Российский Генштаб в Николаеве

27.02.2012 в 13:22

 

«Подъезжая с этой стороны к Николаеву, после огромного пространства безводных и безлесых степей, к северу от него лежащих, открывается направо вид на Бугский лиман, от 1 1/2 до 3 верст шириною и до 9 верст вдаль, по длине двух колен его; между ними, на противоположном берегу, находится местечко Варваровка с обширными плантациями. После этой массы воды, вдоль дороги, встречаются кое-где небольшие сады и впереди заканчивает вид крутая гора... Внизу этой горы, под бульваром и домами, стоят, как бы на суше, корабли, пароходы и разного рода военные суда…


С моста ведет крутой подъем на гору, откуда выезжаешь прямо на площадь, с обширной гауптвахтою. С трех сторон эта площадь окружена высокими домами, в которых помещаются присутственные места города и черноморского ведомства, а с четвертой - находится адмиралтейская соборная церковь Св. Григория…


На этой площади лучшая гостиница; неподалеку от нея театр, почтовая контора, лютеранская церковь, а выходящая к ней Адмиральская улица, лучшая в городе, пользуется еще тем преимуществом, что она одна только и освещается по ночам, и при том довольно оригинально - сальными свечами.


Улицы в Николаеве очень широки и доходят иногда до 15 и 40 сажень; некоторые из них обсажены тополями и белою акациею, но нигде почти незаметно подсадки новых деревьев, через что это лучшее украшение города постоянно приходит в упадок. Улицы шоссированы на самом небольшом протяжении; в ненастье город очень грязен…».


(«Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Херсонская губерния». Составил Генерального штаба подполковник А. Шмидт. Санкт-Петербург, в типографии Калиновского. 1863).


В 1859 году в Николаев прибыл подполковник Российского Генерального штаба Александр Оттович Шмидт (Шмит). Он приехал по казенной надобности и задержался в городе надолго. Результатом этой командировки стала служебная записка по географии и статистике Херсонской губернии, которая спустя два года оформилась в двухтомное издание и была издана в Санкт-Петербурге.


Замечательный труд и очень хорошая литература. 1237 страниц полезной информации о нашем крае середины ХIХ века. 26-летний офицер в одиночку совершил за год работу, которую сегодня способно проделать учреждение с большим штатом сотрудников.


Для авторитетных николаевских краеведов двухтомник Шмидта – настольные книги. Здесь о Херсонской губернии есть всё: сведения о состоянии промышленности, ремесел и сельского хозяйства, есть главы о сословном и этническом составе населения, исторические экскурсы и этнографические обзоры. Энциклопедическая «записка» молодого человека содержит информацию о рыночных ценах на пшеницу, характере малороссийского народа, климатических условиях края и «состоянии народной нравственности». Универсальный исторический источник - бери и пользуйся.


Хороший язык + грамотная подача материала сделали исследование востребованным у сегодняшних историков. Зачем начальник русского генштаба отправил своего подполковника в долгую командировку на юг? Для чего командованию внезапно понадобились такие разнородные сведения о Новороссии? Ответы на эти вопросы дает напряженная геополитическая ситуация, которая сложилась для России после неудачной Крымской войны.



В ожидании новой войны



Поражение России в Восточной войне негативно отразилось на ее международном положении. Держава, которая еще недавно диктовала свою волю Европе, оказалась в международной изоляции. Героическая эпоха русского оружия осталась в прошлом. Экономика и население страны нуждались в реформах, армия и флот – в модернизации.


Вооруженные силы империи отставали от армий европейских государств не только по качеству боевой техники, но и в разработке долговременных военных стратегий и оперативных тактик ведения боя. В ходе Крымской кампании выяснилось, что русское командование не знает толком собственной страны. Не знает коммуникаций, не учитывает долговременного климата, не ведает о сопутствующих запасах фуража, не имеет понятия об изменившемся рельефе местности.


На русских военных картах Херсонской губернии отсутствовали новые поселения колонистов, не были показаны естественные преграды в виде рек, которые весной появляются, а летом пересыхают, отсутствовали высоты и низины. Эти обстоятельства усугубляли положения войск, мешали эффективному маневру.


Российский Генеральный штаб проанализировал тактические «прорехи» действующей армии. В 1856 году было принято решение командировать своих офицеров для сбора статистических, географических, этнографических и исторических сведений о территориях, где в ближайшее время ожидаются новые боевые действия. Россия не желала мириться с положениями унизительного Парижского трактата и после одной войны сразу же стала готовиться к другой.

С кем планировалось воевать? – Со всей Европой. Ареной боевых действий, по мнению аналитиков из генштаба, могли стать западные и южные губернии страны.


Для сбора сведений в Екатеринославскую губернию был послан генерального штаба капитан Павлович, в Воронежскую – подполковник Михалевич, в Великое княжество Финляндское отправили поручика Альфтана, в Курляндскую губернию – подполковника Орановского, в Виленскую – капитана Корева, в Ковенскую – члена Императорского географического общества Афанасьева, Херсонскую губернию доверили молодому подполковнику Александру Шмидту.


В январе 1859 года Александр Оттович Шмидт прибыл в Николаев и представился военному губернатору контр-адмиралу Григорию Ивановичу Бутакову.



По городам и весям



Контр-адмиралу Бутакову было понятно, что молодому офицеру дали тяжелое задание. Будучи лейтенантом, он сам участвовал в подобной работе по описанию берегов Азовского, а затем составлял первую «Лоцию Черного моря». Губернатор выделил генштабисту двух топографов, оформил «Voyage éternel» - универсальную подорожную и предписание местным властям «всемерно способствовать…». На этом губернаторская помощь закончилась. У подполковника Шмидта началась в Северном Причерноморье своя «одиссея», которая длилась целый год.


Херсонская губерния в середине ХIХ века – это 63 209 квадратных верст, 2 миллиона 420 тысяч населения, 7 уездных городов и более двухсот мелких повитов + военные поселения + казенные селища, хутора, рыбные тони и заводы +… Одно только перечисление всех учетных объектов занимает 8 листов мелкого шрифта. На командировку отводился всего один год.


Два месяца Шмидт проработал в Николаеве с флотскими штабными офицерами, а в апреле 1859 года, когда закончилась весенняя распутица, выехал из города. Предстояла поездка в 6 тысяч верст по херсонским степям. Остановки планировались только в крупных городах, для работы с уездной статистикой.


Сухой военный отчет молодого офицера – самый «романтический» из всех подобных отчетов по другим губерниям. Это почти записки путешественника. Вот послушайте: «Херсонская губерния представляет степную поверхность, покрытую до того плодородною почвою, что, при выгодных климатических влияниях, она способна дать самую богатую растительность без всякого удобрения… Вследствие весьма малой населенности, сравнительно с пространством, значительная часть полей остается необработанной, хотя и дает превосходные сенокосы и пастбища… Почва в сухом состоянии имеет вид плотной массы; комок земли растирается пальцами, с большим или меньшим, но всегда с некоторым, усилием, на пашне она обращается в порошок, на целине и перелоге — в крупинки. При трении ногтем на ней замечается, более или менее ясно, металлический блеск, и она прилипает к языку. В сыром состоянии комок вязкой почвы свертывается в пальцах и принимает отпечаток кожи…».


Военный доклад у полковника Шмидта очень тактилен. Он разминает в руках землю, нюхает луговые травы, пьет крестьянское молоко и ест у казаков вяленую рыбу. Описание пейзажей перемежается в тексте с четким указанием высот и низин сопутствующего рельефа, а восхищение нарядными одеждами украинцев – с жестким диагнозом национального характера. Вот он: «…Все, что нам случалось наблюдать о нравах и обычаях малороссиян простого звания, - это вялость, лень, беспечность, то же упрямство в характере, те же странные, иногда смешные и даже нелепые обычаи, то же пристрастие к пьянству и тяжбам существует и здесь между малороссами. Хорошие черты этого племени также не изгладились; малороссияне довольно смирны, покорны, некорыстолюбивы, и ум их, хотя не быстр и изворотлив, но положителен и проницателен…».


Офицер живописно повествует о весеннем половодье Мертвовода ниже широты Вознесенска и… тут же дает сводные данные о глубине и широте разлива всех (!) рек Херсонской губернии, в том числе и тех, которые летом пересыхают. В отчете более 230 статистических таблиц о временной динамике народонаселения края, о промышленности, сельском хозяйстве и ремеслах. Карты четко фиксируют населенные пункты, овраги и перелески. Все как на ладони.


Такая форма подачи информации завораживает. Лиричное повествование в сочетании с сухими цифрами военного отчета делает весь текст напряженным и не отпускает читателя. Юрий Крючков в своей «Истории Николаева» без всяких сокращений поместил отрывок (4 страницы) из Шмидта, посвященный описанию нашего города. В трудах многих николаевских краеведов «военная проза» молодого офицера используется на протяжении многих лет почти без купюр.


Александр Оттович Шмидт окончил свою работу в январе 1860 года. Он отбыл в Санкт-Петербург, где еще три года работал над содержанием военного доклада. Офицер дополнил его цифрами из ранних «Военно-статистических обозрений», «Академических анкет Генеральных межеваний» и различных географических описаний. Всего в библиографии отчета автор указал более 730 различных источников.

Из всех «Материалов для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба», Херсонская губерния в исполнении подполковника Шмидта – наиболее квалифицированная монография по истории нашего края в середине ХIХ века.


В 1863 году Александр Шмидт представил свой доклад о Херсонской губернии Большой конференции Российского Генерального штаба. Слушание продолжалось четыре часа вместо двух по регламенту. Русская военная элита оценила труд молодого офицера. Он был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, а в 1864-м ему присвоили звание полковника.



Соавторы



Первая книга «Материалов для географии и статистики России… Херсонская губерния» вышла в 1863 году, вторая – в 1864-м. Этот отчет сразу стал учебником для слушателей Николаевской академии генерального штаба – эталоном военного статистического обзора.


Однако время шло. Херсонская губерния экономически развивалась. Появлялись новые промышленные предприятия и сельскохозяйственные экономии. В 1871 году русские дипломаты добиваются отмены условий Парижского мирного договора, запрещающего России строительство военных судов на Черном море. Это подстегнуло экономику всех приморских городов юга России. В Николаеве, Одессе, Херсоне появляются новые заводы и фабрики, работающие на флот. Население резко увеличивается, строятся новые коммуникации, хлебная торговля в регионе набирает обороты.


Эталонный труд подполковника Александра Шмидта постепенно устаревает, но… продолжает оставаться учебным пособием для слушателей академии. Вероятность новой турецкой войны заставляет военное министерство России обновить сведения 12-летней давности о территориях предполагаемых боевых действий. В командировки вновь отправляются молодые генштабисты.


В 1872 году в херсонскую губернию прибывает штабс-капитан Александр Яковлевич Таль. Ему поручено дополнить капитальный отчет Шмидта новыми сведениями о промышленности, ремеслах и коммуникациях. Херсонская губерния – родина Таля. Он здесь родился и провел детство. Его семья принадлежала к известному дворянскому роду.


Командированный офицер не стал болтаться по степным дорогам. Он напряг свои связи и за два месяца через земских статистиков, войсковых топографов и представителей Одесского общества истории и древностей полностью справился с работой. Фундаментальный труд Александра Шмидта дополнился 17 страницами новой информации, а штабс-капитан Таль получил за работу очередное звание – капитан.


В 1874 году к Главному командиру Черноморского флота и портов, военному губернатору Николаева, адмиралу Н.А. Аркасу из генштаба прибывает со специальной миссией подполковник Яновский Александр Васильевич. Ему поручено сделать свежие промеры глубин всех рек Херсонской губернии.


Яновскому крупно повезло. Оказывается, адмирал Аркас накануне принял отчет долговременной работы своих гидрографов. Он передал все данные командированному генштабисту и… капитальный труд Александра Шмидта обновился еще на 9 страниц.


Победоносная для России война с Турцией в 1877-1878 гг. не затронула Херсонскую губернию. Основной театр боевых действий был на Балканах. Однако труды офицеров Генерального штаба России по сбору географических и статистических данных в Херсонской губернии не пропали даром. Накануне первой мировой войны на основе топографических данных Александра Шмидта и его последователей была издана для младших командиров кавалерии и пехоты первая карта-трехверстка.


В 1927 году это издание от специалистов царского генштаба полностью было перекопировано картографами РККА. Подробная карта-трехверстка Николаевской, Одесской, Херсонской и Кировоградской областей была востребована Красной Армией в годы Великой Отечественной войны.


Как сложилась судьба подполковника Александра Оттовича Шмидта? Ответ на вопрос дают «Справочник русской императорской армии» и «Список генералов по старшинству. 1901».


Офицер сделал блестящую карьеру. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Был награжден многими орденами и медалями, дослужился до звания генерала от инфантерии и ушел в отставку «для поправления здоровья». Под занавес жизни увлекся плодоводством и написал несколько трудов по селекции растений. Сосотоял действительным членом Киевского Археологического и Географического обществ. Умер 21 апреля 1916 года.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив