалуйста, цитата человека, который организует преподавание нашим детям журналистики: «Три десятилетия для филиала Академии наук Украины оказалось мало времени, чтобы «развернуться» и сделать здесь публичный объект, нацеленный на популяризацию знаний. Младокоммерсанты не смогли предложить удачное решение по конверсии ольвийских возможностей».


Эта фраза не вырвана из контекста статьи, она представляет собой законченную мысль. Вы что-нибудь поняли?


- Поняла… не до конца. Мне кажется, что в статье звучит правомерное замечание об отсутствии туристической инфраструктуры в Ольвии. Нет гостиницы, нет сувенирных лавок…


- Давайте дополним этот ряд: нет приличных ресторанов, оборудованных пляжей, прогулочной набережной, стриптиз-баров и так далее. Думается, автор прекрасно понимает, что гостиница для туристов в Парутино будет всегда пустовать и наполняться только тогда, когда руководство Колледжа прессы и телевидения совместно с редакцией газеты «День» привезет туда грандиозный симфонический оркестр, который заполнит все номера отеля…


- Кстати, что вы думаете по поводу замысла провести «масштабный концерт симфонического оркестра на берегу величавого Буга в развалинах древнего амфитеатра»?


- Превосходная идея! Хлеборобы и виноградари из Парутино станут лучше от этого концерта. Только нужно наморщить лоб и… вспомнить, где это в Ольвии Вячеслав Головченко нашел развалины древнего амфитеатра?


А сам по себе замысел гениальный. Представьте себе: Колледж прессы и телевидения совместно с газетой «День» привозят в Парутино, например, Бостонский симфонический оркестр. Гонорар музыкантов = стоимости ремонта старой очаковской дороги + музеефикация всех раскопанных площадей города.


Концерт – всегда хорошо. Однако Ольвия – это национальный заповедник, который живет на бюджетные деньги и будет на них существовать до тех пор, пока государство не изыщет средств для масштабной консервации уже вскрытых кварталов. Туристическая же инфраструктура – вспомогательный фактор привлекательности уникального памятника.


На Гессарлыкском холме, где находится легендарная Троя, вообще нет никаких гостиниц и ресторанов. Туристов привозят сюда на автобусах, чтобы рассказать о гомеровском городе. Этот памятник раскопан полностью и раскручивается в прессе уже более ста лет.


Ольвия пока еще остается государственным объектом, который находится в стадии начального исследования и музеефикации. Руководство заповедника делает все возможное для того, чтобы эта археологическая лаборатория функционировала нормально.


Здесь поставлена охрана, покончено с беспределом «черных археологов» (их вытеснили на дальнюю периферию ольвийской хоры). Недавно провели газ, создали музей и новую экспозицию. В общем, идет каждодневная, кропотливая работа для того, чтобы в будущем Ольвия превратилась в «туристическую Мекку».

 

Сейчас заповедник принимает чуть больше 10 тысяч туристов в год. Это нормальная нагрузка для той экспозиции, которая представлена в музее…


- Скажите, Сергей Иванович, неужели в статье все так абсурдно изложено и нельзя ни за что хорошее «зацепиться»?


- Отчего ж, можно и зацепиться. Вячеслав Александрович упомянул о парутинских художниках, которые… дайте текст…цитирую: «Рисуют на пленере здесь и продают работы по ольвийским мотивам приезжим, в том числе через Интернет. Заповеднику и экспозиции от этой частной деятельности уж точно ничего не перепадает!».


Речь, скорее всего, идет о семействе Бахтовых. Замечательные николаевские художники Татьяна и Владимир Бахтовы давно переселились в Парутино, построили здесь хороший дом и… стали хлебосольными хозяевами. У них находят приют актеры, режиссеры, сценаристы и поэты. Здесь бывают известные писатели, журналисты, преподаватели и музыканты. Их дом напоминает Волошинскую дачу в Коктебеле. Такая популяризация Ольвии более действенна, чем сотни публикаций в СМИ. Бахтовы – харизматичная семья, и Ольвия, благодаря их творчеству, обретает международную известность.


- И последнее, Сергей Иванович, как вы считаете, насколько вредны//полезны подобные статьи для имиджа национального заповедника «Ольвия»?


- Вы, Елена, задаете провокационный вопрос, касающийся этики. В журналистских кругах не принято публично уличать своих коллег в некомпетентности. Я не журналист и потому свободен от этого табуирования.


Любой газетчик, работающий над аналитическим материалом, изначально безграмотен и невежествен. Человек не может быть компетентным и в банковском деле, и в медицине, и в археологии, и в политике. Нужно сильно потрудиться, чтобы получилась нормальная аналитическая статья.


Вячеслав Головченко не захотел трудиться и… получилось то, что получилось. От такого продукта читателям - большая печаль, а автору… повышение внутренней самооценки. Что касается имиджа Ольвии, то это ей ни вредно, ни полезно. Она будет всегда счастливая и… многострадальная.


- Большое спасибо, Сергей Иванович, за комментарий.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив