Операция «Аккредитация» (Добавлено видео)
14 января, в областном управлении внутренних дел состоялось заседание так называемого «Информационного совета при УМВД в Николаевской области». Собрание получилось представительным: были редакторы или заместители редакторов почти всех николаевских газет, теле- и радиоканалов, интернет-изданий, пришли многие журналисты. В президиуме сидели председатель этого самого «совета» Николай Машкин, его заместитель Игорь Пронин, представители пресс-служб всех силовых структур области: УМВД — Инна Демьяненко, МЧС — Светлана Водолага, Прокуратуры — Наталья Абрамова, СБУ — Андрей Середич. Тема - обсуждение «Правил аккредитации журналистов и технических работников средств массовой информации при УМВД Украины в Николаевской области». Именно так — длинно и цветисто — назывался предложенный для обсуждения документ.
Составители «Правил...» руководствовались, на первый взгляд, самыми лучшими побуждениями: «содействие работе журналистов и технических работников СМИ по освещению деятельности органов внутренних дел Николаевской области и помощи журналистам и техническим работникам СМИ в выполнении ими своих служебных обязанностей». На этом, собственно, благие намерения и заканчиваются. Во всем остальном «Правила ...» являются типичным образчиком бюрократического творчества, в основе которого лежит неискоренимое желание чиновников держать на коротком поводке все и всех, «тащить и не пущать», по меткому выражению писателя Глеба Успенского. Для того, чтобы аккредитоваться, изданиям предлагается подать о себе кучу справок, анкет, удостоверений, лицензиий и прочих бумажек. Объем информации, которую требуют предоставить, больше напоминает досье спецслужб: начиная от копии регистрационного свидетельства и заканчивая чуть ли не размером ботинок главного редактора. Права аккредитованных журналистов уместились в десяток строчек, зато основания, по которым аккредитация может быть аннулирована, занимают полторы страницы. Похожий бред под названием «Правила поведения журналиста на сессии городского совета» когда-то попытался протащить Дима Никонов, но даже николаевские депутаты, которых трудно заподозрить в симпатиях к журналистам, подняли тогда предложения пламенного витренковца на смех.
В этот раз в авторстве «Правил...» сознался Председатель Информационного совета, он же главный редактор газеты «Ридне Прибужжя» Николай Машкин. О чем, надо думать, очень скоро пожалел, поскольку весь свой гнев по поводу «держимордовского» документа собравшиеся выплеснули именно на его голову.
Первым пошел в атаку директор телекомпании НИС-ТВ Виталий Мехеда . Окрестив предоставленные журналистам «правила аккредитации» полной чушью, он задал Машкину вопрос в лоб: «А если мы не будем аккредитоваться? Что будет?»
«Собственно говоря, никакой трагедии не произойдет. Просто будет ряд мероприятий, на которые вы захотите попасть и не сможете. Например, ДТП...» - приведенный Машкиным пример оказался явно неудачным, и лишь подлил масла в огонь разгорающейся дискуссии, вызвав шквал дополнительной критики, а заодно — ряд вопросов.
«На каком основании, по чьей инициативе и когда был создан Информсовет, и на каком основании этот Информсовет решил проводить аккредитацию журналистов? Если вы читали законодательные акты, то аккредитацию проводит тот орган, который имеет на это право. К примеру, если это УВД, - то это пресс-служба УВД.
Дальше. Есть соответствующие приказы по министерству, в которых сказано, что министр внутренних дел хочет видеть взаимодействие сотрудников милиции и СМИ. Достаточно было бы довести эти приказы не для «галочки», а для того, чтобы они исполнялись. И все вопросы по этим «правилам аккредитации» сразу бы отпали!» - вбивал гвозди в гроб «Правил...» редактор сайта Преступности. Нет Андрей Сенченко.
Незадачливый председатель Информационного совета сидел как на иголках, едва успевая уворачиваться от летящих в его сторону «словесных плюх». Он, конечно, пытался оправдываться: дескать, вопрос об аккредитации подняли сами журналисты, на предыдущих заседаниях информационного совета, в связи с обсуждением проблемы взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации. Потому и было принято такое решение — разработать «Правила...» и обсудить их с представителями СМИ. Впрочем, кто именно кинул клич создавать драконовские правила аккредитации, Николай Машкин запамятовал, что и не удивительно. Говорить, что журналист, добровольно, по собственной инициативе, требует ввести аккредитацию там, где ее нет, равносильно утверждению того, что собака добровольно просит посадить себя на цепь. Виталий Мехеда резонно возразил, что не нужно было ничего придумывать, поскольку журналисты в своей работе и так руководствуются действующими законами, а предоставленные им «правила» скорее напоминают инструмент, с помощью которого заинтересованные лица смогут влиять на неугодных представителей СМИ.
В еще более острое русло дискуссию перевела главный редактор еженедельника «Николаевский бизнес» Татьяна Фабрикова, которая словно танком проехала по «председателю информационного совета»:
«А как вообще вы возглавили этот Информсовет? Думаю, этим вопросом задался не один журналист!»
Многозначительно кивая куда-то вверх, Машкин попытался объяснить, что его назначили, и не абы кто, а «большие люди», но это вызвало еще большее возмущение Татьяны Фабриковой: «Так вас не избирали?!!! Назначили?!!!!!» Главред «Ридного Прибужжя» вынужден был стерпеть и это, а затем попытался перейти в наступление:
«Здесь существует ряд проблем. Одна из них — последствия вашей работы. (Машкин даже не заметил, что сказав «ВАШЕЙ», вместо «НАШЕЙ работы» он словно отгородил себя от всего журналистского сообщества. - прим. авт.) Есть ряд СМИ, в том числе и электронные, в результате действий которых пострадала карьера, честное имя и многое другое работников органов внутренних дел... В течении более 20 лет средства массовой информации используются для травли работников правоохранительных органов, и от этого страдают и должности, и многое другое... Ряд должностных лиц просто боится с вами сталкиваться!»
Слова о прошедших огонь и воду матерых милицейских полковниках, которые, оказывается, боятся журналистов, вызвало в зале дружный хохот и несколько разрядило обстановку. Даже сидящие в президиуме не смогли удержаться от улыбок.
Справедливости ради, надо отметить, что отдельные редакторы, хотя и осторожно, поддержали идею аккредитации. Редактор телеканала «Сатурн» Андрей Недо выступил за аккредитацию, хотя и он согласился, что вынесенное на обсуждение «Положение...» никуда не годится. В пользу аккредитации высказалась и руководитель пресс-службы областной прокуратуры Наталья Абрамова. Но в целом, сторонники аккредитации были в явном меньшинстве.
Редактор «Новой николаевской газеты» Юрий Ицковский в итоге дипломатично предложил определиться: какие пункты предоставленных к обсуждению «Правил» устраивают журналистов, а какие нет.
Подвел итог дискуссии шеф-редактор сайта «Новости-N» Анатолий Онофрийчук. Он напомнил собравшимся, что очень часто аккредитацию используют в качестве «дубины против неугодных журналистов». Хорошо о нас пишешь — аккредитуем, напишешь плохо — лишим аккредитации. Во введении самого института аккредитации при УМВД, которого, ранее никогда не было, Онофрийчук увидел не что иное, как попытку «накинуть узду» на слишком ретивых журналистов, не желающих «становиться в стойло». Что же касается самого «Информационного совета», то его Анатолий Николаевич назвал «бессмысленной, пустопорожней говорильней» и высказал большие сомнения в целесообразности его существования.
Татьяна Фабрикова поддержала выступление шеф-редактора «Новостей-N» и предложила поставить на голосование вопрос о целесообразности создания при УВД института аккредитации. Но, видя баланс, складывающийся явно не в его пользу, Николай Машкин вопрос голосования, что называется, «замылил» и предложил заседание закончить просто так. На том и разошлись.
Что же кроется за невинной, на первый взгляд, попыткой ввести институт аккредитации при УМВД? Действительно желание помочь журналистам в их работе? Или это первые признаки глобального наступления на свободу слова, о котором сегодня так много говорят? И не последуют ли примеру своих милицейских коллег сначала все силовые ведомства, а затем, и вообще кто угодно? И тогда журналистам придеться аккредитоваться при государственных учреждениях, политических партиях, общественных организациях, заводах, школах, ВУЗах, больницах, детских домах, рынках, различных ООО, АО и ЗАО — да мало ли о чем еще приходится писать? А для того, чтобы таскать за собой множество аккредитационных карточек, придется заводить специальный портфель, который так и будет называться — аккредитационный.
Ближайшее будущее покажет, сколь обоснованы эти опасения.