Глубокие корни американо-российского кризиса
"В качестве бывшего премьер-министра России я обрадовался, увидев, что президент Обама в среду решил отменить свою двустороннюю встречу с Владимиром Путиным", - так начинается статья лидера партии "Парнас" Михаила Касьянова, опубликованная газетой The Washington Post. По мнению автора, теперь у Обамы есть возможность "подкрепить этот мощный сигнал, громко высказавшись во время визита (на саммит G20 в Санкт-Петербурге. - Прим.ред.) против российских чиновников, которые занимаются фальсификациям на выборах, злобной пропагандой и гонениями на гражданских активистов".
На взгляд Касьянова, российско-американские раздоры сейчас достигли пика за весь постсоветский период. Среди причин разногласий - "попирание Россией общечеловеческих ценностей: прав человека, свобод и демократических принципов".
"Американская тактика задабривания", как называет автор "перезагрузку", исчерпала себя: она не только малорезультативна, но и наносит "побочный урон", в том числе политическим и гражданским свободам в России, говорится в статье.
Официальная Москва обычно пользуется саммитами, чтобы посылать сигналы россиянам, продолжает Касьянов. Первое: саммиты позволяют Путину и его команде "брать взаймы демократическую легитимность" - делать вид, что путинская система мало чем отличается от американской.
Второе: российское руководство, подобно советскому, воспринимает любое достижение Вашингтона как урон для Москвы, а неудачу - как выигрыш. Москва уверена: прагматичное стремление США к сотрудничеству - признак слабости и готовность к новым уступкам.
По мнению Касьянова, США больше выиграют, чем проиграют от своей новой позиции. Вашингтон продемонстрирует верность собственным принципам, особенно через поддержку гонимых россиян - поборников свободы и демократии. В долгосрочном плане этот подход США станет мудрой политической инвестицией, так как будет сигналом и для других репрессивных стран и их граждан.