Золотой лев со свастикой
Золотой лев со свастикой
Предлагаем вашему вниманию статью, которая продолжает начатую ранее дискуссию о наиболее сложных и неоднозначных этапах украинской истории. Сложность и противоречивость нынешнего этапа развития Украины, набившие всем оскомину политически дрязги и разногласия во многом уходят корнями именно в наше историческое прошлое. Понимание прошлого поможет разобраться и в настоящем.
Данная статья интересна прежде всего тем, что автор ее - израильский журналист. Шимон Бриман живет в г. Хайфе, работает в газете «Вести». Именно из Израиля и от еврейских организаций во всем мире звучит значительная часть обвинений в адрес украинцев: и за участие в геноциде евреев, и по поводу сотрудничества с гитлеровцами. Статья опубликована в газете «Вести» в 2003 году и посвящена 60-летию создания 14-й дивизии СС «Галиция».
Ровно 60 лет назад была создана дивизия СС «Галичина», чья история и сегодня порождает острейшие споры
Конкурс на место
Юные галичане спешат к центру Львова, ревниво посматривая друг на друга («А вдруг повезет не мне, а ему?!»). Идут вчерашние школьники, идут дети библиотекарей и лавочников, священников и крестьян, идут, скрывая слабое здоровье и бронь с места работы. Приемная комиссия не справляется с потоком - шутка ли, конкурс получается шесть человек на желанное место! То не Львовский университет манит абитуриентов - то стрелковая дивизия СС «Галичина» записывает добровольцев.
Вокруг этой дивизии накопилось столько ужасных слухов и старых мифов, что грех не воспользоваться ее 60-летием как поводом для детального анализа истории «Галичины». Чем же на самом деле занимались солдаты 14-ой добровольческой дивизии СС? Насколько обоснованы обвинения еврейских организаций и российской Госдумы в адрес ветеранов-галичан? Обагрены ли их старческие руки кровью жертв Холокоста ?
Идею создания этой дивизии подал губернатор Галиции д-р Отто Вехтер - австриец, видевший в использовании украинцев продолжение традиций аналогичной кооперации в Австро-Венгрии. Глава Украинского Центрального комитета Кубийович заявил: «Выставление стрелковой дивизии СС - это особая честь. Создание галицко-украинской дивизии по образцу СС - это для нас обязательство продолжать активное сотрудничество с немецкими государственными органами вплоть до победы».
По решению Гиммлера дивизия называлась не «украинской», а «галицкой», чтобы не поддерживать идею о независимости Украины. Отличительным знаком солдат дивизии стал золотой галицкий лев; трезубец - символ Украины, был помещен только на знамени. Командные посты временно отдавались в руки немцев. Командиром дивизии с ноября 1943 года был бригаденфюрер СС Фриц Фрайтаг - требовательный и тщеславный человек. Эта полумеханизированная дивизия вошла в состав боевых СС (как и все 29 ненемецких дивизий: по законам рейха иностранцы не могли быть призваны в вермахт).
28 апреля 1943 года было объявлено о начале формирования дивизии «Галичина». Набор добровольцев проводился в мае-июне среди украинцев нынешних Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей. Из 84 тысяч добровольцев 52 тысячи прошли медкомиссию; после отбора лучших в учебные лагеря Чехии и Силезии отправились 17200 человек (в состав дивизии должны были войти только 14689 человек). Из незачисленных добровольцев сформировали пять полицейских батальонов. Звания майора получили командир дивизиона тяжелой артиллерии Мыкола Палиенко и командир 29-го пехотного полка Евген Побигущий.
Только солдаты «Галичины» и мусульманских дивизий СС имели религиозных наставников. Греко-католические капелланы «Галичины» подчинялись Иосифу Слипому (его ученик - нынешний глава украинских униатов кардинал Любомир Гузар). Слипый был ближайшим сподвижником митрополита Шептицкого. Духовником дивизии стал львовский профессор богословия отец Василий Лаба. Престарелый и тяжело больной Шептицкий в подобной роли выступать не мог; к тому же он руководил всей церковью, будучи духовным отцом всей Галичины как региона.
