Украина снесла памятники Ленину, и теперь ей трудно заполнить образовавшуюся пустоту
Украина снесла памятники Ленину, и теперь ей трудно заполнить образовавшуюся пустоту
Четыре ангела и Богородица украшают сегодня то место, где раньше стоял коммунистический вождь.
«Мы напивались рядом с Лениным», — сообщил, проходя мимо, 45-летний механик по имени Владимир. «Наверное, теперь здесь пить грешно», — сказала его подруга Юлия.
Прошло пять лет с начала прозападной революции на Украине, и бесчисленные когда-то памятники Владимиру Ленину ликвидированы по закону. Уничтожены и другие символы советской эпохи, которые убрали с городских площадей, улиц и зданий.
А вместо них остались в основном пустые пьедесталы, на которых либо установили деревянные кресты, либо прикрепили новые таблички, либо оставили место пустым.
Как и везде на постсоветском пространстве, памятники лидеру большевиков Владимиру Ленину на протяжении многих лет после заката коммунизма оставались в центре сотен городов и деревень на Украине. Но потом в ноябре 2013 года начались протесты, из-за которых Россия аннексировала Крым, вспыхнула война на востоке Украины, а новые власти в Киеве стали спешно уничтожать все оставшиеся знаки бывшей советской власти.
Согласно принятым законам о «декоммунизации» из общественных мест были удалены многочисленные памятники историческим личностям, лозунги и символы. Но власти не сказали, чем заменить свергнутые статуи.
Владимир Вятрович, возглавляющий Украинский институт национальной памяти, который участвовал в составлении и реализации этих законов, говорит, что все известные ленинские статуи на контролируемой украинскими властями территории были демонтированы. Всего после принятия в 2015 году законов о декоммунизации было снесено более 1 300 памятников. Исключение составляют монументы, находящиеся в зоне аварии на Чернобыльской АЭС.
Вятрович признает, что после них остались сотни пустых пространств и пьедесталов, которые зачастую находятся на центральных площадях городов и сел. В институте, которым он руководит, появилось даже специальное жаргонное название для таких пустот — «пеньки».
«Вопрос о том, как заполнить эти места, украинцы будут обсуждать еще довольно долго, — сказал Вятрович. — Наши взгляды на нашу историю пока еще не сформировались».
Поиски новых символов на замену ленинским статуям на Украине свидетельствуют о том, как непросто этой стране переориентироваться в сторону Запада в условиях экономических неурядиц и продолжающейся войны с пророссийскими сепаратистами на востоке.
Стремительные действия Украины по уничтожению памятников напоминают другие напряженные дебаты по поводу истории и памяти, которые идут во всем мире. В частности, в США продолжаются споры о том, сохранять или нет статуи конфедератов, и как по-новому интерпретировать День Колумба, дабы признать тот факт, что из-за переселения европейцев было уничтожено огромное количество коренных американцев.
Сторонники киевской власти говорят, что Украине надо освободиться от российского влияния, создавая и развивая концепцию национальной истории и чествуя национальных героев. Критики заявляют, что правительство отдало слишком много власти крайне правым националистическим группировкам и силой насаждает официальную идеологию, как это делали Советы.
«Это не осуждение пропаганды, это замена одной пропаганды на другую», — сказала киевская активистка и искусствовед Евгения Моляр, которая критикует власти за их излишне жесткий подход к декоммунизации. В новых украинских памятниках, которые появляются на тех самых местах, где стоял Ленин, причем порой на тех же самых пьедесталах, она усматривает неприглядные параллели.
Украина, подобно многим странам Центральной и Восточной Европы, еще в 1990-е годы снесла многие ленинские и советские статуи. Но стремление уничтожить все остатки после революции 2014 года примечательно высокими темпами сноса памятников, масштабами и законами, которые делают эту кампанию обязательной.
Моляр, следящая за сносом памятников Ленину по всей стране, отмечает, что в процессе замены наибольшее распространение получили религиозный и патриотический жанры. Работающая в центральном украинском городе Белая Церковь Людмила Дрыгало, чье предприятие занимается производством замороженных полуфабрикатов, думает об обеих тенденциях. Она вместе с активистами создала импровизированный памятник украинцам, погибшим во время протестов в 2014 году и в ходе войны на востоке, а на месте памятника Ленину установила деревянный крест.
По словам Дрыгало, эта площадь всегда была местом сбора людей. Сменив Ленина на крест, заявила она, «мы сохранили традицию и просто поменяли один символ на другой, который дорог сердцу каждого».
Местные жители по-прежнему называют эту точку «местом, где стоял Ленин». В прошлом месяце городские власти попросили людей направлять предложения по полной перестройке этой площади.
Еще одной популярной заменой Ленину стал украинский национальный поэт Тарас Шевченко. Этот литератор 19 века «неоднократно проезжал по городской площади, направляясь в соседний Киев», гласит памятная табличка на камне, который установили в селе Ксаверовка на месте, где раньше стоял бюст Ленина.
«Я никогда не слышала, чтобы он здесь останавливался, — сказала Татьяна, возглавляющая общественный центр, на парковке которого как часовой стоял Ленин. — Он просто проезжал мимо».
Общественный центр, которым она руководит, раньше назывался домом культуры и принадлежал колхозу «Дружба». (Свою фамилию Татьяна не назвала, опасаясь наказания от властей). В прошлом году слово «колхоз» удалили с фасада здания, но из-за выцветшей краски его все равно можно прочитать.
Моляр заявляет, что попытки уничтожить коммунистические названия и символы зачастую лишь еще больше привлекают к ним внимание. В Киеве на одной из центральных площадей до сих пор стоит большой черный пьедестал, на котором написано «Ленин». Саму статую сбросили во время протестов 2013 года, однако снести мощный каменный пьедестал оказалось намного труднее. Вятрович говорит, что там надо создать музей.
Снося памятники Ленину, некоторые села задумываются о непостоянстве украинской политики и проявляют осторожность.
Один из жителей села Кодаки, находящегося южнее Киева, хотел поставить памятник погибшим в ходе протестов 2014 года в Киеве, которых называют «небесной сотней».
Но сельские власти в парке рядом с тем местом, где раньше стоял Ленин, воздвигли более нейтральный монумент «героям независимой Украины».
«Неизвестно, каким путем пойдет история в будущем, — объяснила 46-летняя секретарь сельсовета Оксана Сивовна. — Может, придет время, когда начнут сносить „небесную сотню"».
Статую Ленина из села Кодаки продали коллекционерам примерно за 5 тысяч долларов. Сельские власти заявили, что на эти деньги они вставили новые окна в школе. Теперь на месте памятника осталась лишь светло-серая плитка, которая выцвела меньше остальной.
«Избавление от пьедесталов ничего не изменит, — заявила, проходя мимо, 28-летняя жительница села Вероника Проценко. — Если бы они снесли его, и потом благодаря этому увеличились зарплаты и пенсии, это было бы ценно».
В городке Кагарлык с населением 14 тысяч человек, который находится в часе езды от Киева, люди подошли творчески к замене памятника Ленину. Один местный бизнесмен на Пасху в 2014 году установил там гигантское яйцо с окошком, расписанное цветными узорами.
Позднее городские власти жаловались, что бизнесмен не хочет платить деньги за ремонт яйца. Этой осенью его снесли, и на этом месте остался лишь круг грязной земли.
Напротив него на стене дома культуры висит гигантский плакат «Украина превыше всего!», закрывающий советскую мозаику с серпом и молотом.
Мэр Кагарлыка Александр Панюта пообещал, что скоро дом культуры будут ремонтировать, и мозаику обошьют досками. А там, где стоял Ленин, построят фонтан.
Но, по словам заместителя мэра Олега Пурия, чтобы навсегда избавиться от советского наследия, понадобятся десятилетия.
«Сколько лет Моисей водил израильский народ, — спросил он. — Через 40 лет, когда умрут все те, кто родился в СССР, этому наследию придет конец».
The Washington Post, США