Гречка исчезла. Продажу муки ограничили. Что дальше?
Проблема галопирующего роста цен на гречневую крупу в николаевских магазинах наконец-то разрешилась: гречка попросту исчезла с прилавков. Теперь ее нет нигде и ни по какой цене. Этот народный продукт не просто перешел в разряд деликатесов, доступных далеко не каждому, а сразу попал в «высшую категорию» - крутой дефицит. Не исключено, что скоро в меню самых дорогих и изысканных ресторанов появится новое блюдо — бутерброд с гречкой.
Теперь новое дело: поползли вверх и цены на муку. А многие торговые точки ввели нормирование — не более одной пачки муки в руки. Например, в сети супермаркетов «АТБ» рядом с ценниками на муку появилось и вовсе настораживающее объявление следующего содержания: «Товар отпускается не более одной пачки в руки».
«Новости-N» связались с представительством ООО «АТБ-маркет» в Южном регионе. На просьбу корреспондента прокомментировать данное объявление последовал такой ответ:
«Мы не занимаемся ценообразованием и поставками. Мы только обеспечиваем бесперебойную работу магазинов. Все вопросы по поводу цен и поставок — в Днепропетровск, в главный офис».
При этом не слишком любезная барышня, не пожелавшая представиться, посоветовала взять товарный чек и там поискать контактные телефоны днепропетровского офиса. После вполне резонного вопроса, где сейчас взять чек, сотрудница недовольным голосом продиктовала некий номер, который, к слову, оказался нерабочим.
Отыскав телефон собственными силами, корреспонденты редакции связались с Днепропетровском. Стоит отметить, что сотрудники главного офиса оказались гораздо приветливее.
«Действительно, в магазинах нашей сети отпускается не более 1 упаковки муки в руки. Это сделано для того, чтобы не создавать ажиотажный спрос на данный вид продукции. Приведу простой пример. Недавно, если вы помните, был ажиотажный спрос на соль. Люди скупали соль по 5-10 пачек. Чтобы избежать подобного мы ввели ограничения на продажу муки», - сказала Анна Личман, начальник отдела по связям с общественностью ООО «АТБ-маркет».
Также она пояснила, что в каждом магазине ежедневно выставляется определенное количество товара из расчета предыдущих продаж. В случае ажиотажа покупатель берет не 1 пачку, как ему нужно, а 5 или даже больше. Когда же другие покупатели приходят и видят пустые полки, они идут в соседний магазин и делают тоже самое. Таким образом, происходит цепная реакция. Чтобы избежать подобного ажиотажа и было введено ограничение на продажу муки.
«Тем не менее ситуация на рынке муки стабильная. Хотя и наблюдаются небольшие ценовые изменения. Так, в нашей сети за последнюю неделю произошло подорожание на 5-7%. Это связано с увеличением входящей закупочной цены. Как вы знаете, мука относится к социальным товарам и подпадает под жесткое государственное регулирование. Мы соблюдаем требования правительства и наша наценка на этот вид продукции остается в допустимых рамках», - продолжает Анна Личман.
В тоже время начальник отдела по связям с общественностью ООО «АТБ-маркет», отмечает, что в течение недели спрос на муку вырос в 2-5 раз. Впрочем она считает, что дефицита муки в стране не будет, как это случилось с гречкой.
«Ситуация с гречневой крупой довольно сложная. Существует рыночная цена и она очень высокая из-за определенного дефицита на данный товар. При этом получается замкнутый круг: правительство обязывает нас торговать по так называемой «социальной цене», но закупить данный товар по низкой цене не представляется возможным, а торговать необходимо», - поясняет Анна Личман.
С просьбой прокомментировать ситуацию с исчезновением гречки и подорожанием муки «Новости-N» обратились в главные офисы супермаркетов «Сільпо», «Метро», «Амстор». Но ответов на свои вопросы пока так и не получили.
Тенденция, согласитесь, получается настораживающая. Традиционно уже много лет гречневая крупа является «народным продуктом № 1». С одной стороны, гречневая каша с дешевеньким маслом до последнего времени спасала самых незащищенных: пенсионеров с минимальной пенсией, инвалидов и т. д. При цене 5 гривен за килограмм ее мог позволить себе каждый. С другой — диетические и питательные свойства гречки позволяли употреблять ее при самых разнообразных заболеваниях — а ими также в первую очередь страдают пожилые люди.
Самое печальное, что вместе с ростом цен на гречку рванули вверх и цены на другие виды круп. Так пшенная крупа «Хуторок» в мегамаркете «Южный Буг» стоит уже более 14 гривен! Это при том, что еще осенью стандартная цена пшена была не превышала 4 гривен за килограмм!
И вот новая напасть - начались «непонятки» с мукой.
Характерно, что наши местные чиновники, включая руководство области, на вопрос о росте цен на продукты реагируют крайне нервно.
«Новости-N» попросили прокомментировать ситуацию с ценами главу облгосадминистрации Николая Круглова.
Тему роста цен на продукты губернатор посчитал «заезженой»:
- Тему гречки комментировать не буду, - сразу отрезал Николай Круглов.
Правда, после небольшой паузы добавил: «Непонятно из чего раздувают проблему. Это как в приcказке: «Сім років мак не родив і голоду не було». Крупами завалены все полки в магазинах. Действительно было такое, что одна структура поставила цену на эту крупу 25-27 гривен. Я тогда руководству сказал, что если не уберут такую цену, то пусть думают как работать этой области. Поэтому тему гречки я даже комментировать не буду».
Когда же корреспондент спросил о растущих ценах на муку, глава ОГА повесил трубку.
Чего ожидать дальше? В заверения ответственных государственных дядек, звучащих с телеэкрана о том, что все происходящее не более, чем случайность и скоро нас завалят дешевой гречкой из Китая - верится с трудом. Многие, кстати, в качестве оправдания используют, как «палочку-выручалочку», тезис о том, что не мы одни, дескать, такие: вон цены на продукты растут во всем мире. Расти-то они растут — но на десять, максимум двадцать процентов. Но пусть назовут хоть одну страну, где цена хоть на один вид продовольствия за пол года выросла в три раза?
Очевидно, что старые цены не вернутся уже никогда. И власти, вместо успокоительных обещаний да нервных реакций стоит подумать о том, как защитить неимущие слои населения в условиях, когда на их пенсии скоро вообще ничего нельзя будет купить.