НА ГАЗОВОЙ ИГЛЕ

16.01.2009 в 09:35

Несмотря на новогодние и рождественские праздники тысячи экспертов и аналитиков всего мира 24 часа в сутки ищут выход из ситуации, связанной с полным прекращением подачи российского газа в благополучную Европу через украинскую газотранспортную систему (ГТС). Такое развитие ситуации вряд ли ими прогнозировалось даже с минимальной вероятностью. Совершенно очевидно, что события первой половины января приведут к кардинальному пересмотру стратегий энергетической безопасности европейских стран. Для Европы этот урок не пройдет бесследно. В следующем году, даже если страны Европы, по каким-то причинам, перестанут получать российский газ, последствия для них не будут столь катастрофичны. Будут найдены альтернативные источники энергоснабжения и поставок газа. 

А что же Украина? Здесь все буде по-другому. Газ для Украины это не только энергоноситель, газ для Украины все! И в случае нехватки газа страна, как наркоман, будет корчиться в ломке, лишенная очередной дозы.

Как так случилось, что нас подсадили на газовую иглу?

Началось это в 70-х годах прошлого века, когда руководство СССР приняло решение перевести отечественные тепловые электростанции с угля на газ, а население европейской части на газовое отопление. Изначально это решение было временным, необходимым для того, чтобы дать возможность отечественному машиностроению подготовить новые эффективные и экологически безопасные технологии угольной и атомной энергетики, чтобы затем, обеспечив достаточное количество электрической энергии, перейти к установке в домах электрических котлов и плит. Этот период, получивший название «газовой паузы», должен был длиться 7-10 лет, однако он не закончился и сегодня. Вкусив однажды дешевый газ (в СССР газ для потребителей действительно ничего не стоил), страна не смогла остановиться. И больше всего от этого наркотика пострадала Украина, уровень газификации которой был самый высокий в СССР. 
 
Количество потребляемого Украиной голубого топлива колоссально. Потребляя примерно 75,0 млрд.м3 газа в год, мы занимаем «почетное» шестое место в мире после США (633,5 млрд.м3), России (432,1 млрд.м3), Германии (100,2 млрд.м3), Японии (84,6 млрд.м3) и Италии (79,7 млрд.м3). 

 В структуре потребления первичной энергии в Украине на газ приходится 41%. Доля нефти и угля одинакова и равна 19% каждая, урана - 17%. Гидроресурсы и другие возобновляемые источники энергии в балансе страны суммарно не превышают 4%. 

 Совершенно очевидно, что структура энергопотребления в Украине гипертрофирована в сторону газа. Куда же идет такое несметное количество газа?

 Структура потребления природного газа в Украине выглядит следующим образом: промышленность – 28,9 млрд.м3 (38% общего потребления), население – 18,0 млрд.м3 (25%), коммунальная энергетика – 10,6 млрд.м3 (14%), энергетический комплекс – 9,9 млрд.м3 (13%). На компенсацию потерь и технологические нужды ГТС расходуется 7,6 млрд.м3 газа (10%). 

При таком огромном объеме газа естественно возникает вопрос об эффективности его потребления.

Одной из характеристик, позволяющих оценить эффективность потребления газа, является газоемкость внутреннего валового продукта (ВВП), т.е. отношение объема потребленного газа к размеру ВВП. Анализируя, газоемкость нашего ВВП очевидное становится невероятным!

 Экономика Украины, имея размер ВВП примерно в 20 раз меньший чем ВВП Германии (размер ВВП Германии почти $3,8 трлн.) потребляет газа всего лишь в 1,3 раза меньше последней!

 Польша, имеющая похожую на украинскую численность населения, имея размер ВВП в 1,7 раза превышающий ВВП Украины, потребляет всего 13,7 млрд.м3 газа в год (18% от нашего потребления). 

