Страсбургский суд разрешил российской оппозиции несанкционированные митинги
Европейский суд по правам человека признал законным проведение российской оппозицией несанкционированных уличных мероприятий и призвал правительство к «терпимости». Поводом для этих суждений стал финал судебного разбирательства о разгоне «Марша несогласных» в 2007 году, а точнее – штрафы восьми организаторам, включая Гарри Каспарова за нарушения во время акции. За штраф в 1000 рублей ЕСПЧ присудил Каспарову компенсацию в 10 тысяч евро. Всего восемь заявителей получат от российских властей 60 500 евро компенсации. Еще 1,165 миллиона евро получат 13 чеченцев из села Асланбек-Шерипово Шатойского района – за гибель родственников в результате войсковой операции в феврале 2000 года.
Дело оппозиционеров, рассматривавшееся в ЕСПЧ касалось участия заявителей в московском «Марше несогласных» в апреле 2007 года, во время которого было арестовано и оштрафовано восемь человек, включая Гарри Каспарова.
В отношении Каспарова тогда было возбуждено административное производство, и суд взыскал с него тысячу рублей за выкрикивание антиправительственных лозунгов, сообщает РАПСИ. Некоторые заявители утверждали, что собирались принять участие в разрешенном шествии. По словам остальных, они находились на месте проведения акции без намерения участвовать в демонстрации. Девятая заявительница утверждала, что по пути на демонстрацию ее так сильно ударил полицейский, что она оказалась не в состоянии в ней участвовать.
Каспаров вместе с остальными заявителями в мае 2007 года пожаловался в ЕСПЧ, в частности, на нарушение параграфа 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека, утверждая, что свидетели защиты не были вызваны на процесс. Каспаров также жаловался на то, что на слушания по его делу не была допущена публика, и на недостаточное количество времени для подготовки к защите. Кроме того, по мнению оппозиционера, ему не предъявили никаких конкретных обвинений.
Заявители, ссылаясь на статью 10 (свобода выражения мнения) и статью 11 (свобода собраний и объединений), также жаловались на нарушение властями их прав в апреле 2007 года.
ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, признал нарушение статьи 6 и 11 Конвенции, а также отсутствие необходимости рассмотрения жалобы в части статьи 10 Конвенции, обязал Россию выплатить 60,5 тысячи евро компенсации всем заявителям, из них 10 тысяч евро – Каспарову.
В Минюсте РФ отметили, что ведомство «внимательно изучит это решение, получит отзывы заинтересованных ведомств, после этого будет принято решение о возможности его обжалования». Даже если это решение вступит в силу, оно не содержит посылов, которые требовали бы изменения текущего национального законодательства или введения особой правоприменительной практики, приводит газета «Ведомости» пояснения представителей Минюста.
«Страдания оппозиции» евросудьи оценили почти в двадцать раз дешевле, чем интересы чеченцев. Тринадцати заявителям из села Асланбек-Шериповов в Шатойском районе Чечни Страсбурский суд присудил почти 1,2 миллиона евро за действия федеральных войск в феврале 2000 года.
Речь идет об артиллерийском обстреле российскими войсками в феврале 2000 года села Асланбек-Шерипово в Шатойском районе в Чечне, где проживают 13 заявителей. В ходе обстрела были ранены трое из числа заявителей. Кроме того, погибли 18 их родственников и несколько чеченцев были ранены.
Заявители пожаловались в ЕСПЧ в мае 2006 года, ссылаясь на статью 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека. Они заявили о нарушении своих прав и прав убитых и раненных родственников, а также о неспособности властей РФ провести надлежащее расследование. РИАН отмечает, что при рассмотрении этого заявления, впервые по делу, касающемуся войн в Чечне, власти РФ признали факты применения насилия, нарушающего 2-ю статью. Также был признан факт применения силы, приведшей к летальному исходу. Однако власти отметили, что в то время ситуация в Чечне требовала «исключительных мер для возвращения контроля над территорией, включая военное вмешательство».
ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, признал нарушение статьи 2 и 13 Конвенции, а также отсутствие необходимости рассматривать жалобу в части касательно статьи 6 Конвенции, обязав власти РФ выплатить заявителям около 1,2 миллиона евро морального ущерба, а также 5,4 тысячи евро материального вреда 12-ти заявителям.