Гекльберри Финн в Николаеве

16.09.2008 в 13:15
Кино – продукт коллективный. В его производстве занято множество разных людей. Экономика киноотрасли имеет свои специфические законы, которые тесно переплетаются с искусством и действуют в разных странах по-разному. Когда американскому режиссеру Роберту Земекесу продюсеры запретили снимать в Англии сцену из фильма «Форрест Гамп», мотивируя свое решение нехваткой бюджетных средств, мастер вообще отказался ставить картину и заплатил кинокомпании неустойку по договору. Режиссер, таким образом, отстаивал свою эстетику, которая была непонятна голливудским финансистам. Конфликт удалось погасить с большим трудом. Сам Спилберг приехал уговаривать своего друга продолжить съемки, а компания согласилась удовлетворить все требования Земекиса. Результат такого компромисса известен всем - «Форрест Гамп» стал событием в киномире и получил все мыслимые фестивальные премии.

Советскому режиссеру Георгию Данелия в аналогичной ситуации повезло меньше. Утвержденный сценарий фильма «Совсем пропащий» по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» должен был сниматься на Среднем Западе в США. Гек Финн вместе с беглым негром Джимом преодолевали на плоту 650 миль от Санкт-Петербурга до Нового Орлеана по настоящей Миссисипи.

На дворе был 1969 год. Организаторы отводили на съемки 16 месяцев, и триумфальную премьеру планировали провести в Сент-Луисе.

Однако этого не произошло. Холодная война внесла свои коррективы в сценарий. Данелия получил запланированный бюджет от «Мосфильма», но картину вынужден был снимать на советской территории.

Целых полгода искали «американскую» реку и… нашли. Дельта Ингула вблизи Николаева, в районе Ташкентского леса, оказалась похожей на рукав настоящей Миссисипи.
18 сентября исполняется ровно 35 лет со дня премьеры фильма Георгия Данелия «Совсем пропащий» в московском Доме кино. Эту дату трудно назвать юбилейной, но есть смысл вспомнить о николаевских буднях культового кинематографиста.

От яхт-клуба до Каира

Самая динамичная часть сценария должна была сниматься в Николаеве. Путь беглецов от Санкт-Петербурга до Каира насыщен событиями очень плотно. Драматическая перипетия сюжетной линии напряженная и напоминает кардиограмму сердечного больного. Герои живут в непрерывных конфликтных ситуациях, которые разрешаются полноводной рекой.

Гек Финн помимо воли становится участником вендетты двух аристократических родов в глухой американской провинции. Молодой Гарни Шепердсон и София Грэнджерфорд - дети враждующих сторон -полюбили друг друга и оказались в центре шекспировского конфликта.

Едва унеся ноги от кровавых семейных разборок, Гекльберри Финн оказывается наблюдателем уже настоящей театральной пьесы. Два афериста - Король (акт. Е. Леонов) и Герцог (акт. В. Кикабидзе) репетируют «Ромео и Джульетту» у него на плоту.

Роман Мадянов – актер, игравший Гекльберри Финна, спустя 35 лет вспоминает: « … Мой отец работал на телевидении, руководил народным театром, именно благодаря ему я попал в фильм «Совсем пропащий». Мне было 10 лет, и я стал кормить семью. Мне платили 150 рублей в месяц. Столько же платили отцу, который стал моим консультантом. 300 рэ - в то время огромные деньги. До сих пор рассказываю дочери про Николаев. Ребенком я был благополучным, из хорошей, так сказать, семьи…Георгию Николаевичу пришлось со мной изрядно попотеть, чтобы превратить в «оторванного» подростка-философа. Наглым я стал очень быстро и в Николаеве дразнил местных пацанов тем, что курил при взрослых настоящие сигары и пил с ними пиво. Вживался в образ. Помню, местные за такое хамство хотели даже отлупить…».

Съемочной группе пришлось строить декорации провинциального американского городка в нашем яхт-клубе. Именно здесь полковник Шернборн застрелил алкоголика Богса на глазах у всего населения.

Затем декорации переделали и перетащили ближе к зданию современного ОСВОДа. В этом городке мистер Кин-старший и мистер Гарик-младший поставили «Сцену на балконе» из «Ромео и Джульетты», поединок на мечах из «Ричарда III» и знаменитого «Королевского жирафа».

После яхт-клуба съемки переместились в ингульские плавни, где мутные воды реки вынесли на излучину (в районе с. Зайчевское) тело убитого подростка Бака Шепердсона.

