Немирный протест

20.01.2014 в 12:17
Немирный протест

Немирный протест

19 января стал "черным днем" украинских протестов. Очередное народное вече, которое, по словам оппозиции, должно было быть исключительно мирным, переросло в ожесточенные многочасовые столкновения с органами правопорядка. С обеих сторон есть пострадавшие. Оппозиционеры утратили контроль над ситуацией.

Были всем, стали — никем

Очередное "народное вече", которое оппозиция объявила в это воскресенье, собирали под предлогом дать ответ на недавние законодательные инициативы Партии регионов и КПУ. "В это воскресенье состоится народное вече", - провозгласил вечером 16 января со сцены на Площади независимости Виталий Кличко. На нем ожидалось, что оппозиция наконец-то объявит реальный, а не декларативный план действий. При этом лидеры оппозиции подчеркивали — протест должен быть мирным. В то же время, некоторые из оппозиционеров, напротив, уже 16 января начали призывать чуть ли не к войне. "В назначенное время мобилизации все Украины — на столицу. Со своими автомобилями, бусами, грузовичками, тракторами — биться за свободную Украину. Мэры свободных городов и городков, приглашаем на экскурсию в Киев со всем коммунальным хозяйством. Студенты — на улицу, сражаться за свое европейское будущее. Киевляне — на улицу, сражаться за свою честь. Политики — на улицу вместе с семьями и помощниками, на своих авто и пешком...", - писал, к примеру, экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. В воскресенье на центральной площади страны собрались сторонники оппозиции. Они скандировали: "Лидера!". Один из активистов "Автомайдана" Дмитрий Булатов заявил: "Мы готовы идти в последний бой. Я обращаюсь сейчас к лидерам оппозиции, стоящим рядом с собой. Господа, еще недавно Автомайдан призывал вас определиться с единым кандидатом в президенты и объединить усилия вокруг него. Мы до сих пор не услышали ответа. Но сейчас это уже не актуально, т. к. понятно, что никаких честных выборов не будет", - сказал Дмитрий Булатов. «Нам не нужен кандидат в президенты, а нужен лидер сопротивления. Срочно! Это уже не акция протеста, не танцы на площади, а гражданское сопротивление. Нам нужен лидер сопростивления!", - добавил лидер Автомайдана.

Однако их желание оппозиция так и не удовлетворила. Один из руководителей "Батькивщины" Арсений Яценюк попытался максимально нейтрально ответить Булатову: "Я дам ответ на ваш вопрос о лидере. Здесь есть лидер. Это украинский народ. И как только кто-то превратит наше мирное сопротивление в борьбу за лидерство между политиками, я объявлю его провокатором. Наше единство это залог нашего подлинного лидерства". "Зайти в помещение - не значит получить власть. Мы должны действовать как европейская оппозиция. Мы знаем, что делать, и как привести новую демократическую власть", - отдельно подчеркнул Яценюк. Но собравшиеся на Майдане его уже не слушали. Общая фраза о том, что лидер — это украинский народ, у наиболее радикально настроенной части протестующих вызвала осуждение. После Яценюка выступил еще один "автомайдановец" Сергей Коба. "Кто-то должен взять на себя ответственность. Мы через полчаса идем к Верховной Рады и будем там стоять, пока они не отменят этот закон. Обращаюсь сейчас к каждому депутату - вы, народные избранники, должны с нами стать возле Верховной рады плечом к плечу. И мы будем там стоять, пока все депутаты не придут в сессионный зал и не отменят эти позорные законы", - заявил он. После этих слов часть митингующих выдвинулась на улицу Грушевского. Как позже станет ясно, пришли они не с пустыми руками. Во время первого столкновения с милицейским кордоном на Грушевского у протестующих в руках были и щиты, и молотки. В милиционеров полетели брусчатка и фаера. Подожгли один из автобусов "Беркута". Один из лидеров оппозиции Виталий Кличко попытался остановить агрессивно настроенную молодежь. "Парни, тут один бравый хлопец на меня бросался. Я хочу к вам обратиться: то, что вы сейчас делаете — большая опасность для тех парней и девушек, который на Майдане", - обратился он к митингующим на Грушевского. Но Кличко выступал под речевку, которой 1 декабря встречали у Администрации Президента Петра Порошенко: "А ну-ка, давай-ка, у.бывай отсюда". При этом, Кличко успели "почевствовать" из огнетушителя. В конце-концов, даже у подготовленного боксера сдали нервы. "Еще раз кто-то меня дернет, получит …", - пообещал Кличко и ушел на Майдан. А штурм разгорелся с новой силой. Появление Кличко окончательно засвидетельствовало — оппозиция уже не контролирует агрессивно настроенных митингующих. Или делает вид, что не контролирует.

Из мирного протеста – в агрессивную толпу

События на Грушевского разворачивались стремительно. После поджога одного автобуса, протестующие по очереди подожгли и другие машины милиции, среди которых были и армейские "кунги". При этом, в милицию летели коктейли Молотова, фейерверки, которые использовали как огнестрельное оружие. Несколько "беркутовцев" были захвачены агрессивной толпой. Одного из милиционеров препроводили в Дом профсоюзов, где его спасли оппозиционеры, переодев в "гражданку" и передав его врачам скорой помощи. Позже врач, забиравшая бойца, будет вспоминать, как радикально настроенные митингующие атаковали машину "Скорой помощи". Спустя полтора часа после начала боя на Грушевского, "Автомайдан", чей активист и был одним из призвавших к штурму Верховной рады, начал открещиваться от своего участия в происходящем. "Друзья, сегодня произошла ужасная вещь — координаторы "Автомайдана" не пришли к согласию, отдельные лидеры призвали людей идти к Верховной раде. Мы, Дмитрий Булатов, Сергей Поярков и Андрей Телиженко, с самого начала были против немотивированного применения силы, кровопролития. Мы не призывали людей идти на улицу Грушевского, пытались убедить других автомайданавцев и мирных граждан, присоединившихся к нам, не поддаваться на провокации власти. Мы призываем прекратить силовые действия! Мы не желаем нести ответственность за пролитую сегодня кровь и разрушенные судьбы", - заявили лидеры "Автомайдана". А призывавший к блокаде парламента Коба пошел на попятную, заявив: "Мы призывали к мирным действиям, которые предусмотрены Конституцией". Однако активисты объединения вечером пытались блокировать автобусы "Беркута", спешащие на подмогу в Киев. Один из водителей был задержан.

В свою очередь, лидеры оппозиционных сил осудили происходящее на Грушевского. Яценюк заявил: "Я осуждаю только что произошедшее насилие. Это не наш план. Наш план мы утвердили здесь, на вече. Прошу каждого, кто хочет будущего для нашей страны, не просто придерживаться, а жестко исполнять этот план". "Вы понимаете, зачем там произошла бойня? Чтобы легализовать "Беркут" на Майдане", - взывал к собравшимся Яценюк. Даже лидер "Свободы" Олег Тягныбок призвал: "Пока мы не используем все возможные правовые пути для победы, делать другие шаги — бессмысленно. Ведь эти шаги не дают нам того результата, на который мы рассчитываем. Мы должны не поддаваться эмоциям — нужно сконцентрироваться на результате, который мы хотим получить в итоге нашей борьбы", - заявил лидер "Свободы". Он добавил, что важен не процесс противостояния, а результат. Но, очевидно, рядовые члены партии ослушались своего лидера. Так, милиция заявила о задержанном на Грушевского "свободовце", который принимал участие в атаке бойцов Внутренних войск и "Беркута". Кроме того, трансляцию из гущи событий поначалу бесперебойно вел один из лидеров "Свободы" Александр Аронец. Однако официально ответственность за бои у Грушевского на себя взял лишь "Правый сектор".

А тем временем спираль насилия на Грушевского раскручивалась. В милиционеров летели "коктейли Молотова", брусчатка, им слепили глаза лазерами. К часу ночи атаковать позиции "Беркута" среди обычных протестующих начали и люди, одетые в жилеты, обычно носимые прессой. Милиционеры отвечали на атаки светошумовыми и газовыми гранатами, позже для тушения горевшей техники подключили водомет. Когда атаки стали особо ожесточенными, использовали и резиновые пули. При этом начало доставаться и журналистам. Правда, первые из них пострадали еще раньше, заняв позицию на мини-сцене у стадиона Лобановского. Первым двум пострадавшим журналистам разбили голову брусчаткой. После того, как в больнице оказались с ранениями и ожогами около полусотни милиционеров, бойцы внутренних войск и "Беркута" начали действовать жестче и продолжали сдерживать агрессивную толпу. К двум ночи противостояние продолжалось. Появилась информация о том, что один из координаторов "охраны Майдана" народный депутат Андрей Парубий ранен. К утру "Радио Свобода" заявила о задержанных журналистах радиостанции.

Пока ситуация на Грушевского не изменилась. Возле стадиона "Динамо" стоят шеренги сотрудников правоохранительных органов. Митингующие не расходятся и строят баррикады. Шанс урегулировать политическую ситуацию в стране появился после распоряжения президента Украины Виктора Януковича создать рабочую группу. Сообщение об этом появилось на сайте президента в 23.35. Рабочую группу возглавил Секретарь СНБО Андрей Клюев.
 

Подробности

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив