«Горький урожай»: трагедия Голодомора 1932-1933 годов. ФОТО
Голодомор 1932-33 годов — массовый голод, охвативший всю территорию Украинской ССР в существовавших на тот период границах и повлекший многомиллионные человеческие жертвы. От голода в Украине, известного как Голодомор, умерло, по уточненным данным, от 3 до 3,5 миллиона человек. Число жертв во всем Союзе оценивают до семи миллионов. Более 20 стран признали голод в Украине 1932-33 гг. Геноцидом украинской нации. Однако этот вопрос до сих пор вызывает ожесточенные дискуссии среди историков и политиков.
2006 года Верховная Рада официально признала Голодомор 1932-33 годов геноцидом украинского народа. По закону, публичное отрицание Голодомора считается противоправным, но наказание за такие действия не уточняется. Однако среди историков и политиков нет единого мнения относительно того, можно ли считать Голодомор геноцидом в юридическом смысле этого слова, закрепленному в Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. При этом «отец Конвенции о геноциде», доктор Рафаэль Лемкин, который собственно и придумал этот термин, в 1953 году сказал, что «уничтожение украинской нации» — это «классический пример геноцида».
Голодомор признали геноцидом украинский 23 государства: Австралия, Андорра, Аргентина, Бразилия, Грузия, Эквадор, Эстония, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Мексика, Парагвай, Перу, Польша, Словакия, США, Венгрия, Чехия, Чили , а также Ватикан как отдельное государство. Однако слова «геноцид» нет в документах ООН, ЮНЕСКО и ПАСЕ, посвященных Голодомора.
Еще один подводный камень среди исследований проблемы — количество жертв Голодомора. Это число вычисляют, сравнивая смертность в охваченных голодом регионах с нормальным уровнем смертности. Из-за нехватки достоверных демографических данных того периода численность потерь среди украинский оценивают очень по-разному: от 1,8 до 7,5 и даже 10 млн. Однако большинство специалистов сейчас сходятся во мнении, что прямых жертв голода было 3-3,5 млн. По подсчетам Института демографии и социальных исследований НАНУ, их было 3200000.
В 1932-33 годах массовый голод был также в Поволжье и Кубани (где жило много этнических украинский), в Белоруссии, на Южном Урале, в Западной Сибири и Казахстане. Больше всего украинцев погибли в современных Харьковской, Киевской, Полтавской, Сумской, Черкасской, Днепропетровской, Житомирской, Винницкой, Черниговской, Одесской областях и в Молдове, которая тогда была составом УССР. Около 81% погибших от голода в Украине были украинском, 4,5% — русскими, 1,4% — евреями и 1,1% — поляками. Среди жертв было также много белорусов, болгар и венгров. Исследователи отмечают, что распределение жертв Голодомора по национальности соответствует национальному распределения сельского населения Украины.
Первым о голоде в СССР сообщил английский журналист Малкольм Маґеридж в декабре 1933 года, пишет исследователь Станислав Кульчицкий. В трех статьях в газете Manchester Guardian журналист описал свои удручающие впечатления от поездок по Украине и Кубанью, рассказав о голоде среди крестьян. Маґеридж показал массовую гибель крестьян, однако не назвал конкретных цифр. После первой же его статье советская власть запретила иностранным журналистам ездить по пораженных голодом территориях страны. В марте сенсационные открытия Маґериджа попытался возразить корреспондент «Нью-Йорк Таймс» в Москве Уолтер Дюранти. Его заметка называлась: «Русские голодают, но не умирают от голода». Когда о проблеме начали писать другие американские газеты, Дюранти подтвердил факт массовых смертей от голода. Само слово «Голодомор» впервые появилось в печатных трудах украинских эмигрантов в Канаде и США в 1978 году. В СССР в то время историкам позволяли лишь говорить о «трудности с продовольствием», но не о голоде. Из уст партийного чиновника слово «Голодомор» впервые прозвучало в декабре 1987 года. Тогда первый секретарь ЦК КПСС Владимир Шербицький, выступая на торжествах по случаю 70-летия УССР, признал факт голода 1932-33 гг. Когда об этой теме начали обсуждать все откровеннее, в 1990 году ЦК Компартии Украины разрешил публикацию книги «Голод 1932-1933 гг. В Украине: глазами историков, языком документов». По словам Станислава Кульчицкого, настоящий тираж издания был всего 2,5 тыс. Экземпляров и оно стало библиотечным раритетом.
У крестьян, которые не укладывались в планы хлебозаготовок и задолжали государству зерно, конфисковывали любое другое продовольствие. Оно не засчитывалось как уплата долга и было только карательным мероприятием.
87-летняя Нина Карпенко из села Мацковцы, Лубенского района Полтавщины, рассказывает, что в селе до сих пор помнят людей, которые от власти отбирали у своих соседей продукты. В декабре 1932 года второй генсек ЦК КП (б) У Станислав Косиор докладывал Сталину: «Наибольший результат дает применение натурштрафы. По корову и свинью сейчас колхозник и даже единоличник крепко держатся». В Поволжье и Северном Кавказе натуральные штрафы применялись лишь эпизодически.
В августе 1932 года во предлогом того, что розкулачени крестьяне и «другие антисоциальные элементы» разворовывают грузы из товарных поездов и колхозное и кооперативное имущество, Сталин предложил новый репрессивный закон об охране государственного имущества. Закон предусматривал за такие нарушения расстрел с конфискацией имущества, а за помьякшкуючих обстоятельств — 10 лет заключения. Осужденные не подлежали амнистии. По карательным документом закрепилась народное название «закон о пяти колосках», поскольку виновным в хищении государственного имущества фактически был каждый, кто без разрешения собрал на колхозном поле несколько колосков пшеницы. За первый год действия нового закона по ним осудили 150000 человек. Закон действовал до 1947 года, однако пик его применения пришелся именно на 1932-33 гг.