Немецкий способ выхода из кризиса
С учетом того, что вовсю идет процесс экономической германизации, осуществляются реформы, делающие нас похожими на Германию, целесообразно обсудить пределы и положительные аспекты так называемой «немецкой модели». Мой коллега Себастьян Дульен (Sebastian Dullien) написал интересную работу под названием «Немецкие реформы как модель для Европы», в которой делает два важных уточнения относительно немецкой модели. Одно из них заключается в том, что многие обозреватели идеализировали так называемую «немецкую модель», исходя из реформ канцлера Шредера, не вникнув при этом в суть этих реформ. Несмотря на устоявшееся мнение, говорит Дульен, реформы Шредера не привели к изменению системы коллективных переговоров, не изменили правила временной работы и не удешевили и не упростили процесс увольнения (см. график).
Однако, это не лишает реформы их положительных аспектов, некоторые из которых представляют интерес для Испании (особенно касающиеся получения пособий по безработице, позволяющих тем, кто не работает более 12 месяцев, совмещать получение денежной компенсации с временным трудоустройством, что превращает безработицу в источник дополнительного дохода). Проблема заключается в том, что, как всегда, из двух моделей произвольно берется то, что больше всего подходит в качестве аргумента.
Далее, говорит Дульен, немецкий способ выхода из кризиса с помощью стремительного увеличения экспорта не всем доступен, поскольку промышленность Германии тесным образом завязана на потребностях развивающихся стран. Далеко не все страны еврозоны могут легко перенять подобный опыт. Еще более показательным является то, что огромная прибыль немецкого производства основывается не на улучшении конкурентных качеств, а на урезании реальной заработной платы в период с 2000 по 2006 год. В результате около 20% немецких трудящихся (7 миллионов человек) получают в час менее 9 евро. Если к этой модели низких и частично субсидируемых зарплат добавить крайне скудные инвестиции в развитие инфраструктуры, включая образование (еще одна отличительная особенность Германии, о которой редко упоминают), то она уже перестает быть моделью как таковой (см. сравнительный график роста производительности труда в Испании и Германии, показатели которого весьма схожи).
«Германия выстраивает европейскую экономику по своему образу и подобию. Она использует масштабы своей экономики и свое положение кредитора для того, чтобы превратить членов еврозоны (да и саму еврозону в целом) в своих клонов уменьшенного размера. Но эта стратегия обречена на провал».
Это утверждает Мартин Вольф (Martin Wolf), без сомнения, самый влиятельный обозреватель в мире, в статье «Немецкую модель невозможно перенести на другие страны», опубликованную в Financial Times 8 мая 2013 года. Приводимые им доводы имеют огромное значение для Испании, являющейся наглядным примером того, как бездумное следование рекомендациям, давшим неплохой результат в Германии в прошлом десятилетии, в другой стране может привести к полному провалу.
Вольф утверждает, что немецкий способ выхода из кризиса в 2000 году (за счет экспорта и урезания зарплат) не может быть повторен сейчас. По той простой причине, что Германия перешла от дефицита баланса по текущим операциям, выражавшегося 1,7% ВВП в 2000 году, к профициту баланса по текущим операциям, который достиг 7,5% в 2007 году. При этом симметричным образом у всех остальных стран еврозоны образовались эквивалентные дефициты (15% у Греции; 10% у Португалии и Испании, 5% у Ирландии). Возможно ли развернуть ситуацию таким образом, чтобы у Германии теперь образовался дефицит по текущим операциям? И согласится ли на это сама Германия? Или же пойдет на очередное урезание зарплат, которое ввергнет нас в еще более глубокую депрессию? Будьте осторожны с немецкой моделью.
ИноСМИ