 Сегодня в Украине удельное потребление газа составляет примерно 0,225 м3 на доллар ВВП. В развитых странах этот показатель имеет следующие значения: в Японии - 0,02, в США – 0,048, в Германии – 0,035, в Польше – 0,024. Выше чем у нас удельное потребление газа лишь в Белоруссии – 0,248 и естественно в России – 0,25. 

 Фактически газ у нас вылетает «в трубу».

Такая расточительность была бы только преступной, если бы большая часть газа добывалась в Украине. Однако ситуация не просто преступна, она крайне опасна. Сегодня в Украине добывается примерно 20 млрд.м3 газа (26,7% общего потребления), остальные 55 млрд.м3 (73,3%) поставляется структурами одной российской компании - «Газпрома». Чем грозит игнорирование главного принципа любой стратегии энергетической безопасности, в соответствии с которым объем поставок энергоносителя одним поставщиком не должен превышать 33%, наглядно продемонстрировала первая декада января. 

Что необходимо сделать, чтобы уменьшить «наркотическую» зависимость Украины от импорта газа?

Во-первых, сократить его потребление. Это равносильно открытию «месторождения» газа объемом как минимум 20-25 млрд.м3, которое поможет экономить по 2,5 – 4 млрд.м3 импортного газа в год. 

Сокращение потребления газа может быть достигнуто за счет снижения потерь тепла и электроэнергии; внедрения когенерации; развития атомной энергетики; использования промышленных газов и шахтного метана; расширения использования биогаза и биотоплива; утилизации сбросового тепла; использования возобновляемых видов энергии; модернизации магистральных газопроводов; утилизации давления газа и пара. Отдельное место в этом перечне занимает уголь. 

 За рубежом активно развиваются экологически чистые и эффективные технологии, связанные с факельным сжиганием пылеугольной смеси. Для этого уголь измельчают в пыль и высушивают, а затем удаляют шлаки и золу. Пылеугольная смесь широко используются в металлургии и энергетике.

 В США и Германии на угольные станции факельного сжигания приходится около половины вырабатываемой электроэнергии, а в Австралии, Индии и Китае – более 70%. Причина проста: во всем мире газ значительно дороже угля.

Совершенно очевидно, что Украина, занимающая 7-е место в мире по объемам доказанных запасов угля (34,2 млрд.т), обязана перевести газоемкие производства на уголь. 

 Во-вторых, увеличить добычу собственного газа. Перед тем, как рассмотреть возможности Украины в этом направлении, позволю себе небольшой исторический экскурс. 

Мало кто сегодня помнит, что в середине прошлого века в Харьковской области было открыто Шебелинское месторождение газа с запасами в 650 млрд. кубометров. В то время оно было одним из крупнейших в Европе! До освоения природных ресурсов Западной Сибири (конец 70-х годов) именно оно обеспечивало до 60 % суммарной добычи газа в СССР, и было основным поставщиком газа для европейской части Советского Союза. Всего с 1950 года было добыто более 1 трлн.м3 газа! (Для сравнения 2-е в мире по величине пластовых запасов Уренгойское газовое месторождение имело объем газа 10 трлн.м3).

Газ в Украине есть! Его запасы превышают 1,0 трлн.м3. Однако условия добычи с эксплуатируемых месторождений постоянно усложняются. Более 75% газовых месторождений имеют начальные запасы менее 10 млрд.м3. Добыча природного газа в глубоководной части шельфа Черного моря требует значительных капиталовложений. Существующий сегодня уровень технологий добычи газам позволяет прогнозировать увеличение объемов добычи газа до 25-28 млрд.м3 в год. 

В-третьих, диверсифицировать поставки газа. Даже если через 7-10 лет мы уменьшим потребление газа до 50 млрд.м3, увеличим собственную добычу, все равно зависимость от поставок российского газа будет около 50%, что противоречит принципам энергетической безопасности. Поэтому необходимо позаботится как минимум о третьем, после собственной добычи и поставок из России, источнике газоснабжения.
 Имеются ли альтернативные возможности поставки газа в Украину? Имеются и не одна. 

