Болезненная пыль парада: как сломался «Оплот» и что не так с «Бастионом»
Болезненная пыль парада: как сломался «Оплот» и что не так с «Бастионом»
То, что "Оплот" сломался во время репетиции парада - досадная, но вполне логична "неожиданность" подхода "Укроборонпрома" к бронетанковой отрасли Украины
Танк «Оплот» сломался во время движения на вторую репетицию парада к 30-й годовщине независимости Украины. С точки зрения того, что это был один случай, а в параде принимали участие почти четыре сотни единиц техники — это просто статистика.
Но если не учитывать то, что речь идет не просто про «Оплот» — наисовременнейший украинский танк, а именно про специально созданную «Укроборонпромом» машину для выставок и парадов, которую «пожарными темпами» собирали на «Заводе им. Малышева».
Эта машина не имеет никакого отношения к Вооруженным Силам Украины и не является боевым танком. Этот «Оплот» лишь результат «эффективного управления» и откровенно «показушного» подхода в «Укроборонпроме». Который чуть не обернулся позором государственного уровня — нужно лишь представить ситуацию, если бы этот «Оплот» сломался 24 августа на Крещатике. Поэтому Defense Express посвятил этой теме видеосюжет, вышедший уже после праздника.
Вообще вся история с участием сразу трех «Оплотов» во время парада в этом году — это больше о зраде, чем о перемоге. Дело в том, что из этих трех машин лишь одна имеет отношение к Вооруженным силам Украины. Но и она была передана в войска в 2009 году и преимущественно стоит в Харькове, как учебный образец.
Другой «Оплот» вообще не имеет отношения к Украине. Его с 2018 года собирают по заказу США, скорее всего, для Абердинского танкового полигона.
А третий — «герой» нашего сюжета. Его в начале года заказал «Укрспецэкспорт», главный экспортер продукции «Укроборонпрома», официально, для выставок и демонстраций потенциальным заказчикам.
Эту машину собирали лишь за 7 месяцев — несмотря на то, что технологический цикл изготовления одного «Оплота» — вдвое больший. Это объяснили тем, что часть комплектующих уже была на складе. Учитывая то, что программа импортозамещения, чтобы избавиться от деталей, произведенных в России, лишь продолжается, то «победными» эти «стахановские» темпы назвать довольно трудно.
Больше удивила реакция должностных лиц «Укроборонпрома» на инцидент. Defense Express по горячим следам сломанного выставочного «Оплота» пообщался с заместителем гендиректора концерна по вопросам производства Игорем Фоменко, который на то время уже знал о состоянии машины. Далее — прямая речь.
«„Оплот" не сломался, не потек, это было профилактическое действие. Он не сломался. Это невозможно, у нас — лучшие в мире танки», — на камеру говорил заместитель гендиректора «Укроборонпрома». Лишь после нескольких попыток пояснить, что Defense Express был на месте событий и видел все собственными глазами, Игорь Фоменко сознался.
«Ну, эта же машина демонстрационно-выставочная. Она даже военную приемку не проходила. Но машина прошла все заводские контроли качества и приняла участие в первой репетиции парада», — признал высокопоставленный сотрудник «Укроборонпрома».
Игорь Фоменко также заверил, что этот «Оплот» будет принимать участие в финальной репетиции 22 августа и пойдет в строю по Крещатику на День Независимости. Позднее факт поломки в «Укроборонпроме» подтвердили более публично.
То, что именно этот «Оплот» сломался — неприятная, но совершенно логичная «неожиданность». Официально причины так и не сообщили, но из собственных источников Defense Express узнал, что во время движения разрушилась турбина двигателя. А от пожара танк спасла автоматическая противопожарная система. В результате на танке заменили двигатель.
Но ни 22, ни 24 августа выставочный «Оплот» по Крещатику не прошел, по решению руководства Вооруженных сил Украины его отправили в резерв. А его место занял модернизированный Т-64БМ2, созданный в сотрудничестве минобороны и «Харьковского бронетанкового завода».
На этом же пока можно было бы поставить точку, если бы не то, что именно от «Укроборонпрома» зависит будущее танка «Оплот» в украинских войсках.
Сейчас «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова» выполняет исследовательско-конструкторскую работу под шифром «Бастион», цель которой — импортозамещение танка «Оплот», который должен лишиться российских комплектующих.
В конце 2020 года уже экс-заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк уверенно называл сроки появления первого опытного образца «Бастиона» на уровне 2023 года. Теперь в украинских войсках уже более осторожны с прогнозами.
Чем быстрее эту машину мы получим — тем будет лучше для Вооруженных сил Украины. Прогнозы давать не будем. Все зависит исключительно от коммуникации ВСУ, «Укроборонпрома» и руководителей государственных оборонных предприятий», — накануне парада рассказал Defense Express начальник Центрального бронетанкового управления Вооруженных Сил Украины генерал-майор Юрий Мельник.
Однако проблема также состоит в том, что импортозамещение — это повторение танка, который разрабатывался в 2000-х годах, в соответствии с тем технологическим уровнем и представлением о боевых действиях того времени, но без российских деталей.
То есть, речь не идет о глубокой модернизации танка «Оплот» и фундаментальном повышении его эффективности ввиду новых угроз поля боя, которые демонстрируют последние конфликты.
Еще одна проблема: потенциальный исполнитель заказа на серийное производство «Оплотов»-«Бастионов» — еще одно предприятие «Укробороронпрома» — «Завод им. Малышева», который официально является банкротом и должен государству около 1,8 миллиарда гривен. В соответствии с законодательством, завод в таком финансовом состоянии не имеет права исполнять работы по Государственному оборонному заказу вообще.
И хотя в «Укроборонпроме» и говорят, что все проблемы завода и «Оплота» от того, что его не заказывают Вооруженные силы Украины, но не вспоминают, что в 2010 году минобороны Украины заплатило 50-процентный аванс в размере 14 миллионов долларов за изготовление 10 танков «Оплот». С того времени Вооруженные силы Украины не увидели ни денег, ни «Оплотов».
В этой ситуации остается лишь надеяться, что вопросом спасения танкостроения на Украине начнут опекаться на уровне государства, а не «эффективных менеджеров». Потому что следует помнить, что танки создаются не для парадов.