От тушенки до бронежилетов: кто помогает армии Украины?
От тушенки до бронежилетов: кто помогает армии Украины?
Небольшой грузовой автомобиль стоит у ворот учебного центра МВД Украины под Киевом. В кузове — коробки с тушенкой, соки, матрасы, спальные мешки. Все припасы куплены и собраны активистами-добровольцами. После нескольких минут ожидания машину пропускают — здесь к такому привыкли давно, такие грузы поступают в украинские военные части по нескольку раз в день.
Помощь бойцам привезла женщина средних лет, представившаяся Ларисой, она говорит, что не представляет никаких организаций или партий. Лариса и ее знакомые собрали деньги и закупили то, что посчитали необходимым.
«Мы сами не можем пойти воевать, эти ребята идут на войну вместо нас, за нас. Так мы хотя бы поможем им с едой и одеждой», — говорит Лариса. Таких активистов, как Лариса, в самых разных городах Украины тысячи. От тушенки и влажных салфеток до бронежилетов — украинские военные и подразделения МВД нуждаются во всем.
Сразу же после смены власти и начала конфликта на юго-востоке страны украинцы развернули широкую кампанию по сбору средств на поддержку вооруженных сил. Согласно данным минобороны Украины, только на официальном счету учреждения на начало июня скопилось более 11 миллионов долларов пожертвований.
На эти деньги закупается оборудование и припасы — то, что у вооруженных сил должно было быть, но отсутствует в силу различных причин.
Массовые сокращения
Вооруженные силы Украины были основаны в 1991 году. После распада Советского союза стране досталось огромное количество боевой техники и несколько крупных военно-промышленных предприятий. Сама армия на начало 90-х годов насчитывала более 700 тысяч человек личного состава.
С тех пор год за годом вооруженные силы страны подвергались сокращению, а техника списывалась или продавалась за рубеж. По словам военного эксперта Григория Перепелицы, особенно массовый характер сокращение вооруженных сил приобрело в годы правления президента Януковича.
По словам эксперта, даже на официальном уровне треть военного бюджета вооруженные силы должны были обеспечивать за счет распродажи собственного имущества.
«Власти страны смотрели на армию как на свой супермаркет, из которого можно распродавать все что угодно. Тотальная коррупция привела к тому, что на начало конфликта с Россией армия была практически небоеспособна, за исключением нескольких аэромобильных подразделений», — заявил эксперт в беседе с Русской службой Би-би-си.
После смены власти в стране гражданское общество Украины почувствовало ответственность за свои вооруженные силы, что привело к уникальному явлению — обеспечению армии за счет добровольных пожертвований, говорит эксперт.
Закупки без бюрократии
Константин Островский, один из добровольцев, которые организовывают сбор средств и закупку необходимых вещей для нужд военных. Константин и его соратники предпочитают брать дело в свои руки, а не просто перечислять деньги на счет министерства.
По его словам, дело не в отсутствии доверия, хотя вопросы к расходованию средств есть, а в том, что официальные структуры слишком неповоротливы в вопросе закупок. Бюрократические процедуры не позволяют приобретать нужные военным вещи без объявления тендера и прохождения ряда других процедур, говорит активист. Именно поэтому Константин и его единомышленники сами покупают припасы и технику и сами доставляют их частям, которые нуждаются в обеспечении.
«Эти ребята сейчас на линии фронта, они не смогут ждать, пока Рада одобрит закупки, у них нет ни трех, ни даже одного месяца на это», — говорит он.
Для Константина работа добровольцем началась вскоре после присоединения Россией Крыма. Он говорит, что один знакомый рассказал ему о ситуации в одной из танковых бригад украинской армии, которую перебрасывали на восток страны.
«Ребята выдвигались, а у них фактически ничего не было. Не было на чем спать, не было в чем ходить, что есть, не говоря уже о бронежилетах и спецоборудовании», — говорит он.
По словам активиста, на первом этапе вещи и деньги собирали по друзьям и знакомым, а потом своими силами доставляли в нуждающуюся часть. После того, как призыв о помощи военным был опубликован в социальных сетях, деятельность проекта приняла совсем другие масштабы.
Как говорит Константин Островский, всего за два первых месяца работы они оказали помощи на более чем два миллиона гривен.
Сотни инициативных групп
Пожертвования на нужды армии поступают от самых разных людей — от студентов до крупных бизнесменов, говорит Константин Островский. За каждую потраченную гривну его проект отчитывается.
«Я не оставляю себе ни копейки из собранных денег, я не считаю возможным даже, скажем, залить себе бак бензина на эти деньги, чтобы поехать на закупку. Ведь на эти деньги можно купить лишнюю коробку тушенки или комплект формы», — говорит он.
Добровольцы сначала сами выбирали подразделения, которым нужна помощь — узнавали через знакомых, выходили на контакт. Потом к ним стали обращаться сами военнослужащие, которые узнали о волонтерах. Сейчас эту работу пытается наладить и само министерство, чтобы направить помощь частям, наиболее в ней нуждающимся.
Островский и его соратники далеко не единственная и даже не самая крупная инициативная группа помощи военнослужащим. Таких групп по стране сотни, если не тысячи, говорят украинские аналитики. Во многом благодаря их усилиям бойцы на передовой могут нести свою службу, не беспокоясь о том, будут ли они спать под открытым небом или в палатке.
По словам представителей фондов, эти инициативы — лишь временный выход из положения. Они не могут и не должны заменять официальных поставок армии.
Усилия добровольцев привели и к тому, что бойцы украинских подразделений теперь используют самую разную униформу и оборудование. Тоже самое и с техникой: оптические прицелы, приборы ночного видения — все от разных производителей. После окончания спецоперации на востоке армия должна заняться отбором и унификацией снаряжения, говорит Константин Островский.
Слова Островского находят подтверждение в одном из самых известных украинских добровольческих подразделений — батальоне «Донбасс». Кроме того, что «Донбасс» сам состоит исключительно из людей, решивших принять участие в конфликте на юго-востоке страны, он еще и обеспечивается практически полностью за счет пожертвований.
Разнообразное снаряжение
В одном из подготовительных центров под Киевом, где тренируются бойцы "Донбасса", можно заметить разнообразие в снаряжении солдат: у кого-то форма британского морского пехотинца, у кого-то - немецкой армии. По словам самих бойцов, больше всех "не повезло" тому, кому досталась форма украинского производства - она буквально расползается в руках.
Теперь у «Донбасса» есть все необходимое, говорят в тренировочном лагере. Командир батальона Семен Семенченко, впрочем, посчитал нужным напомнить украинским властям об обещании передать в его подразделение новую технику, которую бойцам «Донбасса» пока только показали.
В разговоре с Русской службой Би-би-си Семенченко отметил, что именно добровольцы, вроде тех, кто служит в «Донбассе», и станут костяком новой украинской армии, которую, по его словам, нужно строить фактически с нуля.
«Нужно брать пример с любой успешной зарубежной армии и перенимать. Необходимо сократить количество звеньев передачи в армии, бюрократию. Нужно новое оборудование, беспилотники, надо делать упор на разведывательную деятельность. Ну и главное — коррупция, для ее искоренения нужна политическая воля главы государства, а то сейчас в вооруженных силах уже все прогнило», — заявил Семенченко.
С командиром «Донбасса» заочно согласен и эксперт Григорий Перепелица. «Советский генералитет, который сейчас находится во главе украинской армии, оказался неспособен решать боевые задачи, организовывать оборону. Поэтому именно добровольные территориальные батальоны вроде «Донбасса» станут основой новых вооруженных сил Украины», — заявил он.
ВВС, перевод ИноСМИ