За 30 лет Украина не приобрела ни одного боевого самолета
За 30 лет Украина не приобрела ни одного боевого самолета
Одно из наиболее влиятельных и авторитетных изданий в мире - журнал Forbes - анализирует состояние украинских ВВС в условиях возможного военного конфликта
Вблизи украинской границы сосредоточилась группировка российских войск численностью почти 100 000 человек с боевой техникой и вооружением. Если российский президент Владимир Путин в предстоящие месяцы отдаст приказ о вторжении в Украину, устаревшие и изношенные ВВС этой страны будут практически бессильны перед такой армадой.
Россия может задействовать в наступлении против Украины сотни современных самолетов. В отличие от нее, украинские ВВС смогут выставить всего несколько десятков старых истребителей и штурмовиков.
Украинское правительство знает об этой проблеме. «В случае самого опасного сценария с развязыванием открытой вооруженной агрессии против Украины Российская Федерация сможет создать авиационную группировку в количестве до 500 самолетов», — говорится в документе украинского правительства по планированию от 2020 года, который называется «Перспективный облик Воздушных сил до 2035 года».
Российские ВВС могут включить в состав своей авиационной группировки новейшие образцы Су-34, Су-35, МиГ-35 и Су-57.
В противовес этой воздушной армаде Украина может выставить всего 125 самолетов Су-24, Су-25, МиГ-29 и Су-27, доставшихся Киеву в наследство от Советского Союза в 1991 году. На тот момент возраст большинства этих машин уже составлял 10 лет. За 30 лет Украина не приобрела ни один новый истребитель или штурмовик.
«Это, в свою очередь, привело к существенному упадку национального военно-промышленного комплекса, — признало правительство. — Мы прекратили инвестировать в будущее, и создали предпосылки для возникновения критической ситуации, когда нам придется в массовом порядке и почти одновременно перевооружать ВВС, оснащая их современными образцами военной техники (прежде всего это многоцелевые истребители и зенитно-ракетные комплексы), которые национальная промышленность еще не создала и не сможет создать в требуемые сроки».
«Это вызывает необходимость приобретать такую технику за рубежом, что потребует значительных финансовых вложений», — сделало вывод правительство.
После того, как Россия в 2014 году захватила украинский Крымский полуостров, а потом поддержала антиправительственных сепаратистов в ходе продолжительной и тяжелой войны на востоке Украины, Соединенные Штаты и прочие страны НАТО предоставили Украине военную помощь на миллиарды долларов.
Но в ее число не входят ни самолеты, ни техника ПВО. Когда украинские ВВС на прошлой неделе проводили крупные учения на юге страны, они задействовали те же самые старые самолеты и ракеты.
Вооруженным силам Украины удалось закупить небольшую партию турецких боевых беспилотников ТВ-2. Они уже применили их для уничтожения артиллерии сепаратистов. Но горстка винтовых дронов ТВ-2 не идет ни в какое сравнение с сотнями российских истребителей, которые могут уже в самом начале вторжения всей своей массой обрушиться на Украину.
В середине ноября украинский министр обороны Алексей Резников отправился за помощью в Вашингтон. Сотрудник американского сената рассказал корреспонденту журнала ВВС, что Резников просил системы ПВО типа ракет средней дальности «Пэтриот».
Но Украина нуждается в срочных поставках, а это значит, что США должны как можно скорее предоставить ей системы поменьше и попроще, скажем, ПЗРК «Стингер». «Меня тревожат предстоящие два месяца, ибо нам надо сделать все возможное, чтобы переломить ситуацию», — сказал этот сотрудник из сената.
В своем документе о стратегии до 2035 года украинское правительство отметило, что к 2023 году ему следует приобрести от шести до 12 современных самолетов, чтобы начать длительный процесс замены старых машин. Но для этого в 2022 году надо будет подписать контракт. Киев не выпустил тендер на закупку новых истребителей и не отложил миллиарды долларов, необходимые для закупки самолетов и вспомогательного оборудования.
Так что если Россия нападет, украинским ВВС придется отправлять в бой имеющуюся авиационную технику. Это при условии, что она сумеет подняться в воздух в условиях мощных бомбардировок.
Forbes, США