Броды-1944
В феврале 1944-го отдельная боевая группа «галичан» включилась в боевые действия в северо-западной Галиции; через месяц группа вернулась в дивизию. В мае дивизию посетил Гиммлер, впервые назвавший добровольцев не галичанами, а украинцами. Рейхсфюрер остался доволен, призвав «ковать в боях боевое товарищество» украинского и немецкого персонала дивизии.
С июня 1944 года дивизия именовалась как «14-ая СС-добровольческая гренадерская дивизия (галицкая №1)», с 27 июня - «14-я гренадерская дивизия СС (галицкая №1)». Дивизия состояла из штаба, трех пехотных полков (командиры - майор Побигущий, сотники Барвинский и Гончаренко), артполка, дивизиона связи, велосипедной сотни, саперного куреня, отделения с собаками, дивизиона зенитчиков, отделения полевой жандармерии и музыкального взвода.
28 июня командующий группой «Северная Украина» фельдмаршал Модель поставил «Галичину» во вторую линию обороны 36-километрового участка фронта под городом Броды. 13 июля 1-й Украинский фронт маршала Конева начал Львовско-Сандомирскую операцию. «Галичину» частями бросали на разные участки для контрударов. С поля боя разбитых галичан вывозили танкисты-эстонцы: если бы не гитлеровские орлы на их мундирах, советская пропаганда могла бы использовать эту взаимовыручку как пример «братской дружбы народов СССР». В котле под Бродами «Галичина» была раздавлена: только 2300 человек (из 13 тысяч!) прорвались в Закарпатье.
Единственным человеком, отмеченным Рыцарским Крестом за время службы в дивизии, был ее командир. Фрайтаг писал в обращении к солдатам: «Я ношу этот знак за всех отважных немецких и украинских офицеров, унтер-офицеров и рядовых моей дивизии, которые в тяжелых боях под Бродами высоко поняли воинскую честь». За сражение под Бродами Железным Крестом II класса был награжден капеллан-хорунжий отец Михайло Левинец. Всего эту награду получили 79 немцев и 20 украинцев дивизии.
Остатки дивизии перевезли на отдых в Нойгаммер. Там к ней добавили учебно-запасной полк (8000 человек) и пять полицейских батальонов. Олесь Мстиславец в своей книге «Пiд чужими прапорами» (Нью-Йорк, 1946) признавал, что при новом формировании немало молодых парней попало в «Галичину» насильно. Директор Львовской коммерческой школы Ковалиско самовольно записал в дивизию всех старшеклассников. Директор 1-ой украинской гимназии во Львове Радзикевич обещал содействовать получению аттестатов зрелости тем учащимся, которые вступят в «Галичину». В дивизию принимали даже пленных красноармейцев.
Разгром УНА
17 октября 1944 года Гиммлер изменил название дивизии на «14-ую боевую гренадерскую дивизию СС (украинскую №1)». Ее переместили в Словакию для охраны от советских партизан Ковпака района вокруг города Жилина. В Словакии дивизию хорошо встретило местное население, которое в основном плохо относилось к коммунистам. Солдаты даже взяли под свою защиту словацких рабочих, которых терроризировали партизаны. 26 января 1945-го дивизия была перемещена в Югославию, где боролась против партизан Тито. Позже дивизия была переброшена в Австрию, где в апреле участвовала в боях возле замка Гляйхенберг; сражение было выграно и два украинца получили Железные кресты 1-го класса.
В конце 1944 года немцы предложили украинцам образовать Украинский Национальный Комитет (УНК). 12 марта 1945 рейхсминистр Восточных земель Розенберг признал УНК во главе с генералом Павлом Шандруком единственным представителем украинского народа с правом организации Украинской Национальной Армии (УНА). Командующим УНА был назначен Шандрук. В состав УНА вошла дивизия «Галичина», которая с 19 апреля 1945 года получила наименование «1-я Украинская Дивизия УНА (1 УД УНА)». Остальные украинские добровольческие формирования в составе различных германских частей были соединены во 2-ую УД УНА.
7 апреля 1945 генерал Шандрук выехал в 1 УД на фронт под Фельдбахом в Австрии. 25 апреля дивизию привели к присяге на верность Украине. 7 мая, узнав о предстоящей капитуляции рейха, Шандрук приказал дивизии отойти с фронта через реку Мур - в зону оккупации западных войск. Саперы возвели мост через Мур, но советские войска в районе Юденбурга (!) танковым ударом рассекли бывшую «Галичину» надвое. Основная часть дивизии все же прорвалась в английскую зону. Германский состав 1 УД еще раньше дезертировал, а командир дивизии генерал Фрайтаг застрелился.
2 УД создавалась по приказу Шандрука с февраля 1945-го из противотанковой бригады «Вільна Україна», бригады майора Питулея, парашютной бригады Бульбы-Боровца. Эти силы перебросили в Чехию в группу армий «Центр». Сюда же была направлена «Бригада вольного казачества» полковника Терещенко. О присоединении к УНА объявил украинский запасной полк в Дании (5 тысяч человек) и два полка охранной службы в Бельгии и Голландии (1 тысяча человек). Части 2-ой УД вели ожесточенные бои, очистив Баутсен-Дрезденский автобан от противника. В бою за Баутсен украинцы разбили части 7-й Польской дивизии, захватив в плен 300 человек, включая командира дивизии Лилевского. 5 мая 2-ая УД была уничтожена в Судетской области; только небольшая группа сдалась союзникам.
12 тысяч человек из состава «Галичины» попали в лагерь интернированных в Италии. К июню 1948-го все украинцы были перевезены в Англию (за исключением 1052 человек, вернувшихся в СССР, и 176 перешедших в польский корпус Андерса). В Англии их привлекали к сельхозработам до освобождения в конце 1948 года. Бывшее воинство дивизии разъехалось по миру - в США, Канаду, Австралию, Аргентину, Англию, Германию, Австрию. Позже в Торонто была образована «Головна управа Братства колишніх вояків 1 УД УНА». 20 июня 1992 года ее филиал был создан и во Львове. Кольцо истории замкнулось.
Другие украинцы
Всего, по немецкой статистике, в разных формированиях на стороне Германии воевало почти 220 тысяч украинцев. Пресловутая «Галичина» была только малой частью украинской коллаборации. Кроме 201-го полицейского батальона, созданного на основе расформированных в сентябре 1941 года абверовских батальонов «Нахтигаль» и «Роланд», на территории польского генерал-губернаторства было организовано 10 украинских батальонов. В рейхскомиссариате «Украина» были созданы еще 53 батальона. Общая численность украинских полицейских частей оценивается в 35 тысяч человек.
Действовавшие в Белоруссии 57-й, 61-й и 62-й (имени Тараса Шевченко) батальоны влились в 30-ю гренадерскую дивизию СС. Во Франции, куда дивизия была отправлена в 1944 году, два батальона в полном составе перешли на сторону партизан и сражались в рядах французского Сопротивления. По горькой иронии судьбы среди них были участники массовых расстрелов евреев в Бабьем Яру. После войны Франция отказалась выдать Сталину этих украинцев. Многие из них служили в Иностранном легионе, пройдя карательный путь от киевских обрывов до джунглей французской Гвинеи.
Помимо активных батальонов вспомогательной полиции, для охранной службы на местах была создана «Украинская народная самооборона» (до 180 тысяч человек, из которых лишь половина имела оружие). Другой разновидностью местных формирований были «Охоронні промислові відділи» - отряды охраны промышленных предприятий. Кроме того, украинцы служили в охране немецких концлагерей («травники» - именовались так по названию польского местечка Травники, где находился их учебный лагерь) и в рядах эйнзацгрупп.
Основой «Украинского Легиона Самообороны» стал партизанский отряд Мыколы Медвецкого («Хрена»). В июле 1943 года между «Хреном» и ОУН-УПА Бандеры произошли столкновения; «Хрен», понимая невозможность борьбы уже не только с поляками, коммунистами и немцами, но и с бандеровцами, решил помириться с немцами и получить от них оружие. В марте 1945-го легион включили в дивизию «Галичина». Но 250 «легионеров» под руководством хорунжих Кывелюка и Коваля ушли в лес, думая с помощью сербских партизан-антикоммунистов вернуться в Украину. После переговоров с украинскими офицерами «Галичины» беглецы вернулись в дивизию. Кывелюка расстреляли, хотя немцы и обещали никого не наказывать.
Первый учебный лагерь украинских «помощников люфтваффе» был организован в Переворске. В июне 1944 года во Львов для прощания с родителями прибыло 210 украинских подростков. В июле в лагерях «помощников» находилось уже 7700 украинцев. К концу войны 272 немецкие батареи ПВО имели персонал из числа украинцев. Весной 1945-го численность украинского вспомогательного персонала ВВС и ПВО достигала 10 тысяч человек (в том числе 1200 девушек). Многие из них «переквалифицировались» в фаустпатронщики - истребители танков; эти украинцы участвовали в уличных боях в Берлине, сопротивляясь до последнего. На закате войны большинство молодых украинцев устремилось в зоны действия войск Англии и США, но многих передали советским властям. После фильтрации часть несовершеннолетних отпустили домой, но в 1946 году отправили в ГУЛАГ «за измену Родине».
Среди асов люфтваффе были украинцы: Роберт Олейник, Киевский, Сушко, Пьянчук. Два первых - майоры, командовавшие авиаполками. 22 июня 1941 года, в 3 часа 58 минут Олейник стал одним из первых немецких пилотов, сбивших советский самолет. В 1944 году Олейник был награжден Рыцарским Крестом и возглавил одну из первых частей, оснащенных реактивными самолетами. Роберт Олейник совершил 680 боевых вылетов и сбил 42 самолета; он скончался в 1988 году в Мюнхене.
Споры и скандалы
19 марта 2002 года в конце рабочего дня горсовета Ивано-Франковска депутат Бойчук выкрикнул с места предложение рассмотреть вопрос о присвоении статуса участников военных действий ветеранам 1-ой УД УНА, но его слова даже не были внесены в стенограмму заседания. Следущая неделя взорвалась хорошо организованной истерикой СМИ России, Украины и стран Запада. Десятки газет и телеканалов сообщили: «Горсовет Ивано-Франковска приравнял нацистских преступников - бывших солдат «Галичины», в правах с фронтовиками Великой Отечественной войны, дав им ветеранские льготы». Небольшой городок стал центром международного скандала.
Госдума РФ приняла постановление с гневным осуждением Украины, которая реабилитирует нацизм и СС. Главный раввин России Берл Лазар написал резкое письмо президенту Кучме: «Солдаты дивизии «Галичина», принимавшие участие в карательных операциях, повинны в массовой гибели евреев, на их руках кровь сотен и тысяч безвинных жертв Холокоста. Поощрение пособников нацистов властями может привести к росту профашистских настроений». Глава Всеукраинского Еврейского Конгресса Вадим Рабинович заявил в прессе: «Реабилитация дивизии СС «Галичина» будет означать полный пересмотр результатов Второй мировой войны и Нюрнбергского процесса». На каких же фактах основан медийный «гевалт», стремящийся превратить Украину во всемирно-антисемитское пугало?
А фактов кот наплакал. Советская сторона не привела в Нюрнберге никаких доказательств участия «Галичины» в карательных операциях. Судебные инстанции ФРГ в 1959-м и Канады в 1986-м признали солдат дивизии фронтовиками, не участвовавшими в казнях польского и еврейского населения. Канада трижды рассматривала в суде историю «Галичины» - и все процессы подтверждали, что никаких военных преступлений за дивизией не числится. В постановлении судьи Жюля Дешенэ (Оттава, 30 декабря 1986 года, стр. 261 протокола, параграфы 56-61) сказано: «Дивизия «Галичина» не может быть обвинена как единая группа. Члены дивизии индивидуально проверялись в целях безопасности перед их въездом в Канаду. Обвинения в военных преступлениях никогда не подтверждались - ни в первый раз в 1950 году, ни после новой проверки в 1984-м, ни сейчас. Нет никаких причин для лишения их гражданства или депортации».
Канал Би-Би-Си показал 7 января 2001 года фильм «СС в Британии», где дивизия обвиняется в убийстве евреев Львова в 1941-м (хотя дивизия была создана только в 1943-м), и в подавлении Варшавского восстания 1944 года (хотя в Варшаве «Галичины» вообще не было). На большинстве документальных кадров фигурируют люди без формы. Союз украинцев Британии подал в суд и выиграл иск против Би-Би-Си. Попутно выяснились спонсоры фильма - английские нефтеконцерны, лоббирующие строительство трубопровода через Польшу в обход Украины.
Свистопляску в СМИ России подогревает и Александр Свистунов - лидер «Русского движения Украины»: «Дивизия «Галичина» была абсолютно полицейской, выполняя чисто карательные функции. 28 февраля 1944 года галицкий полк СС захватил польское село Гута Пеняцка и уничтожил не только партизан, но и всех жителей - более 800 человек». Реальные же факты таковы: генпрокурор Украины в феврале 2000 года заявил после расследования, что в его распоряжении нет архивных документов об участии «Галичины» в казнях жителей этого села. Немецкие отчеты не сообщают, какие именно германские части делали это; поляки говорят, что приказы отдавались по-немецки, но исполнялись украинцами - но то мог быть полицейский украинский батальон, а не дивизия «Галичина». Зато, расследуя трагедию Гуты Пеняцкой, генпрокурор нашел отчет по соседнему селу Демидковице: сами немцы рапортуют, что партизаны-украинцы обнаружили бункеры со скрывающимися евреями и убили 200 беглецов из гетто.
С вопросами о «Галичине» я обратился к нынешним украинским националистам из УНА-УНСО. Вот что ответила из Киева пресс-служба этого движения: «К участию украинцев в СС мы относимся без гордости, но и без стыда. Добровольцы служили там во имя Украины, понимая, что дело немцев проиграно, а оружие можно повернуть против обоих оккупантов - немецких и российских. Нам ничего не известно об участии этих солдат в геноциде евреев в годы войны. Мы считаем, что солдаты, которые не совершили военных преступлений, должны и могут быть приравнены к статусу ветеранов. Кроме того, все члены «Галичины» прошли судебное чистилище; они мирно живут в Великобритании как добропорядочные граждане, и никаких претензий к ним никто не выдвигает. В Украине они отбыли 20-25-летнее наказание тюрьмами и Сибирью, официально являясь сегодня гражданами второго сорта. Никакого преступления, кроме борьбы против СССР, они не совершали. Нам нечего стыдиться своей истории. Это касается всех, кто воевал за свою Украину - под любым знаменем. В Париже под Триумфальной аркой вмурованы плиты памяти о всех французах, павших за Францию».
Признаемся себе: очень часто наш взгляд на военную драму в Галиции - это промосковская точка зрения, которая вообще не допускает мысли о том, что украинцы имели и имеют право бороться за независимое государство. Миллионы западных украинцев могли искренне не желать возвращения советской оккупации - с новыми подвалами НКВД, депортациями и колхозами, с подавлением украинской культуры и религиозных обычаев.
Битва под Бродами оценивается в современной Украине как национальная трагедия, ведь украинцы убивали друг друга в составе армий двух империй. История «Галичины» - это не только хроника коллаборации, но и часть трагедии Украины, зажатой между двумя сражающимися тоталитарными гигантами, которые приносили неисчислимые бедствия народам.