Хроники 16-й экологической регаты

30.06.2009 в 18:14

Белеет парус одинокий 
В тумане моря голубом. 
Что ищет он в стране далекой? 
Что кинул он в краю родном?...

М.Лермонтов

 

 

 

 

 

Регата — крупное, обычно традиционное соревнование по парусному или гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов различных классов (иногда регатой называют соревнования по водно-моторному спорту или соревнования радиоуправляемых яхт). Именно такое довольно сухое определение получила гонка одного из красивейших видов спорта. Сами же яхтсмены неизменно считают регату праздником, причем в первую очередь праздником для души. Именно таким праздником и стала 16-я экологическая регата «Кубок Кинбурнской косы» имени Сергея Шаповалова. Наш корреспондент стал непосредственным участником регаты, приняв участие в гонке на николаевской яхте «Наяда».

Старт и торжественное открытие, запланированные на 27 июня, ознаменовались хоть и не проливным, но все же дождем. Но поскольку дождь для моряка все равно, что пыль — это никак не повлияло на дальнейший ход гонки. Экологическая регата, которая в последние годы приобрела статус всеукраинской, в нынешнем году отличилась самым большим количеством яхт — в первом этапе гонки (Николаев — Очаков) стартовало 69 парусных судов. Из Одессы на старт в Николаев пришло 7 яхт («Альциона», «Викинг», «Дюк», «Святой Николай», «Акварель», «Фёрст-38», «Ласточка»), из Киева 1 («Магеллан»), 1 из Харькова («Энергия») и 1 из Южного (Одесская область) (Иваноис»).

Старт регаты - это отдельная тема, поскольку он крайне отличается от старта, например, автомобильных гонок. Непосвященному человеку, наблюдающему за ним, может показаться, что яхты хаотично передвигаются, сгрудившись в одну сплошную «кучу-малу», беспорядочно лавируя друг перед другом, пытаясь уйти от столкновений в ожидании «стартовой ракеты». На самом же деле это далеко не хаотичное перемещение яхт. В последние минуты перед стартом яхтсмены, лавируя перед стартовой линией, неизменно пытаются занять самое «козырное» место, с которого они и устремятся к своей победе. Причем, если в тех же автомобильных гонках машины стартуют, так сказать, с «ноля», то в регате все это выглядит несколько иначе, поскольку выстроить парусные суда в одну линию, мягко говоря, невозможно. После того, как в небо взмывает ракета, ознаменовавшая начало гонки, яхты устремляются к стартовой линии с того места, где они непосредственно находились в этот момент.

На первой дистанции регаты (Николаев — Очаков) «Наяде» удалось стартовать весьма удачно. Капитаном яхты Михаилом Дворецким было принято решение «не лезть» в первые ряды, где сгрудилось основное количество участников, а занять позицию, так сказать, во втором ряду, лавируя вдоль стартовой линии. Когда дан старт, «Наяде» удалось практически не потеряв скорость сделать поворот и уйти вперед. Тем же участникам, которые в этот момент находись «на рубеже», до самого старта развить значительную скорость было весьма проблематично, поскольку, если можно так выразиться, «давка» была более чем солидная (шутка ли - стартовало 69 яхт).

«Белеет парус одинокий», - именно так в свое время написал русский классик. В данном случае говорить об одном парусе было бы глупо — Южный Буг в тот день паруса просто заполонили. Зрелище поразительное. Сразу после старта яхты от мала до велика устремились к лиману. Данный отрезок гонки несомненно является «раздольем» для любителей так называемой речной тактики. Здесь есть и течение, и мели, и крутые повороты. Но вот крутые берега расступаются, русло реки становится шире и ты уже попадаешь в лиман. А лиман в тот день показал свой норов с лихвой. Каково было волнение, сказать не берусь, но скорость яхты иногда доходила до 9-10 узлов, а это говорит о многом.

По всему маршруту регаты много исторических мест. Это и остров Константиновская Батарея, специально насыпанный во времена Русско-Турецкой войны. Если подойти к нему ближе (мы, само собой, этого не делали — можно и на мель сесть, и гонка все-таки), то можно даже увидеть вымощенные стены основания острова. По периметру, на небольшом удалении от острова, имеется подводная стена, препятствующая подходу суден. Что же касается причины постройки острова, то он был сооружен из-за недолета ядер по всей ширине реки, а следовательно, это делало невозможным контроль прохода русских судов. Это и Ольвия, «расположившаяся» на правом берегу реки, где в далекие времена находились греческие поселения.

