Сложности карьеры в гранитном бизнесе
Сложности карьеры в гранитном бизнесе
Государственным балансом полезных ископаемых Украины учтены 33 николаевских месторождения строительного камня — гранита и известняка — с запасами чуть больше 470 тысяч куб. м (еще одно месторождение разведано, но не учтено). Это составляет 4,5% всех запасов камня в стране. Однако потенциальные возможности оцениваются специалистами в миллионы кубометров ежегодной добычи гранита. Запасы одного лишь строительного щебня могут удовлетворить не только потребности Николаевской области, но и соседних Одесской и Херсонской, а также АР Крым и республики Молдова. Инвесторы (как отечественные, так и иностранные) выстраиваются в очередь, чтобы получить свою долю этого лакомого, хоть и каменного пирога. Однако николаевские граниты мало кому оказываются по зубам.
Очень затратно, но очень доходно
Предприниматель, желающий заняться гранитным бизнесом, должен быть готов к тому, что это не просто дорого, а очень дорого. И долго. Собственно, затяжным является только первый — бюрократический — этап, но он так напоминает бег с препятствиями и настолько сложен, что не многим стартовавшим удается дойти до финиша.
Те, кто знает о деталях этого бизнеса не понаслышке, давать интервью отказываются. Мол, нам здесь еще работать. Даже частную беседу эти люди начинают с условия: ни название фирмы, ни имена озвучены не будут. Приходится соглашаться хотя бы ради того, чтобы понять причины такой таинственности…
Говорят, что в Украине без проблем приобрести в пользование карьер могут только очень богатые и очень влиятельные люди. Человеку со средствами, но без связей, на это придется потратить годы.
Оформление документов начинается со специальной Лицензии недропользователя, которая бывает двух типов: на геологическое изучение и на промышленную добычу. Право пользования конкретным участком земли, конкретным месторождением, право на его изучение или (если он уже изучен) на добычу можно получить на аукционе, участие в котором стоит семь тысяч гривен. Однако еще до участия в аукционе нужно оплатить комиссионный сбор — 30 тысяч грн., и геологическую документацию — 32 тысячи грн. Плюс 10% начальной цены месторождения, которую устанавливает государство.
Только заплатив все эти суммы, можно идти на аукцион. Претенденты сражаются, цена растет, победитель получает вожделенную Лицензию недропользователя. Но на этом подготовительный этап не заканчивается. Начать добычу гранита владелец карьера еще не может. Ему предстоит получить согласование в сельсовете, райсовете, экологическую карту в областном управлении экологии, разрешение на ведение работ в инспекции по охране труда и т.д. Затем — горный отвод (оформление соответствующего акта, удостоверяющего право на пользование недрами). И опять — сельсовет, райсовет, которые собираются раз в два-три месяца и могут много раз откладывать рассмотрение вопроса… Итого, на «бумажные бега» уходит больше года.
Следующее вложение — покупка оборудования, минимальный набор которого для блочного карьера стоит приблизительно 15 миллионов грн., а для щебеночного — до 50 миллионов.
Каким будет карьер — щебеночным или блочным — зависит от такого показателя как трещиноватость. Карьеры с естественной трещиноватостью разрабатываются как щебеночные. В не имеющих трещиноватости практикуют блочную добычу камня.
Геологическая разведка — тоже удовольствие не из дешевых и, к тому же, достаточно рискованное: гранит можно и не найти, либо его залежи будут иметь высокий радиационный фон. По уровню радиации гранит делят на три класса. Камень первого класса разрешается использовать во всех видах строительства, в том числе — жилом. Второй класс может быть использован при возведении нежилых зданий. Третий применяется в строительстве дорог, гидросооружений и т.п. Естественно, самое хорошее коммерческое будущее — у первого класса. В Николаевской области карьеры второго класса есть в Арбузинском и Первомайском районах, а залежи гранита первого класса размещены на территории Доманевского, Братского, Вознесенского, Казанковского, Новобугского, Еланецкого районов. Кстати, кубический метр гранита первого класса радиации, к примеру, Новоданиловского и Новоселовского гранитных карьеров стоит 350 долларов в месте добычи (без транспортировки и обработки), а его общие запасы составляют порядка трех миллионов кубов.
«Этим бизнесом могут заниматься только одержимые, — говорит предприниматель, пожелавший остаться неизвестным. Назовем его условно Михаил. — Причем нужно много специалистов — геологов, маркшейдеров, горных мастеров. Таких специалистов в Николаевской области не готовят. Приходится ехать в Днепропетровскую национальную академию и уговаривать проректора направить к нам на работу пять-шесть выпускников, которым мы обязуемся предоставить жилье». Есть еще один выход: искать желающих получить горняцкие профессии и оплачивать их обучение.
Радости начала
Но даже при таких огромных начальных затратах желающих заниматься добычей гранита более чем достаточно. Причина — высокая доходность и быстрая окупаемость бизнеса. Щебеночный карьер от начала работ окупается максимум за два года. (Стоимость оборудования для щебеночного карьера составляет, в среднем, 30–36 миллионов грн. За тонну щебня непосредственно в карьере, то есть на месте добычи сегодня дают 75–76 грн. За год в карьере можно добыть не менее полумиллиона тонн гранита. Соответственно, оборудование окупится за год, далее — остальные начальные затраты.)
С окупаемостью блочных карьеров дело обстоит сложнее. Предприниматель, занимающийся блочным гранитом, сродни художнику, чьи картины имеют богатую палитру красок. Гранит красный, черный, серый… Наличие камня разного цвета позволяет заниматься не только его добычей, но и обработкой, и использованием в строительстве.
Создавать сырьевой бизнес или бизнес с замкнутым циклом производства, — каждый решает сам. Но опыт показывает, что на отечественном рынке сильнее тот, кто имеет камнеобработку. С другой стороны, без сырьевой базы обработка не является экономически выгодной.
Зарубежным покупателям украинские граниты интересны скорее в виде сырья, а не готовой продукции. Сегодня основными импортерами нашего камня являются Россия и Польша. В последней работает большое количество перерабатывающих предприятий, которые поставляют свою продукцию в Восточную Европу, Америку. Так же поступают и итальянцы: покупают в Украине камень, обрабатывают его и экспортируют. Естественно, под своей маркой.
Особенности камнедобычи
Исторически сложилось так, что в Европе камень добывают путем выпиливания из карьера. К сожалению, на территории СССР широко применяли взрывной способ, который провоцирует образование микротрещин всю дальнейшую историю разработки карьера (что ухудшает эксплуатационные качества материала). Современная же добыча намного совершеннее: отсут-ствуют взрывные процессы; ущерб, наносимый окружающей среде, сведен к минимуму.
Во время добычи в блочном карьере из 100 кубов добытой породы выход товарного блока в среднем составляет 32%. Если повезет — 50%. Но не больше. Соответственно, отходы (так называемые сколы) в среднем составляют 68%. Раньше они складывались в отвалы, создавая вокруг карьера неприглядную картину. Современные же камнекольные линии позволяют и сколы превратить в товар — брусчатку для мощения дорог. Ее стоимость в карьере — 15 долларов за кв. м.
Сегодня при добыче блочного гранита утилизируется все, даже гранитная пыль. Ее наносят на керамическую плитку под высоким давлением и температурой, и в результате получают керамогранит.
Камень раздора
Добыча и обработка декоративного камня ведется в Житомирской, Черкасской, Кировоградской, Винницкой, Днепропетровской и Донецкой областях (в первых трех сконцентрированы более 80% всех разведанных месторождений в Украине). Николаевской области в этом перечне нет. К сожалению. Ведь гранитный бизнес имеет сущест-венную социальную составляющую. Один карьер — это более ста рабочих мест. Причем в сельской местности, где вопрос безработицы стоит особенно остро. Налоги от предприятия с годовым оборотом в 50 миллионов грн. могли бы стать существенным подспорьем для местных бюджетов.
Как считают люди осведомленные, запасов николаевских гранитов хватит для работы полусотни фирм (можно открыть по три-четыре карьера в каждом из «гранитосодержащих» районов). Правда, месторождения еще нужно разведать. А для этого понадобятся не только деньги, но и связи.
«Согласно Положению от 14 апреля «Про проведение аукционов в 2007 году», Министерство экологии должно каждый месяц выносить на аукцион 31 месторождение по всей Украине, — говорит Михаил. — А реально выносятся шесть-семь. В то время как заявки лежат месяцами, а то и годами. Но без согласования с областным советом дело не двигается. А облсовет может очень долго изучать этот вопрос».
В Николаевской области нет государственной структуры, которая бы целенаправленно занималась именно этой отраслью. Но есть инвесторы, желающие вкладывать в эту сферу немалые деньги. Вот только их ряды редеют. В первую очередь — за счет незакаленных иностранцев.
Впрочем, нельзя утверждать, что камнедобыча в области совсем не развивается. Например, понемногу «оживают» Трикратский и Первомайский щебеночные карьеры. Но общую картину они изменить не в силах, так как объемы добычи на этих предприятиях — песчинка среди тысяч «кубов» гранитных возможностей.