Как нам жить без Вятровича?
Как нам жить без Вятровича?
Кабмин уволил Владимира Вятровича с поста главы Института Национальной памяти. Сам институт координируется правительством через министерство культуры, так что решение не вызывает никаких вопросов в юридической части. Но, учитывая идеологическую составляющую политического момента и культовый статус самого Вятровича в среде олдскульных патриотов, увольнение чиновника порождает новые вопросы - это “оттепель” или начало нового противостояния?
Инфа от Бужанского
Комичности добавляет и то обстоятельство, что об увольнении все узнали от многолетнего оппонента Вятровича - нардепа от Слуги Народа Макса Бужанского. Вятрович и Бужанский стоят по разные стороны извечного украинского спора о том, что такое Украина и как ее надо любить. И пока в стане довольных увольнением главного по нацпамяти открывают шампанское, разочарованные сторонники чиновника- националиста бурлят ненавистью и досадой.
В комментариях в Facebook разрываются снаряды негодования Кабмином, лично президентом Зеленским и даже звучат призывы противостоять столь неприятным для ура-патриотов переменам.
Противники новой украинской власти заявляют о антиукраинском развороте и “реванше” пророссийских сил. При этом обнажая свое самое уязвимое место - идеологию и вопросы истории. Впрочем, эту часть украинского общества не нисколько не смущало, что в государстве создан целый орган исполнительной власти для того, чтобы совершать манипуляции с “исторической памятью”. В то же время, увольнение Вятровича выглядит абсолютно логично, исходя из кадровых перестановок в правительстве - на смену порошенковским ястребам пришли либертарианские голуби, степень кровожадности которых предстоит узнать в ближайшее время.
Это были незабываемые пять с половиной лет, угу...
Сам Владимир Вятрович сразу после увольнения записал видео, которое выложил в соцсети. В нем экс-глава УИНП перечислил свои заслуги и достижения своей команды. Это освобождение страны от тоталитарной символики, признание борцами за независимость участников освободительных движений, рассекречивание архивов КГБ, новый закон о реабилитации жертв репрессий. В конце списка достижений - масштабная работа по популяризации украинской истории и развенчание мифов об украинском прошлом. Важно также, что свою работу Владимир Вятрович считает продолжением Майдана. Также экс-чиновник процитировал политзаключенного Ивана Мирона: “Украина становится Украиной”.
К этим словам многолетнего заключенного советского ГУЛага справедливо добавить - становится Украиной, какой ее представляют сторонники Вятровича, то есть радикальные националисты, для которых война с прошлыми тоталитарными символами важна как никогда. При участии Владимира Вятровича и его команды в стране была проведена так называемая декоммунизация и деимперизация, во время которой с карт пропали тысячи советских топонимов.
Заодно националисты решили демонтировать, а на деле - разрушить множество культурных памятников. Решили - и разрушили. В отсутствии компетентной культурной экспертизы, множество скульптур, мозаик, барельефов и прочих культурных останков бывшей УССР было разбито в труху под улюлюканье членов националистических группировок. С подачи УИНП и его главы, не вылезающего из телеэфиров, каждое 9 мая в Украине объявлялось днем национального противостояния - “патриоты” нападали на “ватников”, а памятник на могиле Ватутина в очередной раз пытались снести.
Отделил украинцев от малороссов, но это не точно
Владимир Вятрович был, а после своего увольнения, остается прекрасным полемистом. Для прошлой власти он был “своим”, так как полностью поддерживал все идеологические повороты Банковой. Так что о том, что творилось в головах парламентского большинства прошлой Рады, а также высших чиновников во главе с Петром Порошенко, вполне можно судить по высказываниям Вятровича. Постоянно присутствуя в телеэфирах, экс-глава УИНП конфликтовал со всеми, чьи взгляды хотя бы самую малость отличались от линии “партии войны”. Кроме “врагов народа” зачастую доставалось давно ушедшим в мир иной.
Например, Виктор Цой, Владимир Высоцкий и примкнувший к ним киевлянин Михаил Булгаков, были определены Вятровичем как “щупальца русского мира”. Среди других “щупалец” - певица Алла Пугачева, УПЦ и даже день борьбы за права женщин - 8 марта. За последнее Вятрович отхватил от сторонников равноправия, а вот за “Женщину, которая поет” заступиться было некому. Кроме 8 марта, Вятрович обрушился на 1 мая, как на пережиток советского прошлого,и, само собой на День Победы как на одну из главных “скреп” то ли русского, то ли советского мира. При экспертизе УИНП и одобрении Петра Порошенко и тогдашнего состава Кабмина ненавистный праздник 23 февраля перенесли на Покрову - 14 октября.
Продолжение польско-украинских войн
Взаимная страстная ненависть связала ведомство Вятровича и польские националистически настроенные власти. Во-первых, Вятрович назвал историческим недоразумением решение польского Сейма установить 11 июля днем памяти жертв геноцида, совершенного членами ОУН-УПА. Если коротко, то в 2016 году в Польше признали геноцидом события, известные в мире как “Волынская резня”. Глава УИНП заявил тогда, что ОУН-УПА действовали в ответ на насильственные действия Армии Крайовой против украинского населения. Такая реакция чиновника от исторической памяти объяснима - польские парламентарии обвинили в геноциде практически весь пантеон украинских националистов.
Во второй раз Вятрович сцепился с польскими властями уже в 2018 году и снова по поводу законодательной инициативы Сейма. В Варшаве приняли еще один закон, дополняющий тамошнюю националистическую картину мира. Там дошли до того, чтобы в уголовном порядке наказывать тех, кто вздумает отрицать преступления украинских националистов против поляков. В общем, за последние пять лет мы наблюдали борьбу польского и украинского ведомств, целью которой была ревизия истории и приведение ее в соответствие соответствия политическим нуждам.
Ранее Институт Нацпамяти получил повышенное финансирование на 2020 год. Из государственного бюджета на работу ведомства будет направлено 130 млн гривен. Можно только гадать, на какие проекты пойдут столь немалые средства, когда УИНП обезглавлен. Вполне вероятно, что без Владимира Вятровича сотрудники института не развяжут еще одну войну с Польшей, а также приложат усилия к свертыванию пропагандистской радикальной кампании, которая, в общем-то, никак не помогла остаться у власти предыдущему президенту и его окружению.