Убит политический журналист Первого канала
Около двух часов ночи по московскому времени жильцы одного из домов по улице Вешних вод позвонили в пожарную службу и сообщили, что горит квартира. Прибывшие по адресу пожарные обнаружили в квартире труп журналиста Первого канала Шурпаева.
"Очевидно, журналист сам впустил своих убийц в квартиру, так как около 02:00 он звонил консьержке и просил пропустить двух молодых людей, предположительно, выходцев с Кавказа. По предварительным данным криминалистов, Шурпаев умер от удушения. На шее журналиста был затянут брючный ремень и имелись ножевые ранения", - рассказал собеседник агентства.
Шурпаев родился в 1975 году. Он родом из Дагестана, в Москве снимал однокомнатную квартиру на 17-м этаже 17-этажного дома. С места происшествия изъят кухонный нож, ноутбук и удостоверение члена Союза журналистов РФ. На место происшествия выезжали зампрокурора города, руководство ГУВД и др.
Как предполагается, преступники подожгли квартиру, чтобы скрыть следы преступления. В настоящее время закончен осмотр места происшествия. Проводятся другие необходимые следственные действия. По некоторым данным, следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту убийства, сообщил официальный представитель СКП Владимир Маркин. Дело возбуждено по части 1 статьи 105 УК РФ (убийство), которая предусматривает до 15 лет лишения свободы.
Ильяс Шурпаев делал репортажи о событиях в Дагестане, Абхазии. На сайте Первого канала последний его репортаж о восстановительных работах в Новоафонском монастыре в Абхазии датирован 12 марта.
Основной версией убийства Шурпаева являются личные мотивы. Отрабатываются все версии, включая убийство, связанное с профессиональной деятельностью, убийство с целью ограбления. Однако основной версией является убийство, связанное с личными мотивами. В пользу этой версии говорит характер совершения преступления, а также то обстоятельство, что из квартиры, по предварительным данным, ничего не было похищено, в том числе ноутбук журналиста.
В последнее время в администрации президента и правительства Дагестана предпринимаются попытки по ограничению подачи негативной информации о Дагестане в средствах массовой информации, особенно на федеральном уровне. Шурпаев был одним из фигурантов этой кампании, утверждает "Кавказский узел". Хотя претензии к нему предъявляли не власти, а учредитель газеты, желавший, по словам журналистов, "очернять власть".
Изданию стало известно, что учредитель одной из местных газет "Настоящее время" Ризван Ризванов ввел в своем издании список персон, чье упоминание недопустимо. Журналисты издания, недовольные политикой, обвинили его в том, им давалась установка целенаправленно "наезжать" на президента республики Муху Алиева, исполняя роль "информационных киллеров".
На прошлой неделе вовремя не вышел один из дагестанских еженедельников - "Настоящее время". В этом номере журналисты газеты собирались опубликовать открытое письмо читателям и учредителям издания, но по решению гендиректора ООО "Редакция газеты "Еженедельник "Настоящее время", бывшего сотрудника Миннаца Дагестана Ризвана Ризванова, номер был снят из печати. В знак протеста главный редактор газеты Андрей Меламедов подал заявление об уходе. Сам Ризванов мотивировал невыход номера тем, что "в типографии не было света, а Меламедов уволен за нарушение трудовой дисциплины".
В открытом письме журналисты газеты заявляют о том, что "коллектив газеты "Настоящее время" по воле и вине учредителей не может более выполнять взятые на себя перед читателем обязательства по выпуску газеты, о которой каждый из нас мечтал давно. Не экстремистскую, не официозную, не скандальную, без чернухи и заказных материалов. Нормальную читаемую газету, а не печатный орган того или иного клана".
"Кавказский узел" утверждает, что Ризванов вручил главному редактору список запрещенных к упоминанию персон, заявив, что это - "воля учредителей". В список вошли: корреспонденты "Первого канала" Ильяс Шурпаев и Алик Абдулгамидов, директор ГТРК "Дагестан" Гаджи Абашилов, авторы статей и научных трудов по истории - Виктор Чигирик, Хаджи Мурад Доного и Анатолий Коркмасов, журналист и бывший коллега господина Ризванова по "Дагестанской правде" Олег Санаев, скульптор Шариф Шахмарданов и прокурорский работник Тофик Ашурбеков.
28 января в Махачкале прошел семинар-совещание президента Дагестана с главами муниципальных образований, куда были приглашены только журналисты государственных и подведомственных администрации президента изданий. На этом совещании звучала критика в адрес СМИ.
Всего за 15 лет в России было совершено более 200 убийств журналистов. Нераскрытыми остаются три четверти из них. В большинстве случаев мотивом преступления называется профессиональная деятельность погибших. Стоит отметить, что по количеству убитых журналистов Россию опережает только Ирак, где уже не первый год ведутся активные боевые действия.
Анна Политковская, обозреватель «Новой газеты», автор книг о Чеченской войне, была застрелена 7 ноября 2006 года в подъезде своего дома. Убийство не раскрыто.
Владислав Листьев, телеведущий, первый генеральный директор телеканала ОРТ (впоследствии «Первый канал»), был застрелен 1 марта 1995 года в подъезде своего дома. Убийство не раскрыто.
Дмитрий Холодов, специальный корреспондент газеты «Московский комсомолец», погиб 17 октября 1994 года на своём рабочем месте в результате взрыва бомбы, заложенной в портфель. Убийство не раскрыто.
Шамхан Кагиров, собственный корреспондент «Российской газеты» в Чечне, 12 декабря 1995 года был расстрелян в машине по пути на работу.
Тело Вадима Бирюкова, главного редактора журнала «Деловые люди», со следами пыток было найдено 25 февраля 1997 года в гараже. Убийство не раскрыто.
Тело Ларисы Юдиной, главного редактора газеты «Советская Калмыкия», со следами пыток было найдено 7 июня 1998 года в пруду. Следствие установило, что мотивом убийства стала профессиональная деятельность. Убийцы осуждены. Заказчики не найдены.
Источник: http://www.obozrevatel.com