Как и любое соревнование, регата призвана выявить сильнейших среди яхтсменов. Так как парусный спорт является техническим видом и многое в результатах зависит именно от яхты, то основной задачей является корректное сравнение результатов с целью выявить фактическое мастерство яхтсмена. Именно в связи с этим яхты обмеряются в соответствие с расчетной методикой, учитывающей конструктивные особенности лодки. По итогам обмера яхте присваивается так называемый гоночный бал. На старте яхты формируют в схожие группы, а уже на финише время, показанное каждым судном, корректируется в соответствие с балом, и по этому времени определяется результат. Как следствие, фактическое время, показанное спортсменами, может значительно отличаться от финального протокола. Правда, как нередко отмечают спортсмены, надеяться «на пересчет» не стоит, поскольку это значительно «усыпляет» бдительность и ненароком можно и проиграть.

В парусном спорте олимпийской лозунг «главное участие, а не победа» заметен как ни в каком другом виде спорта. Главной причиной этого является дороговизна вида спорта. Как следствие, многим спортсменам просто не по карману «гоняться» за новейшими достижениями в яхтостроении. Но, как отмечают спортсмены, регата - это праздник. Праздник, в первую очередь, для души.

При подходе к Очакову, и к финишной прямой первой дистанции, «Наяде» пришлось «погоняться» с яхтой «Иваноис», которая в последствии все же пересекла финишную линию первой. «Наяда», поставленный ранее спинакер (тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда), заменила на стаксель, поскольку капитан рассчитывал на ошибку соперника при фордевинде. В свою очередь, «Иваноис» шла под спинакером, и ее команде удалось весьма умело сделать три фордевинда (один из двух поворотов (поворот — смена галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму).

После финиша «Наяда» ушла на ночную стоянку к острову Майскому, где яхте удачно удалось «спрятаться» от волн, «разгуливающих» по лиману.

Этот остров долгое время даже не наносился ни на одну из гражданских карт. Его просто «не было», несмотря на то, что расположен он в двух морских милях от Очакова, в устье Днепро-Бугского лимана, и в ясную погоду его очень хорошо видно. Особенно с судов, проходящих по фарватеру. О нем долгое время было известно лишь таинственное название — остров Майский. Первые современные упоминания о таинственном острове появились в 70-х годах, когда в американской прессе промелькнуло сообщение, что где-то под Одессой «Советы» готовят диверсантов. Тогда «устами» газеты «Красная звезда» министр обороны СССР маршал Ахромеев заявил, что «чего только, мол, не придумают враги, пытаясь опорочить советский строй». Открыто же о Майском заговорили лишь в 90-х, когда тогдашний командир Майского, капитан 1-го ранга Анатолий Карпенко, принял украинскую присягу и привел к ней свою бригаду. Тогда же и стало известно, что на острове находится военно-морской центр специального назначения, главная задача которого — подготовка личного состава к действиям в тылу противника. Иными словами, подготовка тех самых диверсантов, о которых ранее и говорили американцы.

Невозможно описать словами ту гамму чувств, которая тебя переполняет на отдыхе после дистанции. После шума, нервов, грязи и выхлопных газов городов ты как будто оказываешься на другой планете. Вместо рева машин слышишь лишь плеск волн о борт яхты и скрип такелажа. А чего только стоит закат? Огненный диск, опускаясь за горизонт, оставляет на поверхности золотую полосу, которая разбивается на множество маленьких золотистых искр, переливающихся на поверхности моря. Когда солнце все-таки исчезает за горизонтом, в небе еще какое-то время остается кровавое зарево.

Старт второй дистанции (Очаков — Кинбурнская коса (Егорлыцкий залив) пришелся на без пяти восемь следующего утра. Подъем в 6 утра, около часа на завтрак и на старт. Как-никак до него еще нужно дойти. На второй дистанции «Наяда» стартовала не очень удачно — яхта смогла пересечь финишную прямую лишь через пять минут после старта. Но, несмотря на столь неудачное начало, «Наяде» удалось довольно быстро наверстать упущенное и многих оставить позади.

На этой дистанции произошло довольно сильное «противостояние» между «Наядой» и «Адмиралом». Яхты с попеременным успехом на протяжении получаса пытались обойти друг друга и уже практически на подходе к финишу «Наяда» все же обошла «Адмирала».

Как известно, каждое судно имеет свою историю. Что же касается «Адмирала», то у него она очень интересна. Ранее в Николаеве имелась всего одна яхта такого типа - «Эверест». Именно клоном «Эвереста» и стал в последствии «Адмирал». Директор экологической регаты Сергей Исаков в свое время заинтересовался ходовыми качествами «Эвереста», с которого в последующем был сделан слепок и по нему были построены три яхты - «Лора», «Белый медведь» и «Адмирал». Поскольку «Эверест» и «Лора» были проданы сейчас в Николаеве остались лишь «два близнеца - «Адмирал» и «Белый медведь».

Уже при подходе к финишу стало известно, что судейского катера на месте нет. По правилам же в случае если при приходе на финиш на месте не оказывается представителей судейства их роль должен выполнять экипаж яхты, прибывшей «на точку» первой. Первой до места назначения по итогам второй дистанции стала яхта «Союз М».

«Отцом» экологической регаты является Сергей Шаповалов. Он был яхтсменом «с большой буквы», капитаном яхты «Александра», ходившей под его руководством 13 раз на Эгейскую регату. Именно ему принадлежала идея проведения регаты, которая бы пропагандировала защиту природы.

- Рыбы тысячу лет жили без вашего салата, и еще проживут, - именно такое замечание сделал Сергей Шаповалов однажды одному из яхтсменов после того, как за борт яхты полетели остатки ужина.

Стоит отметить, что на протяжении многих лет неизменным спонсором регаты является компания «САН ИнБев Украина» (пивзавод «Янтарь»).

Что же касается маршрута регаты, то где же как не в заповеднике можно почувствовать всю хрупкость природы, и в тоже время ощутить все ее величие. Именно когда Кинбурн обрел статус регионально-ландшафтного парка «Кинбурнская коса» и появилась новая регата. Но, как известно, человеческая жизнь не вечна. И когда Сергея Шаповалова не стало, к ее организации подключились многие. В том числе и Сергей Исаков (ставший директором экологической регаты), и директор Южного филиала института экологии НЭЦ Украины Олег Деркач. Что же касается названия регаты, то после смерти ее «отца» ее сразу же назвали его именем.

Несмотря на то, что изначально 3-я дистанция планировалась по маршруту Кинбурнская коса—Тендеровская коса—Очаков, в последний момент ее сократили. Сразу с Егорлыцкого залива яхтсмены отправились на Очаков.

Буквально за полчаса до старта экипаж «Наяды» заметил, что грот (парус, устанавливаемый на грот-мачте) пошел по шву в районе вант. По видимому, сказались первые две дистанции, которые проходили при штормовом ветре. Как следствие, «Наяде» пришлось ложиться в дрейф и в срочном порядке зашивать порванный парус. Беря во внимание попутный ветер, яхты проходили практически всю третью дистанцию под спинакерами, что смотрелось весьма красиво. Основная масса участников спинакеры начала менять на стаксели лишь после поворота на Очаков — именно там при встречном ветре яхтсменам пришлось посоревноваться в умении лавироваться (зигзагообразное изменение курса с целью поддержания курса против ветра или по ветру). Именно здесь и сказалась ранее обнаруженная поломка. Беря во внимание нагрузку на грот, он снова начал «трещать», и капитан «Наяды» не стал рисковать дорогостоящим парусом. Как следствие, «Наяда» пропустила вперед нескольких из участников гонки.

Полное гоночное время заняло у экипажа «Наяды» около 13 часов, а вот на дистанцию от Очакова до Николаева для возвращения домой пришлось потратить около 18 часов. Причиной тому стал штиль.

По результатам гонки абсолютным победителем 16-й экологической регаты «Кубок Кинбурнской косы» имени Сергея Шаповалова стала николаевская яхта «Союз М».

На всем протяжении дистанции в тридцать морских миль «Союзу М» пришлось бороться с харковчанами («Энергия»). Николаевцам удалось обойти соперников лишь на полкорпуса. Как следствие, «Союз М» занял первое место, а «Энергия» - второе.

Что же касается победителей в группах, то в 1-й группе 1 первое место заняли киевляне на яхте «Магеллан», второе место завоевал экипаж одесской яхты «Акварель», а третье место досталось николаевскому экипажу яхты «Винни-Пух». Во второй группе все три призовых места завоевали николаевцы - «Наварин», «Афродита» и «Таис». В третьей группе первое место завоевала яхта «Синол», второе - «Ювента» и третье - «Апрель». В четвертой группе результаты распределились следующим образом: 1 место — яхта «Европа», 2 место - яхта «Саманта» и 3 место - яхта «Атлант». В 5-й группе первое место досталось одесской яхте «Луна», второе место завоевали николаевцы на яхте «Александра» и третье место досталось «Викингу». В 6-й группе призовые места распределились следующим образом — 1 место «Киви», 2-е «Дюк» и 3 место «Катерина». В 7 группе первое место заняла яхта «Союз М», второе место завоевали харьковчане на яхте «Энергия» и третье место заняла яхта «Фараон».

Фоторепортаж

 

 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив