Бывший главный налоговик Украины: "Я никуда не сбегал"
Бывший главный налоговик Украины: "Я никуда не сбегал"
Беглецы поднимают голову. Жизнь под санкциями западного мира, да еще и на птичьих правах в России заставляет главных слуг режима Януковича искать пути назад в Украину - или хотя бы на в другие страны более дальнего зарубежья.
Так, по информации "Украинской правды", семейство Азаровых наняло лоббистскую фирму Alber & Geiger для исключения их из списка лиц, против которых введены санкции.
Министр энергетики Эдуард Ставицкий получил израильское гражданство и уже намного более свободен в своем передвижении - он может как минимум летать в Канаду беспересадочными рейсами. А тем временем его авиабизнес выходит на новые рынки в Украине.
Завхоз Януковича Андрей Кравец набрался наглости больше других и вообще вернулся в Киев - как можно предположить, под гарантии Сергея Левочкина. А один из его объектов - бассейн "Водник" - полным ходом идут работы по завершению ремонта. Значит, и счета у него не заморожены.
Уйти из-под санкций пытается не только второй эшелон режима Януковича, но и первый, передовой. Определенные действия в этом направлении делают сыновья сбежавшего диктатора.
Кроме того, по информации "Украинской правды", бывший глава Министерства налогов и сборов Александр Клименко нанял израильскую консалтинговую фирму Lone Star Communications из Иерусалима для снятия с него санкций европейских государств и разморозки связанных с ним счетов в Швейцарии и Лихтенштейне.
Мы обратились в саму компанию Lone Star по электронной почте, но не получили ответа в течение нескольких недель. В то же время сам Клименко подтвердил эту информацию - да, действительно, жизнь под санкциями ему не нравится, и он работает с израильтянами для выведения его из-под удара.
Мы не планировали интервью с Клименко, однако в ходе переписки по фейсбуку он сам предложил пообщаться под запись. Разговор состоялся через скайп, при этом министр-беглец, которого раньше боялись многие предприниматели в Украине, сейчас сам оказался в шкуре перепуганного - он не разглашает своего места пребывания.
Клименко демонстрирует уверенность, при этом малоинформативен. Среди откровений - Клименко признает, что к нему в Министерстве доходов и сборов был приставлен смотрящий от Александра Януковича по фамилии Игнатов.
Он также подтверждает информацию, полученную ранее, что после побега в Россию внутри верхушки Януковича произошел раскол, в результате чего группа Арбузова - Клименко - Курченко прервала общение с Януковичем и его сыновьями.
Также видно, что эти люди не считают, что их жизнь окончена - наоборот, чувствуется, что они готовы залить деньгами украинскую политику, чтобы получить право снова влиять на события в стране.
В остальном же Клименко отрицает любые обвинения, и от него трудно ожидать другого - он рассчитывает договориться и уехать из России: если не в Украину, то в Европу.
Мы публикуем это интервью исключительно с целью показать, насколько безнаказанно чувствуют себя вчерашние столпы режима Януковича и как цинично они продолжают на белое говорить черное.
- Расскажите, где вы находитесь и что сейчас делаете?
- Я жив, здоров. У меня будет к вам просьба не озвучивать мое месторасположение в силу того, что я переживаю даже не за свою безопасность, а за безопасность своей семьи и своих близких.
- Давайте расставим точки на "i". Я обратился к вам по Фейсбук за комментарием по поводу нанятой вами израильской лоббистской фирмы для разморозки ваших счетов на территории Швейцарии и Лихтенштейна. После чего вы предложили дать интервью. Прокомментируйте, что вас заставило обратиться к лоббистам из Израиля.
- Я понимаю, что ко мне своеобразное отношение, но я буду благодарен, если вы будете справедливо и корректно высказываться. Я нанял не лоббистов, я нанял израильских адвокатов, которые представляют мои интересов в вопросе о санкциях. Что касается разморозки активов, то я хочу сказать, что у меня нет счетов ни в Швейцарии, ни где-либо в других юрисдикциях.
