Существа, способные выживать в экстремальных условиях. ФОТО
Кто полетит с людьми жить на Марс, если колонизация случится. Рассказ о животных с гиперспособностями.
БЕЗ КИСЛОРОДА
Бактерии — настоящие супергерои природы. 3,8 млрд лет назад первым живым организмам пришлось столкнуться с отсутствием кислорода, высокой радиацией и скачками температуры. Они смогли не только выжить, но и дали потомство, которое постепенно эволюционировало, пока не превратилось в предков людей. Древние микроорганизмы использовали серу, азот, железо, марганец и водород для дыхания и получения энергии. Некоторые бактерии делают так до сих пор. Например, самая обычная кишечная палочка (Escherichia coli) относится к так называемым анаэробам. Она прекрасно себя чувствует без кислорода — более того, его присутствие для нее ядовито. Бактерии обитают в кишечнике людей и помогают переваривать растительную пищу, но вполне могли бы выжить и на планетах, в атмосфере которых нет кислорода.
В КИПЯЩЕЙ ВОДЕ
Для многощетинкового помпейского червя жизнь вблизи горячих гидротермальных источников — просто райское наслаждение. Исследователи долго не могли понять, как же он там не варится заживо. Когда этот организм только обнаружили, зоологи попытались поднять его на поверхность. Но без привычного экстрима червь скоропостижно скончался. Проведя молекулярно-генетические исследования, ученые еще больше запутались. У животного не было ни одного гена, отвечающего за защиту от высоких температур. Да и внешние покровы не отличались от обычного червя. Пришлось присмотреться повнимательнее. Оказалось, что на поверхности червя обитают симбиотические бактерии, которые защищают организм не только от высоких температур, но и от сероводорода. Такая прослойка поддерживает температуру внутри тела в районе +22 °С. А выделения бактерий служат помпейскому червю пищей. Еще один кандидат для потенциальной колонизации других планет!
НА ВЫСОТЕ ПРИ ЛЮТОМ ХОЛОДЕ
Антарктический лишайник (Pleopsidium chlorophanum) способен обитать в самых негостеприимных местах на Земле. Например, в Антарктиде на высоте до 2000 м. Он комфортно чувствует себя в холоде, сухости и условиях высокого ультрафиолетового излучения. Возможно, когда-нибудь это то ли растение, то ли гриб поможет заселить Марс. Однажды ученые поставили смелый эксперимент. Они смоделировали в лаборатории марсианские условия с радиацией, высокой температурой и составом атмосферы. Антарктический лишайник не просто выжил, но и фотосинтезировал, выделяя кислород. Настоящая находка для будущих колонизаторов Марса. Как тебе такое, Илон Маск?
ПРИ РАДИАЦИИ
Бракониды — семейство паразитических ос-наездников, которые откладывают яйца в еще живое насекомое. По мере взросления личинки питаются плотью несчастной жертвы. Когда-то бракониды вдохновили создателей фильмов про Чужих, но эти осы на самом деле космические. Например, они очень устойчивы к радиации: если максимум для таракана — 10 000 рад, то оса выживет при уровне радиации до 180 000 рад. Человеку же с его максимумом в 500 рад вообще лучше без шапки в космос не выходить.
В КОСМОСЕ
Не каждая рыба способна стать космонавтом, но фундулюсу обыкновенному это удалось. Ихтиологи узнали о его необычайных способностях, когда обнаружили рыбку в загрязненных водоемах США. В течение 60 лет фундулюс не мог покинуть токсичные реки — пришлось приспосабливаться. Повышенная соленость ему тоже нипочем, хотя многим животным такая вода разъедает кожные покровы. Кроме того, эти удивительные рыбы могут терпеть резкие скачки температуры и низкую концентрацию кислорода. В рамках эксперимента фундулюс отправился на два месяца в путешествие на орбитальную станцию «Скайлэб-3», став первой рыбой в космосе. Когда в будущем жители Марса решат порыбачить, возможно, им на удочку попадется именно фундулюс. Мы не знаем, сможет ли когда-нибудь человек освоить другие планеты. Прежде чем строить колонии в Солнечной системе, ученым еще предстоит внимательно исследовать стойкие организмы, приспособившиеся к самым суровым условиям на Земле. Они могут подсказать возможные направления для развития человеческой цивилизации и научат ценить планету, которую мы все делим.