На Ингуле группа отсняла «проходные» сцены на плоту, когда Король и Герцог вынашивают план ограбления богатой вдовы и когда Гекльберри Финн пытается вместе с Джимом сбежать от аферистов.
Последние два дня Георгий Данелия и группа провели на берегу Бугского лимана в районе поселка Кирова, где снималась тяжелая сцена: Король и Герцог, обмазанные дегтем и вываленные в перьях, были сброшены разъяренными горожанами с крутого берега в реку.

Неоконченное путешествие

Взрослый фильм о ребенке был буквально выстрадан режиссером. Съемочную группу преследовали разные неприятности. Знойное николаевское лето без дождей не позволило снять эпизод на заброшенном пароходе. Пришлось переместиться на берега подмосковной Яузы, где обильные ливни способствовали завершению сцены. Затем все переехали в Крым и… Мосфильм неожиданно урезал смету картины почти в два раза.

Гек Финн с Джимом так и не доплыли до конца сценария. Гениальный Данелия оставил зрителям возможность самостоятельно додумать будущее американского подростка. Конец фильма получился довольно печальным: Гекельберри Финн на пустынном берегу великой американской реки курит трубку и под музыку парохода изображает танец ковбоя-бродяги.

Готовую картину не выпускали на экран почти год. Чиновники чувствовали какой-то дискомфорт от этой ленты.

Данелия увидел Америку глазами двенадцатилетнего мальчика, который полон жизни, здоровья, дерзкого юмора и не лишен при этом душевной отзывчивости и сопереживания. Первое столкновение ребенка с жестоким миром взрослых – основная тема фильма. Никаких элементов социального критицизма и классовой сатиры в картине нет. Наоборот, аристократы здесь умны, человечны и вменяемы, негры – тупы, ленивы и необразованны. В общем, все, вроде бы, по Марку Твену, но… как-то неправильно.

Возможно, «Совсем пропащий» вообще бы никогда не имел широкой прокатной биографии в СССР, но в 1970 году исполнилось 135 лет со дня рождения Самюэля Клеменса. Юбилей автора заставил отправить фильм в кинотеатры. Негативные критические статьи «на заказ» в журнале «Искусство кино» не смогли изменить отношения к фильму. Публика очень тепло встретила картину. Это первая трагикомедия в советском кинематографе. До Георгия Данелия никто не экспериментировал с такими сложными конструкциями, этот жанр считался не киношным.

… Режиссеру еще предстоит снять культовые фильмы: «Афоня» (1975г.), «Мимино» (1978 г.), «Осенний марафон» (1979 г.), «Кин-дза-дза» (1987 г.). Он получит Государственную премию и станет классиком российского кино. О своем николаевском периоде жизни (всего три недели) мастер вспоминает очень тепло. Недавно на сайте кинофестиваля «Кинотавр» появилось его интервью журналу гильдии американских киноактеров «W.I.B. Artist», в котором Данелия вспоминает свой николаевский фильм: «… нигде степь и море не создают такого настроения созерцательного лиризма, как в Николаеве. Может быть, поэтому фильм о Гекельберри Финне получился таким американским…». Сегодняшние николаевцы - ровесники Гека Финна - покупают подборку DVD фильмов Георгия Данелия и в башке у тинейджеров остается «чудесная каша»: в компании римских проституток советские режиссер и композитор распевают «Я шагаю по Москве». Негра, играющего Джима в фильме «Совсем пропащий», районное начальство принимает за сына Патриса Лумумбы и вручает ему в знак уважения гетманскую булаву. Для съемок «Кин-дза-дза» заказывают аппаратуру в Японии — она навсегда исчезает в недрах украинской таможни и космическую ракету приходится мастерить из водопроводной трубы.

Творчество Данелия – это анекдоты о грузинском детстве, о скрытом лиризме в простых человеческих отношениях, о вечной американской… русской… пацакской любви. Главный герой картины Роман Мадянов, сыгравший Гекльберри Финна, сегодня заслуженный артист Российской Федерации. Его актерская судьба благополучна. Он известен своими ролями в рейтинговых сериалах: "Участок", "Гражданин начальник", "Штрафбат", "Дети Арбата", "Охота на Изюбря", "Солдаты". В картине по роману Солженицина "В круге первом" актер сыграл главного эмгэбэшника Абакумова, а в фильме Никиты Михалкова "Двенадцать" - одного из присяжных заседателей (под № 6).

Дозвониться в Москву к Роману не удалось. Актер плотно занят на съемках фильма о русских первопроходцах в Сибири. Жена пообещала передать ему привет из Николаева.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив