Лукашенко показал когти, а Запад — двойные стандарты
Лукашенко показал когти, а Запад — двойные стандарты
3 мая самолет Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, был перехвачен белорусским истребителем и совершил вынужденную посадку в Минске.
В Минске арестовали активиста белорусской оппозиции Романа Протасевича и его девушку, и только после этого рейс продолжился. В защиту этой операции белорусские власти заявили, что по их сведениям, на борту самолета была бомба. Еще они заявили, что это командир экипажа принял решение об экстренной посадке, когда узнал, что самолет может быть заминирован.
Западные правительства, в том числе норвежское, резко осудили действия белорусских властей, пригрозив закрыть европейское воздушное пространство для белорусских авиакомпаний — и другими санкциями. Карательные меры нависли и над Россией — в частности, против почти завершенного газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию.
Как понимать эти события?
Что белорусские власти действительно полагали, что самолет мог быть заминирован, исключать нельзя, но все же гораздо вероятнее, что это была спецоперация по задержанию Протасевича.
Потребовать экстренной посадки от пассажирского лайнера — шаг настолько радикальный, что без санкции белорусского руководства невозможен в принципе. Вполне вероятно, что президент Александр Лукашенко лично распорядился посадить самолет ради ареста Протасевича.
Это сходится с тем, как Лукашенко имеет дело с белорусской оппозицией после беспорядков и демонстраций с целью захвата власти в августе 2020 года. Самых крайних ее представителей он считает террористами и борется с ними при помощи полиции и спецназа.
Лукашенко не такой слабый лидер, как бывший президент Украины Виктор Янукович — тот заверил западных лидеров, что не будет применять силу даже против вооруженных участников массовых беспорядков, и в конечном счете после захвата власти ему пришлось спасаться бегством. Лукашенко же заключил с Путиным соглашение: он получил в свое распоряжение российский спецназ и может при необходимости бросить его на подавление беспорядков. Белорусский президент и сам выступал с автоматом в руках. При этом белорусский госаппарат и силы безопасности остались верны президенту, и попытка переворота оппозиции провалилась.
Посадка авиалайнера Ryanair и арест Протасевича — логическое продолжение его бескомпромиссного подхода к оппозиции.
А предсказуемое осуждение белорусских властей со стороны Запада — очередное проявление его двойных стандартов.
В 2013 году самолет президента Боливии Эво Моралеса, следовавший из России в Боливию, совершил вынужденную посадку в Вене и подвергся обыску после того, как свое воздушное пространство закрыли Франция, Испания и Португалия. Это всё потому, что власти США заподозрили, что в самолете находится перебежчик Эдвард Сноуден — разоблачитель американской систему глобальной слежки. В 2016 году украинские власти, пригрозив истребителями, вынудили белорусский пассажирский самолет приземлиться в Киеве, потому что пожелали арестовать одного из пассажиров. Ни то, ни другое поводом к протестам со стороны Запада не стало. США, Израиль, Великобритания и ряд других государств запросто арестовывают — или даже ликвидируют в ходе спецопераций на своей территории или за рубежом — как собственных граждан, так и иностранцев, заподозренных в причастности к терроризму и другим серьезным преступлениям.
Напрашивается вопрос: уж не сами ли представители белорусской оппозиции послужили причиной ареста, сообщив властям, что Протасевич находился на борту самолета Ryanair? В пользу этого говорит то обстоятельство, что оппозиция в изгнании выступила с протестами и заявлениями всего через несколько минут после того, как самолет Ryanair совершил вынужденную посадку в Минске.
Как на арест Протасевича — а он уже публично признался, что провоцировал беспорядки и столкновения в Минске в 2020 году — отреагируют простые белорусы, пока неясно. Но из слов Протасевича следует, что лидеры оппозиции — а бóльшая их часть живет в эмиграции — самым циничным образом манипулируют людьми, особенно молодежью, чтобы завлечь их в беспорядки, чреватые многолетними тюремными сроками. Белорусы устали от действий оппозиции и скорее всего ее осудят.
Арест Протасевича и вытекающее из этого осуждение и угрозы Запада несомненно загонят Лукашенко и Белоруссию еще глубже в объятия Путина. Вряд ли российские власти в восторге оттого, что действия Лукашенко могут привести к новым санкциям против России. Но это вторично по сравнению с тем, что у Лукашенко сейчас фактически нет альтернативы сближению с Россией на условиях Москвы. Да, и ни в коем случае нельзя исключать полный демонтаж белорусского государства и присоединение белорусских территорий к России.
Resett, Норвегия