Тайны политических ток-шоу
О том, что в скором времени я смогу принять участие в передаче государственного уровня, проходящей в формате ток-шоу – такой, как «Свобода слова» или «Я так думаю», – я и представить себе не мог. Хотя очень хотелось увидеть это, что называется, изнутри, а не сквозь призму объектива. И когда в понедельник мне позвонила моя хорошая знакомая из молодежного крыла одной из партий и спросила: «Саш, ты не хочешь поехать на «Свободу Савика Шустера»?» (а сама она уже участвовала в одной из прошлых передач), я понял, что отказываться от такого предложения было бы глупо.
В четверг вечером мы отправлялись в поезде «Николаев – Киев». На «Свободу» из Николаевской области нас ехало четверо. Со мной была девчонка из Баштанки и две женщины – Тамара Александровна и Татьяна Валентиновна. Когда мы уже ехали в поезде, прозвучала информация, что на программу мы едем вроде бы в качестве представителей Партии регионов. Меня это поначалу немного «напрягло» – все-таки не хотелось представлять какие-то политические силы, к которым я не имею отношения и в которых никогда не состоял. Лишь потом я понял, что это в принципе не имеет значения – участников передачи находят не только через партии и их активистов. Если говорить о критериях подбора участников, то здесь, наверное, срабатывает прежде всего знакомство, хотя бы опосредованное, с представителем проекта (они есть в каждой области), ну и, конечно, человек должен проявлять живой интерес к данной передаче.
Тамара Александровна тоже была участницей предстоящей программы, но ей полагалось сопровождать нас от выезда из Николаева до прибытия обратно. Она киевлянка, довольно волевая (если не сказать – властная) женщина. В «Свободе Савика Шустера» участвовала далеко не впервые. Она рассказывала, что среди ее знакомых и друзей – многие известные в Украине люди. Со всеми из них она общается на равных, говорит им все, что думает. В частности, Савику Шустеру она неоднократно делала замечание: «Свобода» – это никакое не ток-шоу, потому что нет диалога с людьми, с аудиторией».
От нее-то мы и узнали, что по прибытии в Киев нас встретят и разместят в гостинице «Турист» (возле станции метро «Левобережная»). Чтобы оценить уровень передачи, на которую мы ехали, достаточно назвать стоимость одного номера в этом отеле – 600 гривен в сутки. Это при том, что в передаче участвует примерно 200 человек со всей Украины.
На вопрос, откуда у проекта такие деньги (не у Савика же?), Тамара Александровна ответила, что все это Stoletov – торговая марка, спонсирующая «Свободу Савика Шустера».
В Киев мы приехали рано утром. На перроне нас встречала сотрудница группы проекта с плакатом: «Свобода! Интер!». Она показала нам условленное место, на котором мы, прогулявшись по вокзалу и попив кофе, должны были быть в 6:20.
К вокзалу прибыл автобус – мы были не одни, нас присоединили к кучке представителей нескольких других областей Украины. В автобусе набралось человек сорок.
Нас доставили в отель «Турист» – элитное 25-этажное здание. В просторном и уютном холле нам раздали анкеты участников программы, в которых, кроме своих личных данных, нужно было указать, за кого мы голосовали на прошлых выборах (и президентских, и парламентских) и за кого бы мы проголосовали сейчас. Кроме того, нужно было дать ответы на несколько вопросов, касающихся проведения в Украине и Польше «Евро – 2012». Это и была тема передачи, на которую все мы приехали. Анкета была анонимной.
Номер, в котором поселили меня, был двухместным. Со мной был парень из Ужгорода (также участник передачи), который приехал на несколько часов позже, чем мы.
Уже вечером, в 17:00, вдоволь нагулявшись по столице, нам всем полагалось собраться в холле отеля, чтобы отправиться на студию. Тут уж были представители практически всех областей. Это чувствовалось даже по говору.
Нам выдали удостоверения участников передачи, номер которого у каждого совпадал с номером посадочного места в студии. Также каждому из нас вручили конверт, в который было вложено 40 гривен – как нам объяснили, благодарность от «Интера».
К отелю подъехало несколько автобусов, в которые нас всех и рассадили.
Нас везли в киностудию им. Довженко. Именно там происходит съемка и трансляция «Свободы Савика Шустера».
По прибытии к месту, нас всех собрали воедино (человек двести) и рассказали правила участия в ток-шоу. Во время эфира не позволяется вставать с места, выходить, перемещаться. Фотографировать тоже не разрешается (из-за вспышки). Полагается выключить мобильные телефоны, чтобы не создавать помехи для аппаратуры. Перед эфиром всем выдается мини-компьютер (который в народе по привычке называют «пультом»). При его помощи аудитория высказывает свое мнение и реакцию на те или иные высказывания, звучащие в студии, а также отвечает на вопросы соцопросов.
