«Проффессионал», или испытание Гаркушей
А.Гаркуша
Наверное, Николаевская область чем-то прогневила небеса в этом году. Сплошные стихийные бедствия. Весной – первая за последние 40 лет пылевая буря. Хотя буря затронула несколько областей – Херсонскую, Одесскую – но эпицентром была именно Николаевщина. Летом – засуха, аналогов которой не припомнят и старожилы. И, снова – по заключению экспертов, сильнее всего засуха ударила именно по нашему краю. Но апофеозом всех напастей, обрушившихся на область, стало назначение Гаркуши губернатором. И если природные стихии вскоре забудутся, то последняя беда – из серии долгоиграющих, и ее последствия будут сказываться неопределенно долго.
В одном из комментариев к новости о назначении нового губернатора прозвучала интересная мысль: переименовать сайт «Новости N» в «Николаевщина без Гаркуши». Многие задают вопрос: «Да зачем вам сдался этот Гаркуша? Стоит ли он того, чтобы уделять ему столько внимания?» А действительно – стоит ли?
Конечно, сам Алексей Николаевич Гаркуша не стоил бы и десятой доли того времени и сил, которые на него тратятся. Не стоил бы, если бы речь шла о нем лично, как о человеке – тут ничего интересного нет, и не предвидится. Гаркуша интересен не как человек, а как явление. А вот явление это заслуживает самого пристального внимания, ибо в нем, как в зеркале, отразилось множество бед, несчастий, проблем и казусов, из которых наша страна не может выбраться вот уже 16 лет.
Чтобы понять, что собой представляет это явление, достаточно проанализировать действия Гаркуши за последние 3,5 месяца – с момента назначения его исполняющим обязанности. Итак, Указ Президента был оглашен 10 июля.
Новая метла по-новому метет – эта народная мудрость как нельзя лучше применима к Гаркуше. «Новая старая метла» Гаркуша начал, естественно, с кадров. Уже на следующий день после назначения в обладминистрации появился директор Заводского районного центра занятости, некий Оборонько – без какого-либо статуса, но с огромными полномочиями. Утром 11 июля к Гаркуше были вызваны заместители. Вот тут-то и начинается Гаркуша как явление. Пришедших по вызову вице-губернаторов Лусту и Стратийчука около часа продержали в приемной. Это фирменный прием Гаркуши, который он использовал множество раз: вызвать человека к определенному времени – и держать его в приемной час. Или два. Спрашивается – зачем отрывать людей от дел, вызывать их к определенному времени, раз ты не собираешься их принимать? Разве так поступают грамотные управленцы? Это не говоря уже простом человеческом достоинстве, которое, по определению, должно наличествовать у каждого. Сидение в приемной в ожидании, когда «их величество» соизволят вас принять – типичная форма унижения этого самого достоинства. Вообще, по нормальным человеческим понятиям ожидание сверх назначенного времени в приемной может продолжаться 10, ну 15 минут. Дальше уважающий себя человек просто должен встать – и уйти. Потому, что он человек, а не быдло. Потому что не о чем разговаривать с руководителем, который не способен организовать собственный рабочий день. Потому что его ждут собственные служебные обязанности.
Луста и Стратийчук – люди не великой храбрости, поэтому проторчали в приемной битый час. После чего вышел Оборонько и царственным голосом объявил, что, дескать, Алексей Николаич принять вас не могут, но велели писать заявления «по собственному желанию».
Дальше – пошло-поехало. Посыпались вызовы начальникам областных управлений, главам районных администраций. Сценарий – тот же: «Алексей Николаич с вами работать не желают. Пишите заявление. А то…». В этом «а то…» – весь Гаркуша. Именно здесь скрыт его, если можно так выразиться, «управленческий стиль». Человека вроде бы ничем конкретным не пугают, но МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНО намекают – смотри! Что последует за этим, каждый должен представить себе сам. Вспомнить все свои большие и малые грешки, упущения, недостатки, представить, что будет, если станет известно то-то и то-то, и т. д. То есть, фактически, каждый сам себя должен напугать. А испугавшись – быстренько сделать то, что требуют. Гениальное изобретение! Снимаю шляпу перед Гаркушей!
И ведь работало! Люди пугались. Во-первых, безгрешных людей у нас нет, и за каждым водится что-то такое, чем его можно прижать. Во-вторых, в нашей дикой стране, в условиях полного бардака, беззакония, волюнтаризма и коррупции защитить себя действительно не так-то просто. В-третьих, за спиной у каждого семья, дети… Именно так Гаркуша «управлял» областью в 2000 – 2004 годах. И страх перед ним, надо признать, был велик.
Конечно, Гаркуша не одинок в подобного рода методах – таким образом в нашей стране «управляли» и продолжают «управлять» многие. Но в отличие от них, Гаркуша делал это наиболее естественно, поскольку такой способ действий полностью соответствует его натуре. Управлять по-другому он просто не умеет. Это надо слышать, КАК Гаркуша произносит слово «власть!» – с придыханием, со страхом, но одновременно и с восторгом, с благоговением, с блеском в глазах!
С рациональной точки зрения все это – предмет для изучения психиатров. Здесь важно другое – такой стиль работы характерен для тоталитарных, репрессивных режимов. Ни о чем подобном в демократическом обществе речь идти не может. С уходом Кучмы с политической арены в нашей стране многое изменилось. Можно долго спорить о том, сколь удачны эти перемены, и каковы их последствия, но это тема совсем другого разговора. Ясно одно – система изменилась, и требует новых людей и новых подходов. А нам подсовывают старого Гаркушу.
Давайте рассмотрим один пример. Вызывают к Гаркуше начальника областного управления здравоохранения Светлану Хотину. Час (!) она ожидает в приемной, после чего появляется все тот же Оборонько и заводит старую песню: «Алексей Николаич с вами работать не желают…» (на следующий день, правда, Гаркуша Хотину принял лично). Заметьте – речь не идет о недостатках или упущениях в работе, просто Алексей Николаевич «не желает»… Что значит – не желает? Его что – царем сюда назначили? Так можно сказать домработнице, или, в крайнем случае, собственному помощнику, но никак не начальнику областного управления, имеющем самостоятельный участок работы. Хотина – государственный служащий и работает на государство, а не лично на Гаркушу. Надо думать Светлана Григорьевна от совместной работы с Гаркушей тоже не в восторге, но ее никто не спрашивает, желает она этого или не желает. Назначили – работай! Выполняй добросовестно свои обязанности – и все. В конце концов, многие жители Николаевской области тоже «не желают» работать с Гаркушей. Да если у нас служебные отношения начнут строить по принципу «желает – не желает, нравится – не нравится», то куда мы скатимся? Кроме того, начальник облздрава – это не только креатура обладминистрации, но и Министерства здравоохранения, в котором, надо думать больше смыслят в медицине, чем Гаркуша, пусть даже и со своей инвалидностью. Насколько известно, у Минздрава к работе Хотиной претензий нет. Так что же – она теперь должна уйти только потому, что Гаркуша, видите ли, «не желает»?
Все вышесказанное в полной мере касается и начальника областного управления образования Анатолия Олейника – там история та же. По такому же сценарию Гаркуша меняет все кадры: «желает» – оставит, «не желает» – уволит. Вот такой профессионал.
Продолжение следует…