Николаевские ливневки: у «Дормашины» проблема решится, на Намыве - никогда

14.08.2020 в 12:45

Недавно «Новости-N» опубликовали две части интервью с директором КП «ЭЛУ автодорог» Виталием Шевченко. В первой части речь шла о причинах и последствиях самопроизвольной разводки Ингульского моста, во второй – все вопросы сводились к одному: кто в Николаеве отвечает за состояние городских дорог? Третья, заключительная часть, посвящена, в основном, анализу той ситуации, которая каждый раз возникает в городе во время сильного дождя. В каком состоянии городские ливневки и почему они часто не «справляются» с ливнями? Надеемся, что ответы на эти, и не только, вопросы будут интересны нашим читателям, особенно многотысячной армии николаевских водителей.

Места, где «плывут» автомобили

- Виталий Владимирович, что с городскими ливневками? Почему, как только в Николаеве сильный дождь – во многих местах традиционно «плывут» автомобили? Каждое такое место хотелось бы обговорить отдельно, что там не так. Особенно эти подтопления допекают водителей, да и пешеходов, на Намыве – на улицах Лазурная, Белая…

- На улице Лазурной очень узкий ливневый водовод, большей частью всего 400 миллиметров диаметром. Это очень мало. По улице Крылова, Карпенко и дальше идет бетонная труба диаметром 800 миллиметров, этого тоже недостаточно. В Лесках ливневая канализация была построена еще в 70-х годах. Но когда дворы стали обрастать тротуарами – стало больше собираться осадков на поверхности. Раньше не было такого количества тротуаров, было больше газонов, вода уходила в землю, ведь чем больше твердой поверхности, тем больше собирается на ней осадков. А в 80-х построили микрорайон Намыв. При строительстве ливневой канализации никто не рассчитывал, что появится целый микрорайон с 70 тысячами населения и всей инфраструктурой. В итоге труба переполняется настолько, что с Лесков вода просто не успевает уходить, происходит заиливание.

- Куда дождевые стоки уходят, в реку?

- Там стоят очистные сооружения, и уже чистая вода идет в реку. Теперь дальше: эту трубу по-настоящему никогда не чистили – прочищали куски, когда где-то забьется. Она на 80% заилена, не работает «восьмисотка», работает только ее верхушка. Мы определили 400 метров трубы, которые, по нашему мнению, основательно засорены. Этот участок мы будем чистить.

- А как это делается?

- В колодцы, которые расположены не более 150 метров один от другого, с каждой из сторон ставится канало-промывочное оборудование.

-У вас есть такое оборудование?

- У нас нет. Но такая машина обязательно должна быть, без нее город не может существовать.

- Сколько она стоит? Кто производит?

- Есть итальянского производства, есть китайского. Стоит она порядка пяти с половиной миллионов гривен. К сожалению, наше предприятие не может самостоятельно ее купить. На Намыве будем привлекать технику со стороны. Если бы не помешал коронавирус – в этом году были бы заложены деньги в бюджет, и она была бы куплена. Так, по крайней мере, было запланировано, но карантин внес свои коррективы. Тот бюджет, который был выделен на чистку трубы в этом году, крайне мал. Тем не менее, в районе перекрестка Крылова-Карпенко, где сейчас идет реконструкция, порядка 170 метров трубы все-таки удастся вычистить. Уже станет немножко легче. Но по большому счету, это лично мое мнение, проблема ливневой воды на Намыве не решится никогда.

Пессимистично звучит.

- Пессимистично. Мы давали предложение – хотя бы от этого перекрестка проложить новую ливневую канализацию, это, как минимум, два километра. Но цена вопроса – десятки миллионов гривен.

 Николаевские ливневки: у «Дормашины» проблема решится, на Намыве - никогда

Жилье для работников "ЭЛУ автодорог" в ЧС

- Может, это не так и много? На «Серую» площадь ушло сто миллионов. Ну, это между прочим. Надо понимать, что промывочная машина там проблему решает лишь частично?

-Она ее решает только, скажем так, для тех случаев, когда дожди не аномальные.

- Теперь – пресловутая «Дормашина». В последнее время вы там что-то делали. Что именно?

- Первое: мы сделали дополнительные приемники воды сначала со стороны улицы Гражданской, потом с другой стороны, которая выше. Второе: увеличили зазор в решетках имеющихся водоприемников, чтобы ковер из травы быстрее уходил вместе с водой. Раньше было так: пока мы не приедем, не уберем физически этот ковер, вода не уходит. Это то, что мы уже успели сделать.

- Но там главная проблема в другом…

- Внимание, рассказываю. Сразу после последнего ливня чуть больше месяца назад мы связались с МЧС, договорились и совместно провели инспекцию ливневого канала, они предоставили оборудование, сотрудников, мы своих людей. Прямо спустились и пошли от проспекта Центрального в сторону порта.

