Ведомственная медицина будет жить…?
Ведомственная медицина будет жить…?
Как известно, Николаев был освобожден 28 марта 1944 года. А 29 марта уже был приказ по Железной дороге об открытии николаевской узловой больницы, которая и сегодня остается звеном в структуре ведомственной медицины Украинской железной дороги. Еще с весны ходят слухи, что с первого января 2007 года узловую больницу ст. Николаев могли перевести во «владение» Министерства здравоохранения...
К сожалению, современная ситуация в ведомственной медицине оставляет желать лучшего. Не секрет, что такие «монстры» промышленности как НГЗ или «ОКЕАН», входящие в состав трансконтинентальных компаний, отходят от практики содержания таких непрофильных активов как медсанчасти. Но это еще не значит, что подобная тенденция закончится 100% отказом от ведомственной медицины. И все же, как «выжить» подобной структуре, которая не приносит прибыль в современном мире?
Украинская железная дорога - один из ярких и немногочисленных примеров крупного бизнеса, в структуре которого находится ведомственная медицина. Учитывая растущие требования к качеству предоставляемой медпомощи и соответствие ее мировым стандартам, с одной стороны, и ограниченность бюджетного финансирования с другой, руководство ЖД было просто вынуждено искать не бюджетные источники финансирования. Учитывая такую ситуацию, был предложен вариант государственно-корпоративного реформирования системы здравоохранения на железнодорожном транспорте, суть которого в следующем: в сферу охраны здоровья железнодорожников приглашается новый субъект - страховая компания; государство и предприятия железнодорожного транспорта не отказываются от своих обязательств обеспечивать своевременную качественную медицинскую помощь железнодорожникам и членам их семей, при этом УЖД производит отчисления в страховую компанию; появление нового субъекта отношений в сфере здравоохранения создает условия для клиентно-ориентированной системы охраны здоровья.
Руководство УЖД 8 лет назад приняло решение ввести, в порядке эксперимента, добровольное медицинское страхование своих работников для улучшения качества медпомощи.
При этом гарантированный уровень бесплатной медицинской помощи осуществляется путем участия ЖД в соответствующей программе - Программа добровольного медицинского страхования железнодорожников, которая предусматривает предоставление необходимой медицинской помощи работникам железной дороги по всевозможным видам заболеваний.
Официально
Система здравоохранения железнодорожного транспорта состоит из органов управления - Главное управление медицинских учреждений Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и сети медицинских учреждений. В состав сети входят: 76 больниц, 9 дорожных и 22 отделенческих больницы, 4 линейные, одна детская, и 39 узловых больниц.
Одна из последних - узловая больница ст. Николаев Одесской железной дороги.
- Уже 8 лет медицинским страхованием охвачены работники железнодорожного транспорта, 5 года пенсионеры и 3 года работники медицины, - рассказывает Ярослав Пелих, главврач больницы. За прошлый год стационарную медицинскую помощь в нашей больнице получили 1455 человек. Из них 1007 работников ЖД и 448 пенсионеров. На их лечение страховая кампания «Интер Транс Полис» перечислила средства в размере более 83 тыс. грн. Дополнительно получено медикаментов на 69,5 тыс. от благотворительных фондов. В среднем, на медикаменты и медуслуги, в 2005 году страховик выделял 9,1 грн в расчете на один койкодень. Питание больного обходилось в 2, 64 грн, в дополнении к бюджетному финансированию, которое составляло 2, 80 грн.
А работает все по следующей схеме
Каждый работник ЖД застрахован и имеет право на не ограниченное количество госпитализаций. Получить медицинскую помощь можно в любое время года, но только при наличии направления врача и удостоверении железнодорожника. О реализации подобного права рассказывает 36-летний монтер ЖД путей Олег:
- У меня воспаление легких. Врачи объяснили, что согласно страховому полису, больной с легочной патологией, в моем случае, может пролечиться 24 дня и страховое возмещение составит 313 грн. Я думаю, что этих денег хватит, чтоб вылечиться.
При оказании медпомощи пенсионерам-железнодорожникам, которые не меньше 10 лет проработали на ЖД и вышли на пенсию, работает несколько другой механизм. Каждому выдается именной страховой полис. Согласно этому полису, пенсионер имеет право бесплатно два раза в год пройти курс лечения в железнодорожной больнице и один раз, при вызове скорой неотложной помощи, в любом лечебном заведении города. Например, если пенсионер попадает в БСМП, то после прохождения курса лечения он предоставляет страховой кампании все необходимые документы, после чего ему возмещаю затраты на лечение.
Заведующая неврологическим отделением врач-невропатолог Марина Сколотяная уверена, что уровень медицинской поморщи в ведомственной больнице не ниже уровня оказания медпомощи городскими больницами.
- Учитывая высокий уровень профессионализма медработников и достаточно современную базу медоборудования, стоит отметить, что у нас в больнице сохранилось доброжелательное отношение к больным. За весь период моей работы еще не было не одной жалобы от больных на наш медперсонал или на качество оказания помощи. Не вспоминая уже о порочном круге вымогательств, которые практикуются в государственных больницах.
Но не все так гладко. Стоит отметить тот момент, что врачи просто вынуждены вписываться в рамки выделенных сумм на лечение. К примеру, при инфарктах миокарда или инсульте больной нуждается в процедуре разжижения крови. Использование французского препарата «Плавекс» обеспечивает достижение необходимого результата лечения. Но его стоимость 15-18 грн за таблетку в день. Вот врачам и приходится применять более дешевые препараты как «Тиклид» или аспирин с перацитамом, у которых, стоимость и эффективность на несколько порядков ниже. И таких примеров сотни. А о тяжелых формах инсультов и говорить не приходится. На лечение в один день уходит вся страховка - 250 грн, а то и больше.
А социальная ответственность будет?
Основываясь на примере УЖД, украинские предприятия, у которых в обязательствах социальная ответственность имеет место быть, смогут найти выход из этого положения. Предприятие может застраховать своих работников и заключить договор, например, с этой же узловой больницей ст. Николаев. Предприятие снимает с себя груз проблем, связанных с обеспечением медицинской помощи, и в то же время не отказывается от этой социальной гарантии. Вдобавок, бизнес структуры смогут обойтись, при желании, и без услуг страховой компании, просто заключив договор с больницей об оказании медпомощи. Такой себе пример аутсорсинга.
К сожалению медработников узловой больницы, уровень оплаты их труда от подобных перспектив вряд ли повысится, и пока остается таким же, как и у работников городских больниц. Никаких дотаций железная дорога к зарплатам не осуществляет. Зато, повторюсь, ходят слухи, что в этом году узловую больницу могут передать городу, а может на баланс Министерства здравоохранения, или вовсе перепрофилировать...
Мнение. Анатолий Бондаренко, врач-терапевт, 17-й стажа главврача узловой больницы ст. Николаев Одесской железной дороги.
Традиционно, на протяжении более чем вековой истории существования ЖД, ее работники обслуживались в ведомственных учреждениях здравоохранения. И это связано в первую очередь со спецификой работы железнодорожного транспорта.
Прежде всего, необходимо обеспечить высокие требования к безопасности движения транспорта. На ЖД требования к контролю состояния здоровья работников строже, чем требования в Министерстве обороны. Обычная ситуация, когда человек служил в армии, а к работе на ЖД не пригоден, например, в связи с наличием хронических заболеваний.
Во время царского режима и во времена СССР никто не сомневался в необходимости существования отраслевой медицины. Даже сегодня в некоторых развитых странах существует ведомственная медицина на ЖД.
Но впервые же годы независимой Украины Министерство здравоохранения предлагало передать медицинские учреждения железной дороги в коммунальную собственность. А Минфин практически каждый год предлагает прекратить и без того крохотное бюджетное финансирование. Подобная передача приведет к тому, что дорожная медицина не сможет обеспечить безопасность дорожного движения. Например, полустанки и переезды - кто будет их обслуживать?
О нереальности содержания ведомственных медицинских учреждений за счет городских бюджетов свидетельствуют отрицательный опыт. Практика передачи органам местного самоуправления нескольких детских больниц и противотуберкулезных диспансеров железнодорожного транспорта привело к использованию этих учреждений не по назначению. И как конечный результат - их перепрофилировали или закрытие. По всем знакомой причине - нехватка средств.
Основываясь уже на эти примерах, можно предположить, какая ситуация будет с обеспечением высоких требований к безопасности движения и какого качества будет контроль за состоянием здоровья железнодорожников. Между прочим, их работа связана с движением поездов, в которых ездим и мы с вами.