Победе «Гранитно-степного Побужья» не помешали даже хакеры
Олег Деркач. На столе - та самая награда
Сегодня, 27-го августа, в Николаеве на пресс-конференции, состоявшейся в редакции газеты «Вечерний Николаев», был презентован кубок, который получил региональный ландшафтный парк «Гранитно-степное Побужье» за одно из первых мест в общегосударственном рейтинге «7 природных чудес Украины». Награждение состоялось вчера, 26-го августа, в Киеве в комплексе «Червона калина».
По мнению Олега Деркача, победа «Гранитно-степного Побужья» в общегосударственном рейтинге - это хороший способ заявить, что на Николаевщине есть места, которыми область может по праву гордиться и считать своей визитной карточкой.
- Николаевщина всегда ассоциировалась с бескрайними ланами и сплошной разоренностью, словно ничего у нас никогда и не было. Когда я стажировался в Академии наук, мне говорили: «А что у вас там, на Николаевщине? У вас же ничего нет».
Ан нет. Оказывается, есть.
- Гранитно-степное Побужье имеет очень много урочищ и интересных массивов, - продолжает Олег Деркач. - Это – Мигейский каньон, Бугский Гард, Трикратский гранитный массив, который включает в себя четыре объекта, называемых каньонами.
Эколог Антонина Галкина сказала, что ее сын общался с людьми через т.н. «живой журнал» в сети Интернет – и многие люди, живущие далеко за пределами Николаевщины, присылали свои фотографии, сделанные в «Гранитно-степном Побужье», и делились своими впечатлениями от пребывания в этом живописном уголке природы.
Но, как сообщает Олег Деркач, не все так гладко, как кажется. «Гранитно-степное Побужье» - единственный украинский заповедник, который находится на грани уничтожения. Уровень воды в Южном Буге постоянно повышается из-за активизации деятельности Ташлыкской ГАЭС.
- В прошлом году мы потеряли лучшую слаломную трассу не только в Украине, но и во всей Европе. Она затоплена. Это пороги третьей и четвертой категории сложности, где сосредотачивалось 60% водного слалома. Дальнейшие разрушения и затопления будут приводить к уменьшению ценности этих заповедных территорий... Мы потеряли нижний каскад порогов, был подтоплен Бугский Гард. Сейчас идет речь о том, чтобы повысить уровень Александровского водохранилища с 14,7 м до 16,9 м, а потом - до 20,7 м. То есть, амбициозные планы «Энергоатома» существуют. И вопрос превращения уникальных каньонов Южного Буга в водохранилище не снят. Признание нашей общественностью того, что «Гранитно-степное Побужье» – чудо природы, которое нужно сохранить для будущих поколений – это для нас очень важно.
Сервер, на котором велось голосование, неоднократно подвергался хакерским атакам. Галкина вела ежедневную статистику и видела, сколько голосов каждый день добавлялось за тот или иной природный объект. За сутки в «копилку» каждого объекта в среднем добавлялось до ста голосов. Но бывали дни, когда за одно «чудо» сразу «вбрасывалось» по 900 голосов. По ее словам, «отличились» в этом плане Мраморная пещера, Балаклавская бухта и озеро «Синевир». А 21 августа было «особым» днем.
Голосование «добавило седых волос» и директору регионального ландшафтного парка Владиславу Артамонову.
- Были хакерские атаки, когда вбрасывались сотнями голоса. Мы сдвигались то на одну позицию, то на другую... Когда нас награждали, было объявлено, что «Гранитно-степное Побужье» – труднодоступный уголок Украины, и никто не знает, как туда добраться. Пришлось говорить, что до Киева это в четырех часах езды. Причем по хорошей трассе.
Ситуацию, связанную с постепенной гибелью «Гранитно-степного Побужья», обещает «разрулить» также возможное признание его Национальным природным парком. Губернатор Алексей Гаркуша уже написал письмо Президенту Украины о том, чтобы присвоить парку статус национального.
- Возможно, в следующем году мы будем иметь первый национальный природный парк в Юго-западном Причерноморье, - надеется Олег Деркач.
Последнее слово, конечно, за Президентом и профильным Министерством. Но не факт, что Министерство охраны окружающей природной среды не окажется под давлением Министерства топлива и энергетики Украины, которое, несомненно, заинтересовано в функционировании Ташлыкской ГАЭС. Также не факт, что даже после придания заповеднику статуса национального, не будет производиться дальнейшее затопление его территорий.
- Ведь может быть и так: одни сделают парк национальным, другие – затопят, - обеспокоен Олег Деркач.