В Беларуси резко подорожала водка
В Беларуси резко подорожала водка
Цена любимой туристами "Крамбамбули" - знаменитой белорусской настойки на меду и пряностях - на днях увеличилась на 20%. Самая плохонькая бутылка "беленькой" стала стоить, как элитная.
О грядущем увеличении цен на алкоголь пресса сообщила в субботу, 28 апреля. Следующим, воскресным, днем одни сметали с магазинных полок батареи поллитровок, а другие посмеивались: цена в воскресенье оставалась прежней.
Между тем министерство экономики постановило повысить цены на алкоголь в 2,1 раза. В постановлении министерства уточняется: предельные минимальные цены увеличиваются на алкогольную продукцию крепостью свыше 28% и на этиловый спирт.
"Вчера вот тут же брал по 20 тысяч [2,5 доллара], а сегодня уже - 33! Говорил мужикам: давай возьмем в запас, пока магазинщицы не сориентировались! Все равно три дня выходных, что еще делать?" - возмущается Федотыч, мужчина средних лет, в вино-водочном отделе одной из торговых сетей.
Друзья ждут Федотыча у магазина и живо обсуждают нежданную напасть. Представляются людьми рабочими, не слишком пьющими. Возмущаясь, вспоминают обещанную президентом народу доступную "чарку и шкварку" и припевку поздних советских времен: "Будет водка шесть и восемь - все равно мы пить не бросим; ну а если будет больше - будем делать так, как в Польше". В Польше в ту пору - объясняют - рушила социалистические устои "Солидарность".
"Хотя в советских рублях 3,62 было столько же, сколько сегодня наши 30 тысяч. Доллар-то тогда стоил 68 копеек", - высчитывает мужчина, назвавшийся Антоном.
Арифметика друзей не примиряет, тем более, что с магазинных ступенек с шумным негодованием спускается компания молодых людей, вынужденных из-за новых цен на "подогрев" корректировать планы на первомайский загородный пикник.
"Все-таки в пересчете на доллар водка нынче стоит меньше, чем в СССР", - уточняет политолог Александр Класковский, замечая, что в первый "пересчетный" день цены не выросли в обещанные два раза.
"Белорусские власти, несомненно, считают алкоголь социальным продуктом. Несмотря на лозунги укрепления трудовой дисциплины и беспощадной борьбы с пьянством, пьянство процветает, благодаря низким ценам и доступности алкогольных напитков. Власти выгоден электорат с затуманенными мозгами", - полагает аналитик.
Класковский уверен, что белорусские семьи теперь переверстают свой бюджет в соответствии с известным анекдотом: не папа будет меньше пить, а сын станет меньше есть.
"Вряд ли повышение цен на "стратегический" продукт приведет к социальному взрыву - населению слишком ярко продемонстрировали на примере оппозиционеров и критиков власти, что бывает с недовольными. К тому же правительство обещает уже с мая увеличить тарифную ставку первого разряда, повысить пенсии", - рассказывает Класковский.
Но подчеркивает: "В экономике, судя по всему, свести концы с концами не удается. Иначе власти не решились бы провоцировать даже намек на социальное недовольство".
По данным Республиканского научно-практического центра психического здоровья, на компенсацию последствий пристрастия к алкоголю идет около 7% ВВП Белоруссии.
В кризисный 2011 год в стране, по данным статистики, не стали пить меньше - удельный вес расходов на алкоголь вырос, когда цены на спиртное во второй половине года подросли. Зато - в полном соответствии с упомянутым аналитиком Класковским анекдотом! - в эту же пору белорусы изменили рацион питания в сторону удешевления.
Килограмм дешевой, но отнюдь не плохой свинины для "шкварки" (знакомый по советским ГОСТам разруб) стоит нынче, как подорожавшая поллитровка.
Но с последних чисел апреля правительство увеличило цены на хлеб (на 5%) и на молочные продукты (на 10%).
"Вы не знаете, будет после выходных социальное молоко?" - спрашивает минчанка Леокадия Валерьяновна, рассматривая молочные пакеты с новой ценой. Пенсионерка давно не претендует на "чарку и шкварку", но сетует: "За дешевым молоком за молодыми не пробиться, хоть прихожу с раннего утра, до открытия магазина. Но если привезли - какая там очередь, хватают, кто успел!".
Ролики о борьбе за молоко по социальным ценам уже не будоражат белорусский интернет - привычное дело…
Весьма популярное спиртное, которое стоит дешевле, чем бутылка приличной минеральной воды, не попало под постановление минэкономики. По-народному этот напиток называется "чернилами", "бормотухой" или "плодово-выгодным".
По статистике прошлого года, дешевые плодово-ягодные вина покупали в четыре раза меньше, чем водку или пиво. Продукты с названиями "Крыжачок" ("крыж" по-белорусски - крест), "Черная дама", "Прошлогодняя кадриль", "Поздняя любовь" до сих пор считались уделом сильно и неразборчиво пьющих.
"Боюсь, мой Коля сейчас перейдет именно на это. Есть у них традиция после смены рюмку пропустить, - вздыхает минчанка Алеся. - Тем более что мы с сыном, как только школа закончится - на дачу, на подножный корм! Я уже там всего понасадила, с нынешними ценами ведь не накупишься!".
По требованию медиков власти обязались ежегодно сокращать производство низкопробных напитков. В ряде белорусских регионов в качестве эксперимента "плодово-выгодное" запрещалось к продаже в определенные дни недели или даже на протяжении месяцев.
В "экспериментальных" районах, впрочем, резко вырос спрос на дешевые спиртосодержащие аптечные настойки - боярышник, корвалол, пустырник. А медики зафиксировали рост больных психозами, а также пациентов с признаками эпилепсии - и назвали это "синдромом отмены".
По мнению аналитиков, из-за роста "государственных" цен на спиртное активизируется самогоноварение. Несанкционированное производство спиртных напитков в Белоруссии преследуется по закону, но начальник главного управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции МВД Белоруссии Эдуард Никитин сообщил на одной из недавних пресс-конференций, что самодельный напиток граждане подпольно готовят во внушительном объеме.
"Из нелегального оборота в 2011 году было изъято пять железнодорожных цистерн по 60 тыс. литров спирта в каждой - на четыре млрд рублей. Это практически эшелон, если вместе собрать, что по сравнению с 2010-м в два раза больше", - сказал Эдуард Никитин.