(По информации "Украинской правды", компания Lone Star четко информирована Клименко именно о необходимости снять санкции и ограничения на пользование счетами в Швейцарии и Лихтенштейне.)
- Какие санкции вы хотите снять с себя?
- Ну, Европейского Союза, которые ко мне применены. Были нарушены мои права, и я как любой гражданин имею право на защиту своих интересов.
- Вы же выехали из Украины в Россию, а не в Европейский Союз, сделали в каком-то смысле свой геополитический выбор. Зачем вам в таком случае снимать европейские санкции? Жили бы себе в России...
- Санкции против меня несправедливы. Там были нарушены мои права. Я много сделал для Украины, и в будущем я могу быть и буду полезен своей стране. И уж точно я бы не хотел, чтобы были какие-то серые пятна в моей трудовой деятельности.
- Вы сейчас где-то работаете?
- Ну, я всегда работаю – работаю над собой, занимаюсь самообразованием...
- Ваша трудовая книжка сейчас где-то лежит?
- Конечно, лежит.
- Где?
- В данном случае она находится у меня.
- Тогда за какие деньги вы живете, если вы официально не трудоустроены, а зарплата госчиновника в Украине была смешна до невозможности?
- Я до прихода на госслужбу занимался бизнесом. Я никогда не позиционировал себя как человека супер-бедного или супер-богатого, я человек состоятельный, и мои доходы задекларированы.
- Но те доходы, которые вы официально декларировали, не позволяли вам строить тот дворец в дизайне итальянской фирмы Pininfarina с прозрачным полом над гаражом со спортивными автомобилями...
- Я с удовольствием посмотрю вместе с вами фотографии этого дворца, соответственно, приглашаю вас туда. Мне будет интересно увидеть и свою коллекцию автомобилей, которые мне приписывают.
- Там только фундамент залили, еще не успели построить. Его начали строить, а потом вы сбежали.
- Ну, во-первых, давайте не употреблять термин "сбежали". Я никуда не сбегал. Я хотел выехать, но мне не дали возможности, применили ко мне силу.
По поводу всего остального – это фейк. На данный момент я могу говорить, что никаких дворцов со стеклянными полами нет.
- Их нет, но вы заказали этот проект. Дом строят под Киевом в коттеджном городке "Клим".
- Заодно можете мне сказать адрес, где на фамилию Клименко есть этот дом?
- На вашу фамилию нет и счетов в Европе, но вы их пытаетесь разморозить.
- У меня нет счетов за рубежом в любой юрисдикции, будь то Европейский Союз или какие-то азиатские страны. Из меня пытаются сделать этакого Бармалея и навешать кучу ярлыков.
- В Киев уже вернулся Андрей Кравец, который был завхозом Януковича. Почему не вернуться вам?
- Я пока не имею уверенности в том, что правовая система в Украине будет отстаивать мои интересы.
- Например, Бакулина арестовали, и потом он спокойно вышел на свободу, внес залог и не чувствует себя ущемленным в правах. Кравец вернулся, сказал, что готов давать свидетельские показания в прокуратуре. А вы избегаете этой участи. Значит, вам есть, что скрывать.
- Нет, мне нечего скрывать, но я не хочу становиться жертвой какого-то революционного правосудия. Но вы видите по моей гражданской позиции, что я не оставляю происходящее без своего видения.
- Ваше видение событий в Украине еще можно проследить по публикациям в газете "Вести", потому что она, по документам, которые у нас есть, финансировалась вами.
- Я к "Вестям" не имею никакого отношения. Я поддерживаю коллектив и переживаю, что из-за подобных слухов сегодня коллектив терпит какие-то неудобства. Я готов не только "Вестям", а тем журналистам, которые ведут свою работу честно, оказывать поддержку - но, к сожалению, пока только словесную.
Да, я действительно знаю главного редактора "Вестей". Но я многих знаю. Это не говорит о том, что я сегодня финансирую или имею какое-то отношение к газете.
(По информации "Украинской правды", редакция газеты "Вести" и радио "Вести" до осени 2014 года собирается переехать в новый офис в бизнес-центре "Гулливер", который принадлежит фирмам Клименко. Кроме того, на связь Клименко с холдингом Вести указывало расследование "Украинской правды".)
- Вам не только прокуратура выдвигает обвинения. Тот же Андрей Кравец сказал, что все проблемы Януковича были из-за того, что вы и Арбузов пришли на высшие посты в государстве, по сути дела, довели Януковича до состояния, в котором он оказался.
- Это мнение господина Кравца, он имеет на это право. Он ошибается в этом мнении.
- При вашем руководстве Миндоходов расцвели площадки по обналичке денег...
- Обналичка всегда была до меня и остается после меня. Но важно же понимать другое – мы с ней боролись.
- У меня есть друзья-бизнесмены, которые говорят, что до прихода Януковича обналичка стоила 6% от суммы. Когда пришел Клименко, появились так называемые официально действующие - незаконные по закону, но на которые закрывали глаза - площадки, и обналичка стала стоить 13%, из которых часть денег уходила в карманы людей, крышевавших эту систему, и, соответственно, на самый верх к Януковичу. Вы не будете это отрицать?
- Конечно, буду отрицать. Потому что, во-первых, в своем вопросе вы подтвердили мой тезис, о котором я говорил ранее – что обналичка, как и торговля наркотиками, проституция, к сожалению, существуют во всех экономиках.
Второй момент – конечно, я категорически опровергаю любое наличие незаконных и законных площадок, которые якобы крышевало Министерство доходов.
Повышение, о котором говорил ваш друг-бизнесмен, во времена моего руководства я могу связать только с одним – нелегальному бизнесу приходилось постоянно нести риски и уплачивать платежи в бюджет. Их работа была экономически неэффективной, и они завышали, наверное, какие-то ставки. У нас был достаточно жесткий контроль и неотвратимость наказания.
- Не держите меня за дурака. Все знают, что обналичка крышевалась министерством доходов и сборов. Все фирмы, которые осуществляли эту обналичку, были официально спущены с самого верха всем предпринимателям, которые хотели обналичивать деньги.
- Сергей, вы грамотный журналист. Сейчас вы говорите больше мифами...
- Вы с Януковичем поддерживаете какое-то общение?
- Нет. Я выполнил свой контракт. У нас не было регулярного общения. У нас были доклады. Последний раз мы говорили в начале февраля. После этого контактов у меня не было.
- Вы не комментируете обвинения Кравца, что люди вышли против Януковича из-за вас и Арбузова. Но в интернете обнародовано письмо компании Peugeot, которая прямо указывает - у нее возникли проблемы после того, как она отказалась продавать машины для фирмы-посредника, связанной с поставщиком на министерство здравоохранения, по заниженной цене. Как только они продали по заниженной цене, сразу у них пропали все проблемы, а фирма-посредник уже потом поставила эти машины с тройной накруткой министерству здравоохранения.
- К сожалению, данный инцидент имел место, когда я был в отпуске и не был проинформирован для того, чтобы повлиять. Я считаю, что виновные в этой ситуации должны быть наказаны.
- Но там присутствовал ваш зам по фамилии Игнатов, который принимал участие в этой коррупционной сделке!
- К сожалению, он не проинформировал меня о своих действиях...
- Андрей Игнатов – это человек, который работал на Александра Януковича!
- Да, он работал в его структурах ранее.
- То есть, к вам Александр Янукович приставлял своих людей, чтобы "помогать" работать?
- Можно и так на этот факт смотреть, но лучше этот вопрос задавать, наверное, Александру Януковичу.
- Мы не можем его найти. Может, вы знаете, где он?
- Нет, я не поддерживаю с ним связь. Я не имею с ними никакой связи – не встречаюсь, не телефонной. У нас контакт оборвался еще в феврале.
- Кто такой был Курченко? Какова его роль в украинских политических и бизнес-процессах?
- Это был бизнесмен, наравне с другими бизнесменами, которые ведут свою деятельность в Украине.
- Если, например, Коломойский занимался бизнесом с 1994 года, то мы понимаем, что он стал настолько богат, что мог себе позволить футбольный клуб. Но если Курченко в 27 лет стал владельцем футбольной команды, занимаясь бизнесом до этого полтора года - то, может быть, для него были созданы какие-то преференции? Как вы думаете?
- Я ни о каких преференциях не знаю, но мне кажется, вы ему завидуете.
- Не завидую, потому что не хочу тоже быть в бегах. Так какие вас связывают отношения с Курченко?
- Никаких отношений меня с Курченко не связывает. Я в силу своей работы общался с представителями бизнеса, такими как Фирташ, Ахметов, Коломойский, Курченко. Ничего экстраординарного в этом общении я не вижу.
- Я знаю, что вы направляли бизнесменов конкретно к Курченко, чтобы они решили свои вопросы, связанные с обналичкой или с нефтепродуктами или с другими финансовыми или промышленными операциями.
- Я с удовольствием встречусь с этими бизнесменами в вашем присутствии, чтобы они задали мне эти вопросы. Потому что это фейк.
- Прокуратура обвиняет вас в том, что ваши действия привели к убыткам на 6 миллиардов гривен. Первое - это обналичка, которая существовала во времена вашего руководства налоговой. И второе обвинение - вы организовали программные предприятия по проведению растаможки, которые точно так же генерировали потери для бюджета, а растаможка проходила по поддельным документам.
- В самую наглую ложь всегда верят. Меня поражает сегодня цинизм властьимущих, которые делают подобные заявления. Но я не сомневаюсь, что все это встанет на свои места со временем. Я в одном из своих интервью говорил, и вам сейчас повторю – мои слова отливаются в граните. Вот можете записать эти слова, и я уверен, что вы убедитесь в их правоте.
- А вы не хотите по-другому закончить интервью – "с моих слов записано верно, претензий не имею, допрос закончен такого-то числа в такое-то время"? Это именно то, ради чего вас и ищут украинские правоохранительные органы.
- Я не знал, что у вас есть страсть работать в правоохранительной службе.
- Я просто несколько раз допрашивался по действиям предыдущей власти. Было бы честно, чтобы допрашивался не только я, но и вы, потому что я думаю, что вы будете более полезным собеседником для следователя, чем я.
- Скажите, вы брали у меня интервью или допрашивали?
- К сожалению, я не могу на вас влиять, чтобы вы говорили правду. Но я бы с большим удовольствием поприсутствовал на вашем допросе, на котором бы вы говорили правду, а не пытались сделать дураками всех вокруг себя.
- Я вас обязательно приглашу на свою пресс-конференцию, и мы расставим все точки над "і", и время покажет, кто был прав, а кто, как вы говорите, обманывал.
- Вы поддерживаете связь с кем-то из новой власти?
- Ну, кого вы считаете новой властью? Потому что я скажу "нет", обману вас, скажу "да", тоже обману вас. Есть люди, которые действительно, я считаю, правильно реформируют страну и действительно могут быть драйверами изменений. Но я их называть не буду. Я же не буду им портить жизнь.
- Вы просили российского гражданства?
- Нет, не просил.
- Зачем вам была нужна комната с прозрачными стульями в налоговой, которую новая власть называет местом, где решались все коррупционные дела?
- Новой власти я советовал бы заниматься реальными вопросами, а не популизмом.
(От ред.: после побега Клименко новая власть обнаружила в здании Министерства доходов и сборов специальную тайную комнату по типу бункера, в которой глушились любые средства связи, а также была установлена прозрачная мебель. По мнению властей, в этой комнате Клименко проводил конфиденциальные переговоры о коррупционных схемах.)
- После того, как закончится это интервью, что вы будете делать?
- Сейчас конкретно у меня будет урок английского языка.
- Вы все еще надеетесь, что вам понадобится знание английского языка?
- Да. Не сомневаюсь.
- Вы – человек, который является персоной нон-грата на территории Европейского Союза, а также на территории США. Я думаю, что Канада и Австралия тоже не дадут вам визу. Зачем вам учить английский?
- Это временно, и справедливость мы восстановим, не сомневайтесь.