Возведение нового Эдема
"Эдэм на Кинбурноской косе!
Кинбурнская коса - это полуостров, который находится на Юге Украины. С севера он омывается Днепровским лиманом, с юга - Черным морем. В настоящее время здесь создан заповедник, регионально-ландшафтный парк «Кинбурнская коса», который включен в реестр ООН. Теплые морские пляжи общей протяженностью около 70 км., белый морской песок - создают неповторимую по красоте райскую атмосферу. Здесь вполне можно уединиться, поплавать в костюме Адама и Евы, найти свой Эдем.
Продолжительность тура - 1 день. Выезд из Одессы автобусом. Прибытие в Очаков. Прогулка по Днепро-Бугскому лиману на рыбацком баркасе. Прибытие на косу. «Экстрим-сафари » через косу на « украинском джипе» («Урал»).
1 вариант - Морская прогулка на казацкой «Чайке» по Ягорлыцкому заливу. Теплые морские и лиманские акватории, просторные пляжи, белый днепровский песок и голубые просторы Черного моря, нетронутая цивилизацией природа. Пикник на берегу, рыбацкая юшка.
2 вариант - «Экстрим - сафари» на вездеходах и « казацком сеновале на колесах». С привкусом полыни и свежего сена, немножко пустынного песка и степного воздуха. Голубое небо над головой и синие глаза множества озер. Пение птиц и стрекотание кузнечиков... Далекий горизонт и бескрайние песчаные дали. Что еще нужно человеку для полного счастья?..
Покидаем Эдем мы уже в конце дня, в 17-18.00 часов, и через лиман возвращаемся на материк, с тем чтобы вернуться сюда вновь на более длительный период. Прибытие в Одессу в 22.00"
(Рекламное объявление на входной двери Одесского морвокзала)
Не верьте объявлениям. На Кинбурнскую косу лучше уехать экспромтом, самостоятельно, в будний день. С вечера предупредить начальника на работе, потом закидать в сумку тряпки, сигареты, спиртное и договориться с подружкой. Утром с автовокзала маршрутка до Очакова (12 гривен), потом катер до Рымбов (двадцатка), затем хозяйке оплатить неделю постоя (210 гривен) и... можно оглядеться по сторонам.
О Косе, пожалуй, не писал только ленивый. Архив путевых заметок, статей, мемуаров и рассказов продолжает пополняться. Выходят сборники стихов и прозы, появляются сценарии документального кино и новая музыка. Кажется, полуостров задуман для того, чтобы о нем писали.
В 70-е годы прошлого века это место облюбовала богема. Музыканты, художники, поэты и киношники уезжали «в провинцию у моря», чтобы на безлюдном пляже релаксироваться от «пятилетки качества», «ускорения» и «перестройки». Позднее к ним подтянулись хирурги, стоматологи, космонавты и профессура из окрестных вузов. Элитарная мода на уединенный отдых стала привлекательной и похоронила одиночество на Косе.
От капитализма сегодня здесь не спрячешься. Потомки гордых браконьеров сезонно зарабатывают на туристах, которые приезжают отдохнуть на когда-то безлюдных пляжах. Пионеры отельного бизнеса прочно осваивают побережье. Бизнесмены поосторожней отгородились глухими заборами и тихо завозят материалы для возведения пансионатов, гостиниц и дансингов. Лавина строительного бума ждет выстрела, чтобы обрушиться на территорию и превратить ее в курортный рай. Кинбурнская коса доживает последние сонные годы.
О коровах
Держать корову на Косе хлопотно. На Покровских хуторах бывшие рыбаки с большим трудом «сломались» и позаводили у себя в хозяйствах скотину. Стадо в деревне получилось разнокалиберное. Мелкие особи южно-бурой породы перемежаются с крупными животными немецких и голландских кровей. По слухам, в селе есть даже потомки черной кубинской коровы, которая у себя на родине давала 100 литров (!) молока в день. Однако рекордных надоев на Косе не наблюдается.
- Комманданте ушел в отставку и остров Свободы далеко, - грустно подытожил свой рассказ местный пьяница у магазина. - 10-12 литров - это потолок, никто больше не доит... Нужен запах родины, запах океана...
Пастухов на хуторах нет, и в череду никто не ходит. Утром хозяйка выгоняет «кормилицу» за ворота, забывая о ней до вечера. Беспризорное животное оглядывается по сторонам, нюхает ветер и уверенно бредет на встречу с подругами. Часам к одиннадцати коровы собираются в хвойном лесу, недалеко от базы отдыха «Зоря-Машпроект», потом организованной толпой движутся к морю.
Это не деревенское стадо, а самодостаточный коллектив, который знает, что ему нужно. Животные заходят по чрево в соленую воду, долго пьют, затем лениво идут вдоль кромки прибоя. Через полчаса они опускаются на песок и поворачивают голову к ветру. Им хорошо и покойно.
Морская вода не влияет на вкус молока. Чабрец, зверобой и бессмертник не делают его горьким. Животные привыкли принимать решения самостоятельно. Пастух им не нужен. Вечером подруги расстаются и отправляются по домам. Громкий рев у ворот, бряканье хозяйских ведер и... тишина.
Зимой одинокой корове на Косе неуютно. Три года подряд волчья стая из Голой Пристани не дает расслабляться парнокопытным. Егеря насчитали семь хищников, которые облюбовали для себя кинбурнские угодья. В этом году у стаи появилось потомство. Ежегодно 2-3 коровы становятся законной добычей волков. Обглоданные костяки убитых животных зарастают по весне свежей травой в глухих околках Волыжиного леса.
О внедорожниках
По данным геологов, глубина залегания песчаных горизонтов на Кинбурнской косе составляет от 8,6 до 15 метров. Перемещаться здесь можно только пешком, на лошади, мотоцикле и любом автомобиле с двумя ведущими мостами. Все остальное садится «на брюхо» и вязнет в песчаной колее.
Внедорожник - идеальное средство перемещения. Без головной боли можно обогнуть полуостров по всему периметру и ни разу не вылезти из кабины. Местные жители смотрят вслед «лексусам», «маздам», «шевроле» новых застройщиков, вздыхают и возвращаются во двор крутить гайки на родных «УАЗах» и «ЕРАЗах».
Внедорожник - вне конкуренции, он победитель всего живого. С его появлением тонкий покров травянистого дерна на Косе стал исчезать. Шины «Mesheline» перемалывают днепровский чабрец, бессмертник и тысячелистник в пыль. Кинбурнские эндемики (виды растений, которые растут только здесь) гибнут навсегда. Ночью при свете мощных фар машина становится опасной. В колее внедорожника остаются расплющенные ежи, песчаные кроты и степные гадюки. На свет отражателей летят умирать священные скарабеи, длиннорогие цератофии и другие уникальные насекомые.
По самым осторожным подсчетам специалистов, машины новых застройщиков и туристов уничтожили за пять лет примерно 20% целинного покрова Косы, а это значит тут на 20% увеличилась пустыня.
Внедорожник перестал быть роскошью и стал средством передвижения. Мягкие кресла и кондиционер расслабляют, путешествовать на таком автомобиле очень комфортно.
О гордых бакланах
У баклана внешность довольно мрачная: оперение черное, плотное, клюв длинный, желтый, загнутый к низу. Хвост прямой, жесткий, лапы короткие и перепончатые. Звуки, издаваемые птицей, похожи на хриплое гоготание. Орнитологи считают баклана новичком на Косе. Их традиционные колонии находятся в Крыму и на Азовском побережье.
Недавно бакланы ввязались у себя на родине в большую войну. Рыбаки выгнали птиц с побережий небольших островов и вынудили морских охотников перекочевать в лес. Птицы отомстили людям экологической катастрофой, которая получила международный резонанс и сделала гордую птицу знаменитой. Вот выдержка из статьи районной газеты «Наша гавань» от 20.04.2005: «В Ленинском районе, поблизости посёлка Щёлкино, который построили в середине семидесятых годов для энергетиков Крымской атомной электростанции, сегодня разворачиваются события, не имеющие аналогов в мире. Чёрные птицы, бакланы, ещё недавно селившиеся в естественной для них среде, теперь перекочевали в лес. Пернатые строят гнёзда на верхушках деревьев. Питаются бакланы, как известно, рыбой. С утра армада птиц отправляется за добычей, затем несёт пойманных бычков голодным птенцам. За несколько лет тысячи прижившихся здесь чужаков забросали всё вокруг рыбьими трупами, гниющими и источающими зловоние. Деревья, которые сквозь прочный панцирь помёта не получали солнечного света, погибли. Уничтожив один ареал своего пребывания, стервецы, кстати, оказавшиеся таковыми не по своей воле, продвигаются дальше».
До подобной войны Кинбурнской косе пока далеко, но небольшая колония этих птиц уже сегодня осваивает участок соснового леса.
Питаются бакланы мелкой сорной рыбой и ракообразными. В погоне за добычей ныряют на глубину 8-10 метров. Рыбу хватают острыми краями мощного клюва, подбрасывают ее вверх, как жонглеры, и глотают. Бакланам «сухими из воды выйти» не удается. Они промокают так сильно, что не могут взлететь. До берега добираются вплавь, гребя лапами. На солнышке широко распахивают крылья и долго сушат перо. Жители хуторов уже привыкли к расправленным крыльям на песке и не удивляются.
О дельфинах
В Черном море три вида дельфинов: черноморская афалина - крупный, белобочка - средний и азовка - самый маленький. По уровню интеллекта они лишь немногим уступают человеку. Эти млекопитающие гораздо нравственнее людей: среди «пороков» за ними числятся только ревность и любовь к удовольствиям. Дельфины не предают, не завидуют и никогда не лишают жизни себе подобного.
Существует легенда, что дельфины сначала жили на суше. Потом зачем-то ушли в море. Там лишились рук и ног, но поумнели. Спустя 45 миллионов лет появился человек. И вот тогда дельфины начали деградировать. Сейчас они ведут достаточно праздный образ жизни: ловят рыбу и купаются. Хорошая легенда... для детей.
В реальности морские животные болеют теми же болезнями, что и человек, начиная от рака, диабета, нервных и психических расстройств до инсульта и инфаркта. Питаются дельфины рыбой, моллюсками. Рыбы им надо 20-30 кг в сутки.
Образ жизни у этих млекопитающих стадный. Глава стада - наиболее крупная и сильная самка. Самки держатся вместе с детьми разных поколений. Дочери, внучки, правнучки рожают потомство, но из стада не уходят, совместно могут держаться до десяти разных поколений. Отцы и грядущие «женихи» держатся отдельно мужским кланом. Связи в стадах - оборонительные, пищевые, информационные и воспитательные - очень крепкие.
Физическая сила дельфинов поразительна. Одним взмахом хвоста могут не только искалечить, но даже убить человека. Крупных акул в тропических морях они, собравшись компанией, легко разрывают на части, и тем не менее ни одного враждебного движения по отношению к человеку, дрессирующему или экспериментирующему с ними, в дельфинариях отмечено не было. Даже в том случае, если их лечат, обрабатывают больную кожу едкими препаратами, облучают, делают инъекции и даже оперируют. Все принимается как должное, с неизменным терпением, без попытки оттолкнуть, ударить плавником, укусить.
О дельфинах собраны гигабайты информации, но они по-прежнему остаются самой большой загадкой для человека.
В 70-80-е годы в колхозные сети кинбурнских рыбаков ежегодно попадали и гибли 15-20 особей. С 1991-го учет погибших дельфинов не ведется. История отношений людей и морских животных очень сложная. Рыбаки на Косе видели в дельфинах конкурентов в борьбе за рыбный промысел и штопали порванные сети, дельфины - спасали тонущих людей и погибали в браконьерских тонях.
В 1996 году случился единственный прецедент - рыбинспектор составил протокол и оштрафовал браконьера за гибель дельфина аж на целых 17 гривен.
Животные по-прежнему считают человека своим другом. Они выходят людям навстречу и попадают под лопасти катерных моторов. За неделю отпуска на Кинбурнской косе мы встретили двух мертвых дельфинов. Молодая самка-белобочка умерла под причалом лесхоза на Покровских хуторах и взрослый самец-афалина с распоротым от винта животом лежал на берегу моря напротив Рымбов.
Возведение нового Эдема
Туроператоры начали осваивать Косу осторожно пять лет назад. До 2003 года курортная биография территории была неопределенной. При большевиках это была надежно запертая юго-западная граница СССР. В Рымбах базировался вертолетный патруль, а при нем пограничный наряд. Когда развитие электроники и военной техники шагнуло вперед, надобность в дозорах отпала.
В 1978 году база превратилась в курортный кемпинг для военных, но... ненадолго. У армейцев что-то не сладилось с финансовой дисциплиной, и приморский комплекс срочно сбросили с баланса военного округа. Объект достался НПКГ "Зоря-Машпроект", получив гордое название "Ракета-2".
На этом организованный туризм на Косе закончился. Отсутствие нормальных дорог препятствовало доставке стройматериалов для строительства новых баз и санаториев. Министерства и ведомства стали осваивать более доступное побережье в Коблево, Рыбаковке, Луговом и Черноморке.
Такая ситуация поначалу устраивала всех. Местные жители строили во дворах времянки и сдавали тем, кто не любил «по свистку» завтракать, обедать и ужинать.
Постепенно наплыв туристов стал возрастать, и это обеспокоило экологов. В 1992 году решением сессии депутатов Николаевского областного совета на Кинбурнской косе был создан регионально-ландшафтный парк.
Народные избранники отвели под заповедную территорию 12 тысяч гектаров полуострова, однако «забыли» утвердить проект организации территории парка. Поначалу эта досадная мелочь никого не волновала. Коса жила своей жизнью: здесь гнездились, откармливались, отдыхали перед отлетом в теплые края десятки видов пернатых, цвели луга, водилась рыба. Летом сюда по-прежнему устремлялись сотни отдыхающих. Многие, особенно состоятельные люди, облюбовали себе заповедный уголок для постройки дач и стационарных строений.
Ударная сила наличных изменила ситуацию на полуострове и обострила борьбу за жизненное пространство. На заповедной земле столкнулись интересы нескольких сторон: местные жители считают, что имеют право на надел земельных паев, рыбаки - право на паи в водно-болотном угодье, работники лесного хозяйства - на расширение лесных насаждений в степном краю, дачники - на законную курортную зону. Дирекция регионального ландшафтного парка убеждена, что приоритет на Кинбурнской косе должен оставаться за заповедным объектом, как и было решено на сессии областного совета в 1992 году. Каждая из сторон защищает свою правду.
В 2007-м депутаты вернулись к проблеме, чтобы исчерпать конфликт, который сложился в новой реальности и утвердили схему функционального зонирования территории регионального ландшафтного парка «с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной ценностей природных комплексов парка».
Вся территория суши Кинбурнского полуострова, которая относится к Николаевской области, занимает 12 тысяч гектаров. По новой схеме облсовет отвел под заповедную зону только пятнадцатую часть первоначальной площади парка. Расклад печальный. Биенковы плавни получили 302 гектара земли, Белая хатка - 130 гектаров, Кинбурнская стрелка - 90, орхидейное поле - 60, Покровская коса - 130 и Нижние кучугуры - 68 гектаров.
Это решение вызвало бурный протест экологов потому, что депутаты прочно определили перспективу развития заповедной территории. У регионально-ландшафтного парка пытаются отобрать 434 га особо ценных земель на побережье Черного моря под территорию перспективного рекреационного развития. Здесь планируется строительство курортной зоны. Здесь будут работать самосвалы, бульдозеры и краны. А дальше... все пойдет по накатанному, как в Коблево, Рыбаковке и Черноморке.
Возведение «курортного эдема» похоронит заповедник и усложнит и без того конфликтную ситуацию в районе.
Прокуратура Николаевской области опротестовала решение сессии облсовета, а Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО недавно озвучил тезис о необходимости придать регионально-ландшафтному парку «Кинбурнская коса» статус национального заповедника. Но... реальная ситуация выходит из-под контроля.
Неопределенность правового статуса территории провоцирует бизнесменов застолбить свои интересы на этой земле. Больше всех в этом деле пока преуспел Анатолий ДЮМИН. Его гостиница и бар, возведенные на восточной околице Рымбов, уже три года предоставляют услуги отдыхающим туристам и приносят владельцу прибыль. Депутат горсовета, почетный гражданин и вокалист не останавливается на достигнутом: он построил свой причал и постепенно увеличивает территорию.
Рядом с гостиницей уже поставлены глухие заборы других застройщиков, куда свозятся стройматериалы и где тихо собираются металлоконструкции будущих дансингов, баров и казино. Никто из инвесторов не озвучивает своих планов. Все затаились и ждут развития событий. Правовая неопределенность приближает неотвратимость «курортного эдема».