- По ливневой трубе, которая под землей?

- Да. Это каменный канал, диаметр его от проспекта до улицы Чкалова два на два метра, глубина 7 метров (пять метров над ним и два самого канала), пропускная способность – 17 тысяч кубических метров воды в минуту. И проблему мы все-таки нашли.

- И?..

- Проблема банальная: на улице Чкалова, там, где сейчас автосалон, канал пересекают три фекальные трубы Водоканала с внутренним диаметром 830 миллиметров. Эти три трубы лежат на дне канала, там набивается трава, и получается сечение канала уже не два метра, пропускная способность канала уменьшается практически вдвое.

Кто же это так сделал? Так не должно быть?

- Категорически. Сделано это было в каких-то восьмидесятых годах, кто это сделал – непонятно. С этой проблемой, как выяснилось, пытались когда-то бороться, расширили канал в этом месте до двух с половиной метров. Но как его ни расширяй, а если пропускная способность в верхней части канала значительно уменьшена, то проблема остается.

- И как теперь ее решать?

- Мы собрали комиссию, показали все это мэру – теперь поставлена задача проектантам найти пути решения проблемы. Мы предложили свое решение – полностью этот квартал переключить на другие канализационные коллекторы. Это было бы самое простое решение, но в Водоканале не очень это хотят делать, мол, проблема не у нас, а у вас. В общем, поставлена задача департаменту ЖКХ заказать разработку проекта, как эти трубы оттуда убрать, предложить все возможные варианты.

- Есть еще проблемное место – улица Садовая вблизи проспекта. Там вроде что-то делалось, но все равно ее затапливает.

- В прошлом году мы поставили дополнительно два водоприемника в районе гостиницы «Николаев», прямо в центральной части улицы, теперь поставим еще со стороны улицы Гражданской. Вообще этот угол, где гостиница, мы хотим переключить с той трубы, которая идет по проспекту, на ту трубу, которая идет по Садовой в сторону улицы Чкалова. Это другой коллектор, он менее нагружен, и если еще поставить, как минимум, четыре, а может и шесть (посмотрим по ситуации) приемников, то Садовая в принципе разгрузится. Но не нужно забывать, что эта улица – самая низкая в районе проспекта.

- Так это планы на какой период?

- В этом году будем делать.

Дерьмо из ливневок

-Почему во время сильных дождей из некоторых ливневок бьют канализационные стоки? Разве ливневки соединяются с канализацией?

- Есть ливневки, которые сделаны по ГОСТу, то есть на каждый метр – один миллиметр уклона. А есть так называемые переточные. К примеру – ливневка вдоль проспекта Центрального от улицы 3-й Слободской до Садовой. Это бывший водопровод, железная труба, которая идет не под наклоном, а изгибами, и работает только под давлением. Естественно, на изгибах вода застаиваться, заванивается, и во время дождя выдавливается на поверхность.

- Так это не канализация?

- Чаще всего – нет.

- Подождите, я назову, как минимум, два конкретных места: угол Малой Морской и Шевченко, угол Потемкинской и Соборной, где совершенно конкретно течет канализация, фекальные воды. Как это объяснить?

- По второму адресу не могу пока ничего сказать, а на Малой Морской такая проблема есть. В городе было два таких места, две старые коллекторные камеры, где ливневки соприкасаются с канализацией. Когда город строили, придумали этот перелив как аварийный, чтобы в сильный дождь, в момент критической ситуации вода из канализационной системы уходила в ливневку. Второе такое место было возле «Кита», там сделали реконструкцию, больше этой проблемы нет. И в названном вами месте после реконструкции трубы проблемы такой не будет.

А когда это – «после» реконструкции?

- Вам лучше этот вопрос задать руководителям Водоканала. Мы обращались к ним и поднимали этот вопрос на совещании у мэра. Как они объясняют, проблема полностью решится в нынешнем году, после окончания реконструкции, которая идет сейчас в рамках финансирования ЕБРР. На Малой Морской будут заменены старые, полусгнившие канализационные сети, в том числе в том месте, где они примыкают к ливневой системе.

- Есть информация, что многие жители частного сектора свою канализацию врезают в ливневки.

- Да, такое есть, мы сталкивались с этим неоднократно.

- И что с этим делать?

- Например, на ул. 5-й Военной люди сбрасывают свою канализацию в ливневки – мы поднимали этот вопрос, приглашали представителей Водоканала, райадминистрации, экологического отдела – оштрафовали кого-то, и что дальше? Ни у кого нет полномочий за это серьезно наказывать, тем более, у нас, обычного хозрасчетного предприятия.

- Оштрафовали на большую сумму?

- Если не ошибаюсь, на 1700 гривен.

- Так что, нельзя их отрезать?

- Когда такое обнаруживается, мы конечно делаем, что можем. Например, между 1-м КП и Мореходной был колодец, в котором неоднократно жители врезали свою трубу. Мы трубу перекрыли, залили бетоном, а колодец перенесли на 20 метров дальше, куда они уже не дотянутся.

- Вам известны случаи, когда выкачанное в частном дворе дерьмо тут же из ассенизаторской машины сливают в ливневки?

- С таким мы не сталкивались, но если такого человека поймаем – мы не просто передадим его в руки правосудия… Думаю, наш рабочий, который вынужден будет лезть в забродах в это дерьмо, сам его и накормит…

Вода – клеющая жидкость?

- Давайте теперь о технологиях ремонта дорог. Недавно, когда люди заметили, что дорожники кладут асфальт во время дождя прямо в лужу (а такое было много раз), один из них, на упреки водителей, ответил: «Вода – это клеющая жидкость». Простой вопрос: можно ли класть асфальт на мокрую поверхность?

- Категорически нет. Вы выяснили, кто такое делает, какая фирма?

- Вы хотите сказать, что ваше предприятие всегда соблюдает технологии укладки асфальта?

- На 100%.

- Почему другие нарушают?

- Человеческий фактор…

Но есть же какие-то контролирующие органы…

- Да, есть технадзор при департаменте ЖКХ, он реагирует, часто не принимает работу, заставляет переделывать. Вот недавно, во время дождей, во избежание нарушения технологии, мы потеряли две машины асфальта.

- Почему?

- Потому что шел дождь, асфальт остыл, его температура должна быть не ниже 170 градусов.

А если кузов с подогревом?

- Все равно это не поможет. Подогрев кузова всего лишь дает возможность увеличить плечо доставки, например, не 15 км, а 20.

- Куда обращаться людям, кроме СМИ (чаще всего они звонят нам), если они видят укладку асфальта в лужи?

- Телефон 15-88, это оперативная диспетчерская служба, они должны отреагировать, сообщить в технадзор, а технадзор тут же должен разобраться.

- Еще вопрос, который волнует всех водителей: когда делается ямочный ремонт, вырезают куски асфальта, отфрезеровали – и три недели зияют ямы. Почему нельзя заасфальтировать сразу?

- Есть определенные этапы работ. Мы должны пригласить технадзор перед проведением работ, все показать на месте, нарисовать точки на карте. После фрезеровки мы снова приглашаем представителя технадзора, чтобы он проверил глубину, состояние, все остальное.

- И это все реально делается?

- Да, это делается. Он ставит спичечный коробок, если есть пять сантиметров – можете делать, нет – заставит углублять. Следующий момент: бывает, сильно мешает погода. Мы же не можем ждать, когда дожди пройдут, потом нарежем. У нас есть график, иногда мы нарезаем две-три улицы и несколько дней ждем, пока будет нормальная погода.

- Почему две-три, почему одну нельзя нарезать?

- Например, есть договор на проведение работ на протяжении двух месяцев в Центральном районе. За два месяца нужно поймать и погоду, удачные дни, и, самое главное, чтобы в эти дни асфальтный завод мог отпустить асфальт по графику. Мы говорим: на этой неделе нам нужно 50 или 100 тонн асфальта. Они отвечают: получите в четверг, к примеру. А в четверг пошел дождь, график сместился, мы уже вне графика, значит, возьмете в пятницу или в понедельник, – есть и такие накладки. Мы сами для себя приняли решение, что ямы не должны стоять больше суток, и стараемся делать именно так. Бывают сбои, но если в прошлом году у нас было несколько случаев, например, на Большой Морской, когда ямы стояли три-четыре дня, то в этом году больше, чем на двое суток мы ямы не оставляли.

- На улице Кирова точно недели две стояли…

- На улице Кирова работают другие подрядчики, я отвечаю за наше предприятие.

- Кроме вас, кто еще в городе этой работой занимается?

- Подрядчиков много.

- Например?

- Например, «Дорлидер», компания Сергея Шульгача, есть компании у армянской диаспоры…

- Вы полностью обеспечены техническими средствами для таких работ? Фреза у вас собственная?

- Конечно, у нас три фрезы, две работают, третья резервная.

Еще вопрос: нередко делают ямочный ремонт на нормальном участке дороге. Где-то ямы, их не трогают, а хороший асфальт режут. Почему?

- Чтобы так говорить, нужно конкретно показать, где, на ваш взгляд, фрезеруют хороший асфальт. Если вы присмотритесь, увидите там «паутину», мелкие трещинки. Туда попадает вода, она замерзает, трещины расширяются, да и без мороза – на мокрую трещинку наезжает колесо, получается гидроудар, асфальт разрушается. Если мы, понимая, что сейчас заасфальтируем яму, а рядом из «паутины» через месяц появится новая, мы получим негатив. Скажут: как они делали, все опять рассыпалось!

- Спасибо за интервью.

Беседу вел Анатолий Росич

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив