Плюсы и минусы пути в ЕС или ТС для Украины
Выбор между Евросоюзом и Таможенным союзом для Украины становится все насущнее, но надо понимать, что даст тот или другой путь гражданам государства, пишет Сегодня.
Каждый служивший в армии знает о памятной дате отсчета — сто дней до приказа. Сегодня такая же памятная дата у Вильнюсского саммита Восточного партнерства: через сто дней Украина может подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое станет вершиной отечественной евроинтеграции. Начиная с 2005 года, украинская власть всех цветов говорит об этом соглашении как о стратегической цели. Однако все эти годы общество разделено в вопросе, куда же нам лучше идти — в зону свободной торговли с ЕС или в Таможенный союз. И сейчас, когда этот вопрос встал ребром, нужно трезвое понимание того, что дает обычным гражданам каждый из этих вариантов.
И К УМНЫМ, И К КРАСИВЫМ. Мечтой украинской власти является одновременное вхождение в зону свободной торговли с ЕС и Таможенный союз, как говорится, стать сразу и «умными» и «красивыми»: при таких раскладах Украина была бы уникальной транзитной и промышленной зоной, которая могла бы за счет дешевых энергоресурсов России производить дешевые товары и беспошлинно продавать их в Евросоюзе. Такое совмещение является и мечтой многих экономистов. «Не понимаю, почему в Таможенном союзе считают, что он несовместим с договором об ассоциации с ЕС, — удивляется Виктор Лисицкий. — В тексте приложения по зоне свободной торговли, который я читал, основную часть составляют вопросы регуляции отношений власти и бизнеса. И я не могу понять, какие могут быть противоречия, если у нас будет регуляция по стандартам, которые действуют в ЕС уже полвека».
Однако все сложнее. «Всеохватывающая зона свободной торговли предусматривает отсутствие ограничений по четырем свободам перемещения — товаров, капитала, рабочей силы и услуг, — говорит глава парламентского подкомитета по ЗСТ с ЕС Юрий Благодыр. — В то же время основу Таможенного союза составляют заградительные таможенные барьеры для импорта по границе ТС при отсутствии этих барьеров внутри союза. Соответственно, их совмещение возможно лишь при экономическом слиянии ЕС и ТС».
Правда, одно исключение есть: совместить можно две зоны свободной торговли — с ЕС и с СНГ. Причем соглашение о ЗСТ с СНГ уже подписано, но не ратифицировано всеми входящими в нее странами. К тому же в ней есть существенные ограничения (по экспорту российских нефти и газа в Украину). «Мы могли бы работать по отдельным широкомасштабным договорам со странами ТС, — добавляет Благодыр. — Но у РФ позиция: или с нами, или с ними».
Свободная торговля VS ТС: без политики
Итак, сравним более реальные перспективы: ТС и европейская Зона свободной торговли.
Один из очевидных плюсов вхождения в ЗСТ — удешевление европейских товаров. Продукция ЕС, которая продается у нас — еда, одежда, быттехника и авто (последние — по ограниченной квоте), — станет дешевле где-то на 10%. Правда, львиная доля нашего импорта (в том числе и с европейскими лейблами) — это Китай. А для него ЗСТ никаких льгот не дает. Главный же плюс ЗСТ будет ощутим через 3—5 лет. И состоит он в том, что крупные западные и азиатские компании (например, «Самсунг» или «Нокиа»), которые сейчас вынесли свое производство в страны Восточной Европы (Польшу, Словакию или Венгрию), перенесут его в Украину — ведь у нас более дешевая, но при этом квалифицированная рабочая сила. «Перенос производств в Украину в потенциале действительно может стать большим плюсом. Но зависит он не только от рабочей силы, но и от благоприятности инвестиционного климата, — говорит экономист Александр Жолудь. — В ближайшей же перспективе самым большим плюсом станет открытие для нас европейского рынка услуг. Наши компании могли бы хорошо заработать на беспошлинном экспорте IT-услуг или на экспорте транспортных услуг, занимаясь перевозками внутри ЕС. Однако неизвестно, войдет рынок услуг в соглашение по ЗСТ или нет».
А вот открытие еврорынка для наших товаров плюсом можно считать только относительно. Ожидать, что его для нашей продукции откроют полностью, не стоит: стандарты качества на этом рынке выше. Поэтому выиграют только те производители, которые привели производство в соответствие со стандартами ЕС и уже с ним торгуют. Остальным же пробиться будет сложно. А многим нашим производителям (в частности, молочных продуктов) станет тяжелее и на внутреннем рынке — из-за конкуренции. Как, собственно, спорный плюс и с применением евростандартов в законодательстве: сами стандарты, безусловно, хороши. Но в стране, где законы существуют для того, чтобы их обходить, даже лучшие стандарты останутся незамеченными.
ТС. «Главный плюс — высокие темпы роста экономики, — объясняет экономист Виктор Лисицкий. — Достигнуть их мы сможем за счет объединения в сферах наших конкурентных преимуществ. Сможем восстановить разорванные связи экономических цепочек Советского Союза и возродить наше авиа-, ракето- и кораблестроение. Кроме того, объединение стран ТС в единый зерновой ОПЕК приведет к устранению конкуренции и повышению цены на наше зерно. Однако все эти преимущества могут быть достигнуты при одном условии: нужно, чтобы и у русских было желание к такой интеграции».
Впрочем, есть и минусы: товары из России или Беларуси станут у нас, конечно, дешевле, но товары из остальных стран — дороже. Да и ждать, что российские рынки станут для наших товаров совсем открытыми, можно лишь с большой оговоркой: правила на этом рынке далеко не так прозрачны, как в ЕС, в чем мы убедились во время торговой войны.
Визы пока остаются
Ошибаются те, кто думает, что ассоциация с Евросоюзом напрямую связана с безвизовым режимом: мол, подпишем в Вильнюсе документы — и айда в Европу без шенгена. «Эти два процесса не связаны, — объясняет глава подкомитета Верховной Рады по ЗСТ с ЕС Юрий Благодыр. — Мы стремимся решить оба вопроса, но ассоциацию и ЗСТ, думаю, подпишем раньше, чем безвизовый режим».