Если честно, трудно было поверить, что высокое, массивное здание, похожее на огромный гараж, и есть то место, где снимают «Свободу Савика Шустера». Примерно за час до эфира нас завели туда.
За последние лет двадцать киностудия им. Довженко пришла в глубокий упадок. Своим видом она производит удручающее впечатление. Казалось, будто мы передвигаемся по подъезду дома, в котором давно не наводили порядок. Ободранные, обрисованные стены, валяющиеся провода, окурки и прочий мусор, раскрытые и раскуроченные электрощитовые… Зато за дверями, напоминающими вход в актовый зал, находилось то заветное помещение, которое каждый вечер по пятницам видит полстраны, в котором высказываются и спорят друг с другом знаменитые, влиятельные люди.
Зал был декорирован, оснащен техникой, необходимой для того, чтобы делать красивое шоу. Однако и здесь, глядя на это все «вживую», можно было видеть, что стены обклеены бумагой (то есть – все сделано для чисто внешнего эффекта). Все здесь кажется очень зыбким, шатким. Эффект грандиозности создавало разве что освещение, при котором незаметными становились трещины и царапины, и камеры, которые практически «ездили» по головам со специфическим жужжанием. Это только с экранов телевизоров выглядит все богато и благополучно. На самом же деле все с точностью до наоборот.
У входа в студию нам всем раздали мини-компьютеры. В залог полагалось оставить паспорт. За полчаса до эфира, когда все расселись по местам, сотрудник телеканала «Интер» Егор Бенкендорф стал объяснять, как обращаться с пультами.
В студию стали заходить известные люди, которых встречали с восторгом, бурными аплодисментами. Среди них были Григорий Суркис, Виталий Кличко, Юрий Павленко, Евгений Червоненко, Дмитрий Гордон, Вера Ульянченко, Наталья Могилевская, Юрий Рыбчинский, Леонид Черновецкий, Михаил Добкин… И, конечно же, бессменный ведущий «Свободы» – Савик Шустер.
Стоит заметить, что заходили они все с противоположного входа. Наверное, и помещение с той стороны намного приличнее, чем коридор, по которому завели нас.
Была еще одна интересная деталь, на которую я обратил внимание в ходе передачи. Когда у микрофона выступал Григорий Суркис, Савик ему сказал что-то вроде: «Мы видим, что вас поддерживают молодые люди, которые имеют высшее образование». И у меня, и у многих других участников передачи это вызвало улыбку, поскольку было непонятно, где именно Савик это увидел. Перед ним не было ни таблиц, ни графиков, на которых отражалось бы мнение каждой социальной и возрастной категории людей, присутствующих в аудитории. Однако это делало передачу еще более интересной. Савик имеет колоссальный опыт игры на публику, и это делает ему честь как шоумэну.
Во время передачи было шесть рекламных пауз протяженностью от четырех до девяти минут. В это время можно было вставать, выходить из зала, а также делать снимки. Это были самые интересные и запоминающиеся моменты, поскольку можно было пожать руку известным личностям (хоть к ним старались не подпускать) и взять у них автографы. К тому же, можно было немного развеяться, поскольку в зале было невыносимо жарко. Это был первый раз, когда я по-настоящему оценил рекламные паузы и ждал с нетерпением следующей.
После передачи мне удалось взять автограф у Савика Шустера и сфотографироваться с Юрием Павленко. Медленно продвигаясь с толпой к выходу, где нам возвращали наши паспорта взамен на пульты, я включил телефон. Мне стали названивать родные и знакомые, которые видели меня в студии по телевизору (хотя многим из них я об этом даже не сообщал).
Нас рассадили обратно в автобусы и доставили в отель. Этой же ночью, утром и днем группы участники состоявшегося накануне ток-шоу, преисполненные ярких впечатлений, отправлялись в свои регионы – кто поездом, кто автобусом.
Раньше я полагал, что присутствующие в студии люди – не более чем подставные лица, которых только представляют как прибывших из разных областей. Теперь могу с полной ответственностью заверить: ничего подобного! На передаче действительно представлено мнение разных регионов Украины. Вот в чем грандиозность этого проекта.
Что касается «кривой», которая вырисовывается вследствие работы с «пультами», то это тоже не обман и не спекуляции. Мое мнение было равносильно примерно половине процента от общего мнения всей аудитории. Когда я, слушая какого-то политика, переходил от позиции «поддерживаю» к позиции «не поддерживаю», показатели мнения аудитории явно менялись в соответствующую сторону (как раз на полпроцента – в пропорции).
В целом, шоу организовано великолепно. И на картинке, которая выведена на экраны украинских телезрителей, не видно тех стен и коридоров, которые находятся за пределами декорированной и «намарафеченной» студии, не видно тех следов, которые наложило на киностудию Довженко время. Есть красивое, запоминающееся шоу, создающее иллюзию благополучия и процветания.