Какие банки могут покинуть рынок на этой неделе
На этой неделе количество неплатежеспособных банков достигнет 25. Об этом стало известно еще в прошлый четверг со слов первого заместителя главы НБУ Александра Писарука. Критерии для признания финучреждений проблемными – нелегальные виды деятельности и, непосредственно, неплатежеспособность. Какие банки могут уйти с рынка в ближайшее время, выяснял Forbes.
Финансисты уже довольно часто шутят, что «пора идти работать в ФГВ». Потребность в уполномоченных на осуществление временной администрации в Фонде нынче велика как никогда. Время от времени отправка «похоронной бригады», как называют администрацию ФГВ, сопровождается комментарием от НБУ с пояснением причин. Это вполне логично, так как вкладчики некоторых банков регулярно собираются под стенами центробанка, иногда прямо требуя от регулятора введения ВА. Сама временная администрация вкладчикам нужна, чтобы вернуть хоть какую-то часть своих депозитов – через ФГВ.
Однако введение временной администрации в некоторые такие банки, не исполняющие свои обязательства перед вкладчиками, затягивается более чем на полгода. И далеко не всегда это крупные финучреждения, чья ликвидация болезненно отразилась бы на банковской системе.
В то же время ВА начали вводить в банки, чьи вкладчики Нацбанк не пикетировали, но и деятельность которых к законной уже нельзя было отнести. Речь идет о тех самых «конвертационных центрах» и «мойках», про которые широкая публика узнала из уст экс-главы НБУ Степана Кубива.
«Парадокс в том, что до недавнего времени большинство операций таких банков формально находилось в рамках закона – и это было основной проблемой. С внесением изменений в статью 76 закона «О банках и банковской деятельности» и отнесением основных схем обналичивания денег к числу рискованных операций, создающих угрозу интересам вкладчиков, был фактически разработан юридический инструментарий для вывода таких банков с рынка. Теперь Нацбанк будет его использовать для постепенного вывода таких учреждений с рынка», – рассказал в интервью Forbes Александр Писарук.
В этом же интервью Писарук отметил, что таких финучреждений осталось около 10. После этого в два из них была введена временная администрация – а именно, в Прайм банк и Грин банк. Кураторы от НБУ работают еще примерно в 30 банках, где наблюдаются проблемы с ликвидностью. Однако эти проблемы отнюдь не означают, что данные банки будут в скором времени выводить с рынка, ведь в регуляторе все еще надеются на «планы оздоровления» некоторых из них. Тем временем Forbes опросил ряд банкиров о том, какие же финучреждения могут покинуть рынок на этой неделе.
Так, наиболее часто упоминаемым оказался банк «Рыночные технологии». Это учреждение связывают с экс-министром МВД Виталием Захарченко. СБУ и МВД провели обыск в банке еще в конце марта и возбудили уголовное дело против менеджмента. По данным силовиков, в результате своей противоправной деятельности банк присвоил более 17 млн гривен бюджетных средств.
При этом в банке практически отсутствуют депозиты населения, и потому нагрузка на ФГВ после ликвидации этого учреждения не возрастет. Среди причин того, почему банк до сих пор остается на рынке, один из банкиров назвал «кадровый голод» в ФГВ.
Forbes обратился в «Рыночные технологии» за комментариями. На телефонный звонок журналиста ответили, что запрос не получали – возможно, из-за того, что в банке второй день проблемы со связью. Запрос от Forbes был отправлен повторно. Если руководство банка все же найдет время и возможность ответить на поставленные вопросы, Forbes готов опубликовать этот ответ.
Вторым претендентом на выход с рынка стал банк «Киев». После кризиса 2008-2009 годов он был рекапитализирован государством – тогда финучреждению было выделено около 3,6 млрд гривен, в результате чего основным его акционером стал Минфин. Впрочем, проблемы учреждения на этом не закончились: на фоне новой волны банковского кризиса банк «остановился». Поскольку меморандум с МВФ предусматривает, что государство может проспонсировать только системные банки, банкиры приходят к выводу, что на рынке этому финучреждению уже нет места.
В банке «Киев» прокомментировать ситуацию также не смогли: в учреждении не работает электронная почта, из-за чего редакционный запрос попросили отправить на юридический адрес. Связаться с руководством банка по телефону также не удалось. В приемной правления сказали, что комментировать такие вопросы не в компетенции оставшегося в банке руководства, следовательно, нужно обращаться в Минфин.
Несмотря на разные причины вероятного введения временной администрации, у этих двух банков есть один объединяющий показатель. У них обоих на корсчете и на 1 августа, и на 1 сентября были нули. «Такая ситуация говорит о том, что скоро в банке может появиться временная администрация, и на этом банк «закончится». Это ненормальная ситуация, которая означает, что банк остановился и не работает», – констатирует глава набсовета банка «Национальный Кредит» Андрей Онистрат.
Между тем практически остановившихся банков в Украине еще немало, а планы по выводу их с рынка могут быть нарушены. Причина достаточно банальна: Верховная рада сегодня фактически заблокировала выделение 10 млрд гривен для ФГВ путем выпуска векселей. Для того чтобы выпуск стал возможным, Минфину нужно было внести изменения в несколько законов. «В Фонде гарантирования вкладов средств в настоящее время нет. Если не примем (законопроекты), то лишим вкладчиков права на получение гарантированной суммы возмещения», – предупредил министр финансов Александр Шлапак, представляя законопроекты в парламенте. Рада чиновника не услышала. Законопроектам не хватило нескольких голосов – как при первом голосовании, так и при нескольких повторных.