Как выжить в эпоху девальвации: советы от украинского бизнеса
«Вести» попросили банки и компании из разных отраслей экономики рассказать о влиянии на свою деятельность девальвации гривни, и о рецептах выживания, которые позволяют им минимизировать валютные риски.
1. БИЗНЕС ВЫНУЖДЕН ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕНЕВЫМ ТОРГОВЦАМ
Андрей Забловский, руководитель секретариата совета предпринимателей при КМУ
Для многих предпринимателей нестабильный курс доллара является серьезной проблемой. Он не позволяет предприятию планировать развитие, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Еще одна сложность — отсутствие необходимого объема валюты на рынке. Из-за чего многие бизнесмены вынуждены обращаться к услугам «теневых торговцев» для покупки долларов, евро.
Кроме того, высокий курс доллара приводит к удорожанию сырья, а в связи с этим предприниматели поднимают стоимость продукции, что в конечном случае сказывается на уровне потребительской инфляции в стране.
Заработать на курсе доллара сейчас получится не у всех, а точнее — лишь у определенного круга предпринимателей, имеющих доступ к инсайдерской информации НБУ (относительно возможного колебания курса валют). Однако, это будет очень проблематично сделать учитывая серьезную волатильность валютного курса, которая имеет место даже в условиях одного торгового дня на межбанке. Единственным способом фактически остается придержать валютную выручку в надежде на дальнейший рост курса. Но такая возможность есть у крупных предприятий с большими объемами валютной выручки: большая часть компаний продает свою выручку сразу, чтобы получать оборотные средства для закупки импортного сырья, материалов и прочего.
2. СТАВЬТЕ НА УКРАИНСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Михаил Шуранов, директор по корпоративным связям «Киевстар»:
Наш совет предприятиям и потребителям: больше полагаться на национального производителя. Это снижает зависимость от курса, и ослабляет давление на национальную валюту за счет импорт замещения.
Мобильным же операторам надо стараться давать абонентам те услуги, которые им нужны, и делать это максимально качественно, по доступной цене. Именно возможность снизить свои затраты увеличив потребление, способствовала увеличению количества наших абонентов. У нас средняя стоимость счета абонента сейчас составляет 37 гривен, и даже ее можно удешевить.
3. ИЗ-ЗА РОСТА КУРСА ХУЖЕ ГАСЯТСЯ ВАЛЮТНЫЕ КРЕДИТЫ
Андрей Онистрат, Глава наблюдательно совета банка «Национальный кредит»:
Банкам очень невыгодна девальвация гривни. С таким курсом у них «летят» все экономические нормативы, появляется потребность в докапитализации, под которую нужно изыскивать дополнительные средства, что тоже непросто. У финучреждений серьезно ухудшается качество кредитного портфеля: компаниям и людям намного сложнее выплачивать валютные кредиты и идут просрочки. И что не менее важно — девальвация гривни вместе со сложной политической ситуацией и военными событиями в стране выливается в отток депозитов.
4. ЗАКЛАДЫВАЙТЕ ВАЛЮТНЫЙ РИСК В ЦЕНУ ТОВАРА
Игорь Михайлович Краса, финансовый директор ООО «Текстиль-Контакт»:
В эпоху нестабильности валютного рынка в частности и экономики в целом руководству компаний приходится отслеживать ситуацию в режиме онлайн. В течение очень короткого периода времени ситуация может кардинально меняться. Это очень сильно отражается на потребительских настроениях и, как следствие, на деятельности компаний.
Задачей менеджмента является сохранение активов и рынка сбыта. Для уменьшения рисков стоит в цене продукции закладывать валютный риск, если продукция или составляющая себестоимости импортируется.
Кроме того, необходимо жестко контролировать структуру баланса. В период ослабления национальной валюты оптимальной структурой баланса будет ситуация, когда активы можно номинировать в иностранной валюте, а пассивы, в частности кредиторскую задолженность, наоборот — в национальной валюте. Это уменьшает риск курсовых потерь. Для реализации такого плана можно получить банковский кредит в национальной валюте. Используя кредитные средства, закупить валюту и рассчитаться с поставщиком по более низкому курсу. При девальвации национальной валюты это может покрыть затраты на обслуживание кредита и уменьшить валютные риски.
5. ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛУЧШЕ РЕШАТЬ ВМЕСТЕ С КОЛЛЕГАМИ И ВЛАСТЯМИ
Виктория Рубан, начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина»:
Наш бизнес очень зависит от валютной составляющей, поскольку оборудование для развития сети мобильной связи мы закупаем за рубежом, рассчитываемся с международными операторами за услуги роуминга и международные соединения тоже в валюте. А вот доходы от предоставленных услуг получаем в гривне. Курсовая разница, к сожалению, оказала серьезное влияние на наши результаты, поскольку стоимость услуг мы не пересматривали, тарифы для людей остаются прежними. Тем не менее, нашему бизнесу удается держаться на плаву в период серьезного экономического спада.
Очень непросто давать советы бизнесу — у каждого своя специфика. По нашему опыту: наиболее действенным инструментом, вероятно, будут объединенные усилия компаний в постоянном диалоге с органами власти об упрощении различных процедур налогообложения и лицензирования, о создании благоприятных условий для развития бизнеса. Ярким примером такого диалога могло бы стать проведение конкурса на 3G-лицензии, что послужило бы толчком для развития телекоммуникационной отрасли и экономики страны. Разумная стоимость лицензии может привлечь такие необходимые сегодня для страны инвестиции.
6. ЭКСПОРТИРОВАТЬ ПО НИЗКИН ЦЕНАМ — ЗАРАБАТЫВАТЬ НА КУРСОВОЙ РАЗНИЦЕ
Олег Кикта, первый заместитель генерального директора компании OSTCHEM (входит в Group DF):
Газ — основное сырье для нашего производства, он закупается за СКВ. Если твердая валюта растет в цене, а гривна падает, мы вынуждены поднимать отпускные цены на удобрения. Для компенсации курсовых потерь приходится корректировать гривневую цену на конечный продукт. В отпускную цену закладываются курсовые разницы. Это не очень приятная новость для фермерских хозяйств, не все готовы покупать удобрения по новым ценам. Но у нас другого выхода нет, работать в убыток не можем. С другой стороны, есть и другая сторона этой медали. Крупные фермерские хозяйства, в ожидании роста курса, незначительно повышают спрос: предпочитают закупать удобрения заранее, в значительных объемах, и потом хранить их на складах.
Наращивание бизнесом доли покупателей продукции за рубежом должно идти постоянно, вне зависимости от стабильности или нестабильности на валютном рынке. Но наращивание продаж товаров на экспорт имеет смысл при выполнении ряда условий. Во-первых, цена при реализации товара за рубеж, в пересчете на гривну, должна быть не ниже, чем цены реализации на внутреннем рынке. Во-вторых, при принятии решения о наращивании экспорта необходимо учитывать еще один важный на сегодня фактор — возможность реальной покупки валюты в Украине. Если, к примеру, ты не можешь валюту купить на родине, и, ожидаешь, падения курса гривны, то можно пойти на то, чтобы экспортировать продукцию по более низкой цене, чем та, которая сформировалась на внутреннем рынке. Что произойдет далее, при падении курса национальной валюты? Эта скидка, которую ты дал зарубежному покупателю твоей продукции, компенсируется курсовой прибылью. И это один из способов застраховаться от курсовых потерь.
Я говорю об общем подходе. Понятно, что у каждого предприятия и сектора экономики есть свои особенности. Мы, к примеру, как ключевой производитель азотных удобрений, обязаны в первую очередь обеспечить внутреннего потребителя. Не выполнять своих обязательств перед украинским АПК не можем, обязаны поставлять ровно столько удобрений, сколько было законтрактовано.
Конечно, идеально, это когда 100% выручки приходит в валюте, и когда нет курсовых потерь. Но так бывает очень редко. Поэтому компаниям есть смысл стремиться как минимум к тому, чтобы максимально сбалансировать гривневые поступления с гривневыми расходами, валютные поступления — с валютными расходами. Тогда, курсовые риски меньше.
7. ИНТЕРТНЕТ-МАГАЗИНЫ МЕНЯЮТ ЦЕНЫ ПО ТРИ РАЗА В ДЕНЬ
Юлия Марищук, руководитель Universal Commerce Group (интернет-торговля):
Общий кризис сильно снижает общие объемы продаж: гривна обесценивается, а зарплаты у населения в национальной валюте. Во время столь сильной стагнации теряют все, но крупные магазины получат при этом большую долю рынка, так как мелкие игроки просто не выдерживают — им приходится закрываться. Однако эффект и рост продаж будет виден только после выхода страны из кризиса.
Если говорить о ценах, то обычно решение о величине курса (к которому привязывается стоимость товара) принимает для себя каждый интернет-магазин магазин индивидуально. Одни руководствуются курсом НБУ, другие ориентируются на межбанк, а кто-то информирует покупателей и своем, внутреннем, курсе.
В последние дни курс немного стабилизировался — стало проще устанавливать цену. Хотя на прошлой неделе, например, на price.ua, магазины снимали рекламу только из-за того, что курс доллара постоянно менялся, и специалистам приходилось «заливать» новые цены по три раза в сутки.
8. ХОРОШАЯ АЛЬТЕРНАТИВА — ДРАГМЕТАЛЛЫ
Виталий Соловьев, директор по маркетингу ломбардов «Благо»:
Нынешние экономико-политические реалии Украины — это вызов для всех сфер бизнеса. Но, памятуя о том, что в кризис выживают сильнейшие, сложившаяся ситуация в конечном итоге может сыграть на руку рынку: с него уйдут ненадежные и нестабильные игроки.
В то же время, для крупных компаний, имеющих многолетний опыт работы на рынке и солидный запас прочности, при грамотной оптимизации всех процессов и своевременном принятии пакета антикризисных мер, экономический кризис может стать дополнительной возможностью перестроиться и увеличить объемы деятельности. От оперативности и взвешенности принимаемых решений зависит будущее компаний.
В условиях нестабильности курса гривны и ее практически двукратной девальвации, остро стоит вопрос сохранения платежеспособности средств. Помимо валюты, хорошей альтернативой может стать хранение денег в драгоценных металлах. К тому же, при критичной нехватке наличности металл легко преобразовать в деньги, обратившись к услугам залогового кредитования.
9. ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СПРОСА ЗАНИЖАЕМ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Максим Микитась, президент корпорации «Укрбуд»:
Сейчас важно работать на перспективу. Да, курс доллара влияет на бизнес, но не менее важно как бизнес реагирует и воспринимает эти изменения. Девальвация гривны способствует значительному подорожанию строительных материалов. Для избежания стремительного повышения стоимости жилья, мы сознательно занижаем свою собственную рентабельность и поддерживаем стабильную активность рынка. Придерживаемся стратегии социально ответственного бизнеса и выстраиваем свой бизнес на человеческих отношениях. Если бизнес работает по «привычным» сценариям и привязывается к доллару, повышает цены прямо пропорционально курсу, то такое поведение способствует скорейшей девальвации национальной валюты, снижению уровня жизни и экономическому кризису. Уверен, в условиях нестабильного курса, ни в коем случае нельзя паниковать, нужно иметь в запасе несколько продуманных сценариев.
10. ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНИ ПОДСТЕГИВАЕТ СНЯТИЕ ДЕПОЗИТОВ
Владимир Мудрый, Член правления ОТП Банка:
Финансисты сильно пострадали от девальвации гривни, она ведь сильно подстегнула отток вкладов из банковской системы. В этом году мы поставили сразу два антирекорда (за все время независимости страны): по объему оттока депозитов и по продолжительности этой тенденции. По данным НБУ, за десять месяцев 2014 года вкладчики забрали из банков почти 48 млрд. гривен и $8,3 млрд., сократив депозитный портфель в гривне на 19%, а в долларах — на 36%. Сейчас снятие денег со счетов постепенно замедляется, но не прекращается полностью — длиться уже девять месяцев.
Возник порочный круг. Из-за общественно-политических волнений и роста курса доллара население снимает депозиты — на снятые вклады люди стремятся купить валюту — повышенный спрос приводит к давлению на курс и девальвацию гривни — девальвация провоцирует новый отток депозитов.
Процессы, которые наблюдаются сейчас, уже даже никакими объективными факторами не объяснишь — только паника. Повышенный спрос на валюту подтверждает НБУ: за октябрь украинцы купили около $600 млн., что почти в 2,5 раза больше, чем они же продали. И это несмотря на ограничение покупки эквивалентом в 3 тыс. грн. и сложности в поиске доллара и евро.