Олег Деркач: "Лесхоз сам делает себе черный пиар"

06.10.2008 в 17:19
Открытие охотничьего сезона на Кинбурнской косе в районе Биенковых плавней вызвало бурную реакцию экологов и общественности. Многочисленные публикации в СМИ, обращения в прокуратуру вынудили начальника областного управления лесного и охотничьего хозяйства Петра ПАЛАМАРЮКА прояснить ситуацию в интервью корреспонденту “Новости-N”. Чиновник объяснил свою позицию, которая обозначена в названии журналистского материала: “Обвинения экологов - всего лишь черный пиар против меня”.

Мы попросили специалиста-эколога прокомментировать ответы областного управленца. Директор Южного филиала Института экологии Национального экологического центра Олег Михайлович ДЕРКАЧ согласился ответить чиновнику.

- Олег Михайлович, являются ли Биенковые плавни заповедными землями?

- Начнем с того, что не только Биенковые плавни, но и весь Кинбурнский полуостров вместе с километровой полосой акватории Днепровского лимана, Черного моря и Ягорлыцкого залива в пределах Очаковского района Николаевской области входит в состав регионального ландшафтного парка "Кинбурская коса" и является объектом природно-заповедного фонда Украины. Областной совет принял в 1992 году соответствующее решение. Здесь просто возникла путаница с зонированием. Территория регионального ландшафтного парка (РЛП) действительно может быть зонирована, но закон не обязывает его проводить. В этом случае на всю территорию распространяется строгий режим охраны.

- В интервью нашему изданию Петр Паламраюк утверждал, что именно из-за отсутствия проекта организации территории и зонирования парк не имеет установленных границ. К тому же, он заявил, что именно благодаря вам судом центрального района Николаева было отменено решение областного совета о зонировании косы…

- Во-первых, границы заповедных объектов устанавливаются на основании проектов их создания и проектов землеустройства, а не таким образом, как говорит Петр Паламарюк. Тем более что Кинбурнская коса имеет четкие, естественные границы. А вот любая деятельность в ее пределах должна проводиться в соответствии с Положением о парке и Проектом организации территории РЛП "Кинбурнская коса", охраны, восстановления и рекреационного использования его природных комплексов. Следовательно, при отсутствии такой научно-технической документации лесхоз не может заниматься рекреационной деятельностью на полуострове, а тем более предоставлять платные услуги посетителям. Никто ведь не согласовывал и тем более не утвердил для косы допустимую рекреационную нагрузку.  
Во-вторых, мы всегда были сторонниками функционального зонирования парка и разработали множество его вариантов. Однако стараниями основного землепользователя (ГП “Очаковское лесоохотничье хозяство”. - Авт.) все наши предложения были отвергнуты. 

- С чем связано отклонение Ваших вариантов проекта организации территории РЛП "Кинбурнская коса"?

- Мы предлагали включить в заповедное ядро парка не менее 20 процентов суши, а не 5-6 процентов, как было утверждено решением областного совета. Кроме того, мы были против расширения населенных пунктов Покровского сельского совета, застройки морского побережья базами отдыха, а также превращения остальных заповедных земель в хозяйственную зону лесхоза. Наша позиция основывалась на многолетних научных исследованиях и выводах экспертов.

- А что касается низкого уровня воды в озерах и ухудшения воспроизводства пернатой дичи? Петр Паламарюк говорил, что ее численность в последнее время только возрастает…

- В последнее десятилетие в районе Черноморского биосферного заповедника, как и по всей Украине, наблюдается катастрофическое падение численности многих видов птиц. Это связано, прежде всего, с ухудшением среды их обитания, перепромыслом и многими другими факторами. Учеты пернатых, организованные дирекцией парка накануне открытия охоты, показали, что в Биенковых плавнях 18 августа этого года находилось около полутора тысяч птиц, среди которых было не более 900 особей охотничьих видов. А именно: кряквы - 283, красноголового нырка - 63, чирков - 247, лысухи - 285. Остальные птицы запрещены к отстрелу. Это белоглазый нырок, малый баклан, черноголовый хохотун, орлан-белохвост, пеликан розовый, кулики и цапли. В свою очередь, лесхоз приводит другую официальную цифру в шесть тысяч особей, из которой и рассчитывались допустимые нормы изъятия водоплавающей дичи. Очевидно, эта цифра касалась не только озер Биенковых плавней, но и всей площади охотничьих угодий Кинбурна, которая составляет 44 тыс. га. Тогда о какой высокой численности можно говорить?

- Начальник областного управления лесного хозяйства также сообщил, что для обводнения озер Бинековых плавней был прорыт искусственный канал, который соединяет их с Днепровским лиманом и предотвращает пересыхание водоемов. Какова же ситуация на самом деле? 

- Мероприятия по расчистке канала проводились нами в период с 99-го по 2001 год. Сейчас же канал заилился и не работает. Из 300 га разливов Биенковых плавней к августу этого года осталось не более 10 га. Именно на этих оставшихся мелководьях и ютилось скопление птиц. 

- Так что же происходило в первые дни открытия охоты на Биенковых плавнях. Ведь лесхоз обвиняет руководство парка в незаконных действиях…

- В первый день на охоту вышло около 30 человек. Согласно установленным нормам и правилам каждый из них мог добыть до 5 уток и 5 лысух. Уже к вечеру охотники могли истребить примерно третью часть выявленного скопления этих птиц. О какой законности тогда говорит лесхоз? Но если бы убивали только охотничьи виды и соблюдали нормы... Администрацией парка составлены 11 протоколов и 2 акта о нарушении природоохранного законодательства, которые сразу же были переданы в экологическую инспекцию. На данный момент документы находятся в суде. 

- В таком случае, каким образом была разрешена охота на Биенковых плавнях и почему его согласовало Государственное управление охраны окружающей природной среды в Николаевской области?

- Действительно, приказ о проведении охоты на пернатую дичь в охотничий сезон 2008-2009 годов был согласован Госуправлением охраны окружающей среды и зарегистрирован в Главном управлении юстиции. Под этим документом поставил свою подпись Иван Кубрак. Правда, в этом приказе была одна оговорка - в п. 1.1 сказано, что согласно решению Николаевского областного совета от 16.03.07 №9 в заповедной зоне "Биенковые плавни" разрешается лишь регулирование численности диких животных. Такие мероприятия предусмотрены ст. 32 Закона Украины "О животном мире" в интересах охраны здоровья и безопасности населения, предупреждения заболеваний сельскохозяйственных животных. Порядок их проведения определяется территориальными органами по вопросам экологии и природных ресурсов с учетом научно обоснованных экспертных выводов. 
Понятно, что традиционная охота на уток не относится к таким мероприятиям, поэтому дирекция парка и общественность заявили справедливый протест лесному ведомству. Петр Паламарюк неоднократно пытался получить разрешение на отстрел водоплавающей дичи под видом регулирования их численности, но все безуспешно. Тогда он вспомнил, что скандальное решение областного совета по Кинбурну уже давно не действует, а поэтому в Биенковых плавнях следует возобновить обычную охоту, забыв при этом внести изменения в приказ и пересогласовать его. 

- Олег Михайлович, что Вы можете сказать о фактах противоправных действий со стороны должностных лиц РЛП, о которых упоминает Петр Николаевич?

- Протоколы об административных нарушениях относительно должностных лиц парка были составлены работниками государственной лесной охраны не на месте событий, а только через три дня в городе Очакове. Поэтому есть все основания говорить, что они были сфальсифицированы. В любом случае следственные органы в этом быстро разберутся.

- Экологическая обстановка на Кинбурне остается напряженной. Вы как эколог не могли бы прокомментировать, что там сейчас происходит?

- К сожалению, руководство области так и не смогло установить правил игры для этой территории. Деятельность основного землепользователя - ГП "Очаковское лесоохотничье хозяйство" - часто вступает в противоречие с целями и задачами созданного на косе заповедного объекта. Более того, лесхоз стал выполнять много не свойственных ему функций, в частности - заниматься рекреационной деятельностью. Это привело к разрушению многих ценных участков дикой природы и небывалому замусориванию побережья. Распашка песчаных арен под создание монокультур сосны, сжигание огромных объемов древесины на горельниках, истребление аборигенной растительности и фауны - все это привело к превращению значительных пространств Кинбурна в настоящую пустыню. А добавьте еще интенсивную застройку земель населенных пунктов, планы освоения западного морского побережья...

 - А как обстоят дела по созданию национального парка на Кинбурнской косе?

- Не смотря на государственную программу развития заповедного дела, отдельные поручения Кабинета Министров Украины, Указ Президента Украины, вопрос не сдвинулся с мертвой точки. Управление лесного и охотничьего хозяйства при загадочном молчании областной государственной администрации сорвало все достигнутые ранее договоренности и согласования.
 
Беседовал: "Андрей Дворецкий" 
Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив