Как выиграть экономическую войну против России
Как выиграть экономическую войну против России
Риски экономической войны уже заоблачные — даже для США, пишет WP. По мнению автора статьи, Байден должен заявить, что он использует доллар как оружие сугубо из-за беспрецедентного вызова России. И дать честное слово, что против других стран он так действовать не будет. Иначе американской валюте конец.
Выдающийся эксперт по России Фиона Хилл утверждает, что конфронтация Запада с Россией из-за Украины привела нас к третьей мировой. Это опасное преувеличение. Обе мировые войны были столь разрушительными из-за того, что крупнейшие державы того времени вступили друг с другом в прямой и затяжной военный конфликт. Сегодня мы до этого не дошли, а возможную траекторию войны ядерных сверхдержав даже помыслить себе страшно.
Но в одном она права: коллективный Запад ведет глобальную экономическую войну с Россией, хотя еще год назад это было невообразимо. Последствия этого наверняка будут ощущаться в течение десятилетий. Новая холодная война знаменует собой конец эпохи глобализации и интеграции, которая формировала международную систему с 1989 года. Сейчас мы живем в мире соперничества великих держав, экономического национализма и технологического разъединения. Риски новой экономической войны еще не ядерные, но уже заоблачные — даже для США.
Санкции против России оказались масштабнее, чем можно было себе представить. Были приняты поистине чрезвычайные меры вплоть до замораживания резервов центрального банка России и отключения от финансовой системы Swift, жизненно важной части глобальной экономической инфраструктуры. Санкции ударили по ключевым уязвимым местам стран в мире глобальных поставок и лишили Россию доступа к передовым технологиям. Автор Крис Миллер отмечает, что больше других пострадало производство автомобилей, грузовиков, локомотивов и оптоволоконных кабелей: во всех этих отраслях производство сократилось более чем вдвое. Российский импорт тоже рухнул.
Однако, как отмечает журнал The Economist, общие экономические показатели России оказались гораздо лучше, чем ожидалось. Международный валютный фонд предрекал, что в этом году экономика России сократится примерно на 8,5%, но с тех пор пересмотрел сокращение до 3,4%. Инфляция резко подскочила, но сейчас снижается.
Причины экономической стойкости России самые разные. На самом деле ее экономика не настолько глобализована, и государство играет в ней большую роль, оберегая население от внешних ударов. Но главное объяснение на сегодняшний день заключается в том, что экономика России ресурсная, и ее богатство во многом зависит от экспорта нефти, газа, никеля, алюминия и других товаров. А их санкции коснулись лишь постольку-поскольку: ведь Запад понимает, что эти ресурсы востребованы во всем мире и эмбарго причинит потребителям боль не меньшую, чем производителю.
Санкции Вашингтона грамотно спланированы и умело реализованы, за одним исключением: энергетика. Если цель – сократить нефтяные доходы Москвы, то разумная стратегия (при условии, что перекрыть все поставки российской нефти невозможно в принципе) будет такая: пусть нефть течет без ограничений, а Запад параллельно работает над долгосрочным планом по снижению своей зависимости. Таким образом предложение остаётся в изобилии, а цены не растут. Но вместо этого Запад объявил эмбарго на российскую нефть.
Предложенный потолок цен на российскую нефть — это попытка исправить эти ошибки, и по существу он сводит последствия эмбарго на нет. Попытки заставить Саудовскую Аравию и другие государства Персидского залива добывать побольше нефти тоже провалились.
Саудовцы просчитались в том, насколько их решение не одобрит Вашингтон: в отношениях двух стран назревает разрыв. Но еще бóльшая проблема — энергетическая стратегия Запада. Он мало вкладывался в энергию, которая нужна сегодня (то есть в ископаемое топливо), полагаясь вместо этого на волшебную силу энергии завтрашнего дня (то есть возобновляемой), которая к тому же в нужных масштабах появится не раньше послезавтра.
Главная опасность для США заключается в том, что по большей части эту глобальную экономическую войну Америка ведет в одиночестве, пользуясь уникальным статусом доллара. Странам нужна единая, глобальная валюта, и угроза лишить кого-то этой привилегии подразумевает обширные санкции, которые коснутся товаров и услуг, которые производятся и оказываются за пределами Америки. В прошлом месяце доллар в отсутствие альтернатив достиг двухлетнего максимума. В то же время многие крупные страны — Саудовская Аравия, другие государства Персидского залива, Индия, Турция, Индонезия и Китай — пытаются вырваться из-под контроля американской валюты и уйти прочь от далеко идущей экономической мощи Вашингтона.
Как я уже предлагал ранее, президенту Байдену необходимо выступить с речью и объяснить, что Вашингтон применяет это оружие сугубо из-за беспрецедентного вызова России миропорядку, основанному на общих правилах, и что он ни за что не будет его использовать в обычных обстоятельствах и узкоместных интересах. Везде, где это возможно, Байден должен создавать как можно более широкую коалицию. Иначе даже если США выиграют эту борьбу против России, будущие историки запомнят нынешнюю эпоху как момент, когда страны по всему миру начали снижать свою зависимость от Америки, а Вашингтон — терять, как выразился один французский президент, свою "непомерную привилегию" на мировую резервную валюту.
The Washington Post, США