Казахстан боится стать следующей Украиной
Казахстан боится стать следующей Украиной
Взрывоопасная демографическая смесь, постепенно образующаяся в Казахстане, содержит те же самые ингредиенты, которые в прошлом году спровоцировали конфликт на Украине: русскоязычное меньшинство опасается притеснений, растущих антироссийских настроений и давления на свой язык.
В прошлом году Россия использовала это взрывоопасное сочетание в качестве предлога для аннексии украинского Крымского полуострова. Теперь многие жители Астаны, города, расположенного среди степей, опасаются, что президентские выборы, состоявшиеся в минувшее воскресенье, вполне возможно, станут последними, которые прошли в мирной обстановке, и что эта бывшая советская республика может оказаться следующей мишенью Москвы. Президент Нурсултан Назарбаев получил 98% голосов, но 74-летний лидер, для которого этот президентский срок, скорее всего, станет последним, так и не выбрал преемника. Казахи и русские опасаются, что после его ухода может разыграться серьезная борьба.
Примерно четверть населения Казахстана — это этнические русские, и многие из них сталкиваются с теми же трудностями, с которыми столкнулись русские на Украине. По словам некоторых, их вынуждают говорить на казахском языке, сфера применения которого за последние годы существенно увеличилась. И лишь незначительное число русских занимают ведущие должности в политическом руководстве страны.
Некоторые представители русской общины уже напрямую призывают Кремль оказать им помощь, несмотря на то, что большинство из них поддерживают Назарбаева, бывшего советского аппаратчика. Между тем, казахский лидер пообещал пресекать любые попытки разжечь межэтнические конфликты.
«Мы будем жестко пресекать любые формы национального радикализма, с какой бы стороны они ни исходили», — сказал Назарбаев в четверг, 30 апреля, в ходе Ассамблеи народа Казахстана, направленной на укрепление межкультурного единства. За последний год он ужесточил наказание за пропаганду сепаратизма и продолжил предпринимать меры для переселения большего числа казахов в те районы страны, где проживает большинство русских, то есть на север Казахстана.
Президент России Владимир Путин вызвал беспокойство казахов, когда в прошлом году он сделал лидеру страны весьма неоднозначный комплимент: «Он [Назарбаев] совершил уникальную вещь, — сказал Путин, обращаясь к группе прокремлевских активистов. — Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда».
Путин обещал защищать права русских, проживающих в разных странах по всему миру. Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана. Кроме того, Россия считает этого своего соседа буфером между ней и укрепляющимся Китаем, который стремительно проникает в различные части Средней Азии, долгое время принадлежавшие Российской империи.
«После Назарбаева у нас начнется переходный период, очень опасный переходный период, — сказал Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, добавив, что он опасается повторения украинского конфликта, в ходе которого пророссийские ополченцы захватили часть территорий Украины. — Разгорится ожесточенная борьба за будущее страны».
В Казахстане проживает масса этнических групп — это наследие эпохи массовых депортаций, когда советское правительство использовало продуваемые ветрами степи в качестве места ссылки для политических заключенных и тех этнических групп, которые казались Кремлю недостаточно лояльными. Назарбаев, единственный президент независимого Казахстана, использовал давление, принуждение и грамотную дипломатию, чтобы предотвратить этнические конфликты, когда его страна обрела независимость от Советского Союза в 1991 году.
Ему удалось построить относительно процветающее государство с мусульманским большинством в регионе, где нестабильность и репрессивные режимы стали нормой. Назарбаев тоже постоянно борется и устраняет своих оппонентов, несмотря на то, что он пытается наладить хорошие отношения с Западом, а также с двумя сильными соседями, Китаем и Россией. Американские нефтяные компании вложили миллиарды долларов в Казахстан. Руководство страны регулярно обещает провести демократические реформы, однако не торопится выполнять свои обещания, по словам критиков, а лидер Казахстана пользуется своим конституционным правом руководить страной столько, сколько ему заблагорассудится.
Такая диктатура приводит к тому, что некоторые проблемы в стране долгое время остаются незаметными, пока, наконец, не происходит какой-нибудь катаклизм и они не всплывают на поверхность. Именно так и случилось в декабре 2011 года в поселке нефтяников Жанаозене, где полицейские убили по крайней мере 17 бастующих рабочих, требовавших повышения зарплат и улучшения условий труда.
Отношения между различными этническими группами — это еще один потенциальный очаг возгорания, несмотря на то, что руководство страны сделало все возможное для того, чтобы наладить отношения между ними. Но, по мнению аналитиков, учитывая ситуацию, столкновения интересов неизбежны. В момент обретения Казахстаном независимости русские составляли 38% населения страны. Сегодня их осталось меньше одной пятой населения, общая численность которого достигает 17 миллионов человек, тогда как этнические казахи составляют 66%, и, по оценкам экспертов, их численность продолжает расти. Многие русские эмигрировали, а те, кто остался, признаются, что они уже думают, куда им ехать после ухода Назарбаева.
«Моя мама в панике. Она спрашивает, куда ей ехать, что делать, когда Назарбаев уйдет», — говорит 21-летняя Марина, которая работает в благотворительном приюте для сирот в Астане и которая отказалась назвать свою фамилию, опасаясь возможных преследований. Недавно она ходила на вечернюю службу в успенский собор в Астане, который построили пять лет назад и строительство которого частично финансировала российская энергетическая компания «Газпром». «Ни для кого не секрет, что в Астану приехало множество людей, которым русские не нравятся. Не думаю, что кто-нибудь будет защищать русских здесь».
Страхи русских подогревались еще и тем, как российское государственное телевидение освещало конфликт на Украине. Во время протестных демонстраций в Киеве российские телеканалы, как правило, выбирали националистов и позиционировали их как представителей нового руководства страны. Если верить российским СМИ, то Киев заполнили кровожадные националисты, готовые истребить всех русских.
За последний год российские телеканалы обращали довольно мало внимания на Казахстан, однако, по словам аналитиков, им удалось вызвать массу опасений у проживающих там этнических русских и продемонстрировать мощное влияние государственных СМИ в процессе мобилизации русскоязычного общества.
За последние несколько лет казахский язык прочно укрепился во всех сферах жизни общества, что объясняется изменением демографической ситуации, а также политикой правительства страны. Русский язык остается официально признанным языком в Казахстане, и в городах он является языком межнационального общения. Назарбаев говорит, что он хочет, чтобы молодое поколение говорило на казахском, русском и английском языках. Между тем, даже русскоязычные депутаты все чаще пользуются казахским языком.
«Мы живем в Казахстане. Мы должны учить казахский язык», — говорит Светлана Романовская, член парламента, у которой визитки напечатаны на трех языках и у которой в кабинете можно найти книги на английском и казахском языках.
Страхи русских за свое будущее настолько сильны, что некоторые лидеры русскоязычного сообщества решили обратиться к Москве за помощью.
«В деревнях и поселках есть множество молодых людей, которые не слишком хорошо образованы, поэтому их очень легко настроить против русских», — говорит Юрий Бунаков, лидер Русской общины при Ассамблее народов Казахстана, официальной палате представителей этнических групп, проживающих в этой стране. После аннексии Крыма, он, по его собственным словам, наблюдал подъем антироссийских настроений в сети.
В апреле, по словам Бунакова, русская община отправила Кремлю письмо с просьбой оказать помощь в финансировании пророссийских культурных проектов в Казахстане.
«Прогнозы того, что случится после ухода Назарбаева, чрезвычайно негативные, — сказал Бунаков. — Нам срочно нужна помощь».
По мнению некоторых аналитиков, в качестве рычага давления Россия может использовать угрозу вмешательства, чтобы гарантировать, что Казахстан не станет слишком тесно сближаться с Китаем или Западом. 1 января Казахстан вступил в Евразийский экономический союз, в состав которого также входят Россия, Белоруссия и Армения. Однако Назарбаев решительно противился попыткам России установить более тесные связи, в том числе попытке Путина ввести единую валюту.
В Казахстане боятся «не того, что к нам вторгнутся, а того, что они могут использовать против нас СМИ, если мы сделаем что-то такое, что не понравится России», как сказала Наргиз Кассенова, директор Центрально-Азиатских центра исследований Университета КИМЭП в Алматы. Но, по ее словам, Россия, по всей видимости, заинтересована в севере Казахстана в гораздо меньшей степени, чем в востоке Украины.
По словам чиновников, политика Казахстана в вопросе межэтнического сотрудничества после ухода Назарбаева не изменится.
«Это вопрос выживания. Ни одно государство, где проживает множество народностей, не застраховано от межэтнических и межрелигиозных конфликтов, — сказал министр иностранных дел страны Эрлан Идриссов. — Мы понимаем, что достаточно всего одной спички. Возможно, мы успешно решали этот вопрос в течение 10 лет. Но если однажды мы расслабимся и проигнорируем проблему, и в этот момент вспыхнет эта спичка, может случиться настоящий пожар».
"The Washington Post", США, перевод inosmi.ru