Жизнь простого египтянина: тяжёлый труд, ранняя смерть

14.03.2013 в 15:40

Резьба на стенах древнеегипетского города Ахетатона (современная Амарна) изображает мир и изобилие. На скотном дворе стоят откормленные волы. Склады ломятся от зерна и рыбы. Музыканты ублажают слух фараона, вкушающего мясо.

В действительности обычных жителей новой столицы, возведённой в спешке по приказу царя-еретика Эхнатона, ждали всё те же невзгоды, что и в других городах. Анализ скелетов, найденных на кладбище простолюдинов, показал, что дети недоедали и чахли, а взрослые занимались изнурительным трудом и часто получали «производственные» травмы.

И это странно, говорит соавтор исследования Джером Роуз из Арканзасского университета (США), ведь в столице должно было быть много еды, не так ли?

Примерно в 1350 году до н. э. Аменхотеп IV, муж знаменитой Нефертити и, возможно, отец Тутанхамона, отказался от сонма египетских богов в пользу одного-единственного Атона, малозначительного божества солнечного диска, и повелел называть себя Эхнатоном. По его приказу в 322 км к югу от современного Каира среди голой пустыни был построен совершенно новый город, в котором Атон мог бы властвовать безраздельно.

Новая столица пережила краткий расцвет, продолжавшийся всего около 15 лет — до смерти фараона-еретика и ниспровержения культа Атона. Из 20–30 тыс. жителей Ахетатона лишь 10% относились к элите, при жизни занимавшей роскошные виллы, а после смерти отправлявшейся в богато украшенные гробницы. Остальные заканчивали свой земной путь на южном кладбище в плотно упакованных могилах, отмеченных лишь грудой камней.

Археологи раскопали там более 200 захоронений, но нашли только 20 гробов. В большинстве случаев усопших заворачивали в циновки, ибо дерево стоило дорого. Один из гробов расписан бессмысленным набором иероглифов, которые невозможно прочитать, то есть, скорее всего, художник и, возможно, заказчик гроба не знали грамоты.

Нет там и артефактов, обычных для более богатых захоронений. Но это не обязательно означает, что эти люди жили в крайней бедности. Это может указывать на выход из моды традиции класть в могилу ценные вещи. Найдены лишь три бусины в виде бегемотов — наверное, женские или детские амулеты.

Скелеты египтян, скончавшихся в возрасте от 3 до 25 лет, несут признаки цинги и рахита. На детских зубах отчётливо прослеживается недоедание. У детей старше восьми с половиной лет выявлены признаки серьёзного отставания в развитии, характерные не только для недоедания, но и для аномального высокого уровня физической активности (кости деформированы из-за гипетрофированных мышц).

Взрослым жилось не легче: более чем у 75% скелетов найден артрит костей рук и ног, а также позвоночника — результат тяжёлого труда. Треснувшие и сплющенные позвонки встречаются повсеместно. 67% скелетов несут следы по крайней мере одного исцелённого перелома.

Здесь стоит отметить, что Ахетатон строился по новым правилам, существовавшим только в период правления Эхнатона: использовался стандартный каменный блок, талатат, который весил почти 70 кг. Считалось, что это нормальный груз для одного работника. Действительно, сохранилась резьба по камню (видимо, из Амарны), на которой человек тащит на плечах талатат, обхватив его обеими руками. Отсюда и артрит.

Эндрю Чемберлен из Манчестерского университета (Великобритания), не принимавший участия в исследовании, подчёркивает, что на самом деле в этом нет ничего особенного. Он изучал скелеты из Саккары — известного некрополя близ древнего Мемфиса — и обратил внимание на примерно такой же уровень травм и признаков тяжёлого труда.

Амарнский период в истории Египта зачастую изображается историками прежде всего как расцвет неординарных стилей в искусстве, время неги и роскоши. Не стоит забывать, что простым людям от этого было не легче.


кл

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив