Как маленькие "позвонишки" победили мэра Николаева

20.11.2014 в 15:05
Как маленькие "позвонишки" победили мэра Николаева

Как маленькие "позвонишки" победили мэра Николаева

Последняя сессия Николаевского горсовета, начавшаяся 13 ноября, получилась, если можно так выразиться, «скандально-конструктивной». В первый день сессия, с одной стороны, ознаменовалась скандалом, с другой — во второй день был решен ряд «застарелых» вопросов, решения которых все ждали уже много месяцев. Сначала совершенно несущественный, на первый взгляд, вопрос о будках-«позвонишках» фактически сорвал заседание, вскрыв множество незаметных на первый взгляд подводных течений. А во второй сессионный день разве что слепой не заметил, что избрание секретаря и сообщение о планируемом назначении главами администраций Центрального и Заводского районов Копейку и Карцева — результат откровенных торгов между мэром и определенными группами депутатов.

 

А началось все с тех самых пресловутых «позвонишек». Мелкий, в общем, в масштабах города вопрос, на который рассчитывали потратить не более получаса. Получилось, однако, совсем не так, как предполагали.

 

Согласно проекту решения, который докладывал депутат Виталий Воронов, в течение месяца владельцам киосков "Позвони", установленных без соответствующих разрешений, предлагалось демонтировать свои сооружения самостоятельно. В противном случае демонтажем займутся администрации районов совместно с правоохранительными органами.

 

Коллегу поддержал председатель постоянной земельной комиссии Виктор Дробот. Он и вовсе заявил, что ему угрожали по телефону за то, что он призывает убрать "позвонишки", намекая на то, что стоит за этим бизнесом прямо-таки настоящая «мафия». Депутат Александр Омельчук призывал привести бизнес в законную плоскость: оформить официально работников, платить налоги, устанавливать свои сооружения в разрешенных местах — например, в торговых павильонах. За необходимость убрать «позвонишки» выступили еще ряд депутатов.

 

Против, само собой, выступили присутствующие на сессии представители бизнеса по продаже карт пополнения для мобильных телефонов. Среди депутатского корпуса также нашлись те, кто их поддержал: Олег Крысенко, Виктор Борович, Александр Трифонов. Их аргументы сводились к тому, что «позвонишки» - это рабочие места для примерно 600 человек и нельзя их закрывать, не предложив альтернативы.

 

В результате обсуждение вопроса растянулось на три с половиной часа, обернулось взаимными обвинениями и упреками, а закончилось просто срывом сессионного заседания. Так и не приняв какого-либо решения, депутаты разошлись и в зал уже не вернулись: из-за отсутствия кворума в заседании был объявлен перерыв до среды, 19 ноября.

 

Так почему же именно на этом вопросе споткнулись наши избранники, да так, что пришлось фактически сессию закрывать? Для начала стоит отметить, что в жарких спорах принимали участие одни и те же люди — определенная группа, основная же масса депутатов молчала. Выступающие, в свою очередь, условно поделились не на группы «за позвонишки» и «против», а на тех, кто «за» Воронова, Омельчука и Дробота, и тех, кто «против». По сути сами «позвонишки» мало кого интересовали: в зале началась подковерная борьба за влияние на мнения тех депутатов, которые за всем происходящим наблюдали со стороны.

 

Дело в том, что после революционных событий в городском совете произошли существенные изменения. Крупнейшая фракция Партии регионов, ранее фактически единолично решавшая любые вопросы, развалилась. Депутаты, привыкшие к строгой партийной дисциплине и «указующему персту» сверху, вдруг неожиданно оказались предоставлены сами себе. И — удивительное дело! - выяснилось, что значительная часть депутатов в таких условиях работать не может. Депутаты стали напоминать отару овец, которая одновременно лишилась вожака и пастуха, и овцы разбрелись кто куда. Народные избранники настолько привыкли, что все решения обговариваются заранее на фракции, что, получив абсолютную свободу выбора, растерялись: что делать, как голосовать? Все они, по привычке, посмотрели в президиум, на мэра — мол, что скажешь?

 

Вот тут бы мэру и взять ситуацию в свои руки. Именно он мог «собрать в кучу» всех растрепанных и растерянных депутатов, встряхнуть их и привести к какому-то общему знаменателю, показать, что именно он в зале главный. Увы, он этого не сделал - Гранатуров сам выглядел несколько удивленным и даже растерянным.

 

Городской голова почему-то никак не продемонстрировал свою позицию по данному вопросу: то ли не захотел, то ли не смог. И это депутаты восприняли, как ее отсутствие, как признак непрофессионализма. Складывалось впечатление, что мэр, будто маятник, пытался качаться от выступающего к выступающему, стараясь угодить всем. А когда Гранатуров объявил, что нужно проголосовать за проект решения, в который включить все прозвучавшие за три с половиной часа, иногда диаметрально противоположные, предложения депутатов, это и вовсе ввело в ступор всех присутствующих на сессии — уровень непонимания зашкаливал.

 

В результате активисты с сине-желтыми ленточками восприняли ситуацию, как свою собственную победу «уличной демократии» и «мусорной люстрации». А депутаты с удовольствием констатировали, что бороться с мэром, оказывается, гораздо легче, чем они предполагали: стоит только чуть-чуть надавить — и готово. На этом фоне тот самый Воронов, который до хрипоты отстаивал собственную позицию, не испугавшись ни установленных «для него» мусорных баков, ни активистов в зале, выглядел в куда более выгодном свете. Это особенно было заметно в перерыве: к Воронову то и дело подходили депутаты, дружески похлопывали по плечу, высказывали поддержку. А вот вышедшего из сессионного зала мэра встретили упреками: за то, что «не уважает» депутатов, что по его вине в горсовете до сих пор нет секретаря и т. д. Группу наседавших на мэра депутатов прямо в коридоре обступили журналисты с камерами. И здесь у Юрия Исаевича была возможность воспользоваться ситуацией: сделать категоричное заявление, высказать, наконец, собственную позицию, расставить точки над «і». Тем более, что сделать это было достаточно просто — достаточно было только намекнуть на истинную причину столь яростной борьбы «Воронова и Ко» с «позвонишками», о которой он наверняка знал. Но мэр и эту возможность упустил. Вместо этого он фактически закрыл сессию, объявив перерыв до 19 ноября, чем окончательно расписался в собственной беспомощности. Попытка договориться с депутатами «за закрытыми дверями», в малом зале, также закончилась ничем: встреча вылилась во взаимную перепалку. Мэр заявил, что он главный и депутаты ему не нужны, депутаты парировали, что он без них — ноль. Обвинили его в том, что вот уже полгода у них нет секретаря горсовета, который стал бы законным представителем депутатов, обвинили в закрытой кадровой политике и высказали еще ряд претензий. Вот, в принципе, и весь результат встречи. Найти какое-то конструктивное решение не удалось, недовольными остались обе стороны.

 

Стоит ли удивляться, что отсутствие мэра на следующий день на заседании исполкома было воспринято всеми как бегство? И бесконечно могут доказывать работники пресс-службы городского головы, что командировка у него была запланирована на этот день чуть ли не полгода назад.

 

Дальше — больше. Продолжение скандального сессионного заседания перенесли еще раз - со вторника на среду по очень «важной» причине: городской голова будет принимать участие в открытии троллейбусного маршрута. Эта довольно неуклюжая попытка оттянуть неприятное для себя заседание еще больше укрепило всех во мнении, что городской голова так и не нашел решения и не знает, как вести себя в сложившейся ситуации дальше.

 

Между тем сложившаяся ситуация назревала давно. Известно, что после того как в городском совете не стало абсолютного «регионального» большинства, там творится абсолютный раздрай. Депутаты объединяются в какие-то группы, объединяются по каким-то известным только им принципам. Видно, что то самое большинство, которое привыкло работать «по указке», на самом деле хочет, чтобы нашелся лидер, который взял бы их под свой контроль. Это прекрасно понимают отдельные депутаты, которые уже давно проводят «разъяснительную» работу с целью сформировать большинство «под себя». В сложившейся ситуации многие именно Гранатурова рассматривали как ту силу, которая способна объединит депутатов, сформировать если и не большинство, то устойчивую депутатскую группу в 30-35 человек, которая могла бы стать ядром горсовета. «Под Гранатурова» охотно пошли бы многие. Но мэр почему-то не захотел этим заниматься. А теперь, когда он на виду у всех «дал слабину», сделать это будет уже гораздо сложнее — если вообще возможно. Случившееся стало для всех сигналом: с ним можно и нужно бороться, это легко, это не страшно. Можно торговаться по поводу «шкурных» вопросов, выдвигать претензии, продвигать собственные интересы и т. д.

 

То, что проявленная Гранатуровым слабость в совершенно незначительном вопросе по «позвонишкам» может ему обойтись непомерно дорого, стало ясно во второй день пленарного заседания. Мэр внес на рассмотрение депутатов кандидатуру секретаря городского совета. Надо сказать, достаточно неожиданную кандидатуру — Валерия Калашникова. И депутаты поддержали — «за» проголосовали 56 депутатов при необходимых 46. Сразу после избрания секретаря Гранатуров объявил о грядущих кадровых переменах: Игорь Копейка будет назначен главой администрации Центрального района, Вячеслав Карцев — Заводского. Другими словами, мэр как минимум один район города отдал под влияние определенной группы депутатов, получив взамен более-менее компромиссную фигуру секретаря горсовета, которого с очень большой натяжкой можно назвать «человеком Гранатурова». Обмен явно не равноценный.

 

Интересно, но ведь и раньше Гранатуров жаловался на то, что определенная группа депутатов его буквально шантажирует, вынуждая назначать «своих» людей на руководящие должности в структуре местного самоуправления. Фигурировал все тот же Копейка. Но тогда мэр был более категоричен: назначать, мол, всех буду по уровню знаний и профессионализма, ну уж никак не по лобби! А тут вдруг пошел на компромисс. Решающую роль во всем этом как раз и сыграла та неуверенность и мягкость, которую проявил Гранатуров во время рассмотрения вопроса по «позвонишкам». Именно благодаря им горсовет получил секретаря, а Центральный район — Копейку.

 

И торги, которым положили начало «позвонишки», будут продолжаться — все самое интересно еще впереди.

 

 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив