Уже в июле русский может стать «в законе» и в школах, и в судах
Похоже, Партия регионов намерена разрубить все узлы языковой проблемы в стране одним ударом. Как сказал нардеп-регионал Вадим Колесниченко, во фракции уже подготовлен проект базового закона о языках, который должен исправить перегибы украинизации. По словам Колесниченко, законопроект должен быть вынесен на рассмотрение парламента уже на следующей неделе. На данный момент ПР согласовывает его с союзниками по коалиции, но практически нет сомнений, что нужные 226 голосов закон наберет. В течение следующей недели его должны принять в первом чтении, а до конца нынешней сессии (то есть до 9 июля) его планируют принять в целом. По словам первого зама главы фракции ПР Михаила Чечетова, весь процесс разработки и прохождения будущего закона контролирует лично глава фракции Александр Ефремов.
Нынешний законопроект — прямой «потомок» проекта базового закона о языках, поданного в парламент в ноябре 2006-го ныне покойным главным идеологом ПР Евгением Кушнаревым, коммунистом Леонидом Грачом и тогда еще социалистом Василием Волгой. Как объясняет Вадим Колесниченко, этот проект прошел экспертизу многих европейских структур.
СУТЬ. По словам Колесниченко, разработанный законопроект состоит из двух основных частей. Первая — это механизм имплементации (то есть воплощения в жизнь) Европейской хартии региональных языков и языков нацменьшинств. Основной его тезис уже был озвучен в другом проекте Колесниченко: устанавливается определенный процент граждан одной национальности в области, районе, городе или деревне, который имеет право на провозглашение своего языка региональным. У Колесниченко звучала цифра 10% населения региона, однако сейчас он говорит, что процент пока остается не согласованным. Но именно от него будут отталкиваться возможности провозглашения языка региональным.
Вторая часть проекта — изменения в законы, которые регулируют применение языков в различных сферах. Всего будут меняться около 20 законов, главные среди которых — законы об образовании (от дошкольного до высшего), телевидении, рекламе, кинематографе, местном самоуправлении и судах. К примеру, рекламодатели получат право выбора языка рекламы. В кино вернется возможность свободного выбора языка дубляжа, а в образовании будет заложен ключевой принцип: все учат украинский, но при этом, если захотят, имеют возможность учиться и на родном языке — от детского сада до вуза.
ПРОТИВНИКИ. Глава парламентского комитета по культуре и духовности, бютовец Владимир Яворивский сомневается в том, что проект регионалов будет соответствовать Конституции. «Мой комитет отклонил около 20 проектов Колесниченко — все они не соответствовали 10 статье Конституции. К тому же они не учитывают, что в оригинале хартии речь идет о миноритарных языках — тех, которым грозит исчезновение». На вопрос «Сегодня» — почему в таком случае, к примеру, в Словакии хартия защищает украинский и венгерский языки, — Яворивский ответил, что «это какая-то ошибка».
Он считает высокой вероятность принятия закона о языках, оценивая ее в 70—75%. Яворивский пока не знает, будет ли пытаться оппозиция блокировать работу Рады, чтобы не дать его принять, зато рассчитывает на то, что не все члены коалиции будут поддерживать закон, «уничтожающий возможность развития украинского языка».
15 ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ РУССКОГО КЛАССА
В плане практической реализации будущего закона пока ясно не все. К примеру, непонятно, как будет реализовываться право школьников и студентов учиться на родном языке. Как сказал нам министр образования Дмитрий Табачник, в Киеве горуправление образования уже приняло норму, согласно которой при наличии 15 заявлений родителей в одной школе должен создаваться русскоязычный класс. Такая же норма будет действовать и в других регионах (15 заявлений — и создается класс на требуемом родителями языке). Однако норма о написании заявления — добровольная, и украиноязычные школы, чтобы не создавать себе лишних проблем, могут просто не ставить родителей в известность о таком праве. Вадим Колесниченко пообещал, что фракция рассмотрит вариант, при котором написание заявления о желании учить ребенка на украинском, русском или ином языке станет обязательным — и тогда по количеству заявлений будут формироваться классы.
Напомним, что на весь Киев (в основном, русскоязычный город) осталось всего 7 русских школ, а большинство первых классов в школах даже в рускоязычных городах юго-востока — уже украиноязычные. И переведены с русского на украинский были без согласия родителей.