 Первая, поставка газа из Туркменистана (запасы газа 2,8 трлн.м3), Узбекистана (1,8 трлн.м3), Казахстана (1,8 трлн.м3) в обход России через Азербайджан в Грузию, а оттуда в Украину. Для этого необходимо построить газопровод, который кроме наземной части будет включать участки, проходящие по дну Каспийского и Черного морей. (Проект уже получил название «Белый поток»). Основная проблема опять же связана с позицией России, которая уже имеет долгосрочные контракты на поставку газа из среднеазиатских стран и которая, учитывая ее (России) влияние в этом регионе, вряд ли позволит построить подобный газопровод. Кроме того, среднеазиатские страны уже приступили к строительству газопровода в Китай, который по объему поставок газа для них значительно интересней. 

 Вторая, строительство газопровода из Ирана (запасы газа 25 трлн.м3) в Турцию, затем по дну Черного моря в Украину. Строительство такого газопровода (как и газопровода «Белый поток») одной Украине не под силу. Необходимо привлечение инвесторов. Однако нестабильная обстановка в регионе и отношение США к Ирану делает этот проект маловероятным. Вряд ли найдется инвестор, который рискнет вложить огромные деньги в реализацию проекта в таких условиях. Подтверждением этому является отказ европейского энергетического консорциума от строительства газопровода из Ирана через Турцию в Австрию, а оттуда в Центральную Европу, и ориентация на поставки газа из Средней Азии (газопровод «Набукко»).

 Третья возможность, поставки сжиженного газа (LNG) судами-газовозами из Алжира (запасы газа 4,5 трлн.м3), Ливии (1,5 трлн.м3) или Египта (1,0 трлн.м3) на черноморские терминалы Украины. Инфраструктура для отгрузки сжиженного газа в средиземноморских странах уже имеется и продолжает активно развиваться. Украине для реализации поставок сжиженного газа необходимо иметь (фрахтовать) суда-газовозы и построить специализированные газовые терминалы, способные принимать 5-10 млрд.м3 газа в год. 

Именно этот проект, по моему мнению, является наиболее перспективным, позволяющим в случае необходимости, переориентироваться на поставки газа из Катара (запасы газа 23 трлн.м3) и Нигерии (4,5 трлн.м3), а возможно из того же Ирана или Ирака (3,1 трлн.м3). Транспортировка сжиженного газа судами-газовозами обеспечит гибкость поставок, диверсификацию поставщиков, позволят покупать газ на спотовом рынке по текущим ценам, которые могут существенно отличаться от цены газа, поставляемого по долгосрочным контрактам. Кроме того, строительство судов-газовозов LNG на наших верфях могло бы стать толчком для возрождения судостроения в Украине.

 Очевидно, что стоимость сжиженного газа выше, чем стоимость газа, поставляемого из России по газопроводам, которые давно отработали свой амортизационный срок. Однако никто сегодня не скажет, сколько будет стоить газ, поставляемый из Средней Азии или Ирана по газопроводу «Белый поток». Не вызывает оптимизма и перспектива освоения крупных российских месторождений, расположенных в районах с очень суровыми природно-климатическими условиями и полным отсутствием инфраструктуры (Арктический шельф, Ямал, Восточная Сибирь). Стоимость газа этих месторождений сегодня возьмется прогнозировать только сумасшедший.

 Мы очень далеко зашли в деле «газификации всей страны». Дальнейшая газификация страны неизбежно приведет к потере ее суверенитета, поэтому чтобы избавиться от крайне опасной зависимости от газа, необходимы срочные, эффективные меры. Зависимость от газа, как и наркоманию, невозможно вылечить без «ломки». Необходима серьезная структурная ломка отечественной энергетики, крайне болезненная, однако неизбежная, целью которой должно быть обеспечение энергетической безопасности страны. Именно достижение этой цели должно стать главной задачей следующего десятилетия. 

 Может быть, обеспечение энергетической безопасности страны и ляжет в основу национальной идеи? 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив