Как жить в самом грязном городе планеты
Как жить в самом грязном городе планеты
Может быть, ему осталось жить всего несколько месяцев. Пуран Мал, 56-летний бухгалтер с заурядной внешностью, сидит в кабинете врача Арвинда Кумара и жалуется, что ему трудно дышать. Сын возил его в больницы по всему городу в надежде, что хоть один доктор принесет хорошие новости, но рассчитывать на это не приходится. Диагноз столь же ясен, сколь и безнадежен: у Пурана рак легких с метастазами.
«Курите?» — спрашивает у него Арвинд Кумар, пульмонолог в больнице имени Ганги Рама в Дели.
«Нет», — отвечает Пуран Мал.
Кумар в ответ лишь кивает: знакомая картина, встречается все чаще и чаще. Больные раком легких все молодеют, и многие даже не курят.
Он встает, кладет руку на шею Пурану и тут же обнаруживает новую опухоль. Назначает новые обследования, но в диагнозе уверен: без лечения тот проживет где-то полгода. Если начать лечение, то на несколько месяцев дольше.
«30 лет назад, когда я только начинал, 90% раковых больных были курильщики. Лишь десятая часть были некурящие. Сейчас соотношение — 50 на 50. Сказывается загрязнение воздуха», — объясняет он.
Семь миллионов смертей в год
В течение года Пуран Мал, скорее всего, пополнит печальную статистику. Качество воздуха ухудшается по всему миру, особенно в крупных городах. Последствия самые трагические: грязный воздух ежегодно убивает до семи миллионов человек, сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Иными словами, это 17 войн в Сирии каждый год. Или почти полторы Норвегии.
В Дели, родном городе Пурана Мала, воздух хуже всего на планете, считает ВОЗ. По этому показателю Дели обошел даже Пекин и Каир, чья дурная слава гремит на весь мир.
Воздух отравлен автомобильными выхлопами, дымом угольных электростанций, промышленными выбросами и строительными отходами. За городом фермеры жгут стерню на полях, а бедняки, чтобы согреться зимой, жгут уголь и всякий мусор.
В результате в пасмурные дни город накрыт ядовитым воздухом, словно крышкой. Зимой смог смешивается с туманом и затрудняет видимость. Дым ест глаза, от него саднит горло, раскалывается голова и подступает тошнота. А еще он убивает. По разным оценкам, от загрязнения воздуха умирают от 1,2 до 2 миллионов индийцев в год. Кривая астмы, бронхитов, инсультов, рака легких и других серьезных недугов растет.
Рак все моложе
Всех жителей Дели можно считать курильщиками со стажем. Из-за загрязнения воздуха каждый, даже некурящий, можно сказать, выкуривает до двух пачек в день, объясняет пульмонолог Арвинд Кумар.
«Думаю, в ближайшие полвека из-за нечеловеческой концентрации токсинов в воздухе индийских городов нам грозит эпидемия легочных и других болезней. Грязный воздух не только губит легкие, но и вредит всем частям тела, мозгу и другим органам».
Сегодня ему попадаются пациенты, которым нет и 30 и которые ни разу в жизни не курили. И тем не менее у них смертельный рак.
«Раньше риск отсчитывался лет с 20, когда люди начинали курить. Теперь же воздействие считается с самого рождения. В Дели каждый новорожденный в первый же день жизни выкуривает по 20 сигарет — представляете, какой у нас воздух?»
Бездомные
Маленький Аслам лежит на коленях матери на перекрестке с круговым движением. Он родился всего 27 дней назад. Дома у него нет, и если подсчеты Кумара верны, то за время без крова в его маленькие легкие уже попал дым 540 сигарет.
Его пятилетняя сестра Рашида и четырехлетний брат Фироз играют на тротуаре рядом с проезжей частью, а мама Салма Бегум то кормит Аслама грудью, то выпрашивает деньги у прохожих.
Выживать на улицах Дели всегда было непросто, но в последнее время стало еще сложнее, жалуется Салма Бегум. От постоянного загрязнения люди стали чаще болеть.
«Хворей стало больше. У одних — воспаление легких, у других — туберкулез. Я заметила: мои дети тоже чаще болеют — кашляют и температурят».
У неграмотных и бездомных бедняков нет стен, за которыми можно укрыться от грязного воздуха. Жить приходится прямо на улице — иного выбора у них нет. Поэтому они дышат отравой, пока едят из пластиковых тарелок. Дышат отравой, пока спят на грязных матах под открытым небом. И будут дышать ею до последнего вздоха.
Сегодня концентрация микрочастиц пыли PM2,5 (индикатор загрязнения воздуха) составляет 375 микрограммов на кубический метр — то есть в 15 раз больше, чем предельно допустимая дневная концентрация в 25 микрограммов, установленная Всемирной организацией здравоохранения. В годовом исчислении установленная ВОЗ ПДК составляет 10 микрограммов на кубический метр. Таким образом Аслам вдыхает пыли в 37 раз больше допустимого.
Качество воздуха
Маленькому Асламу, наверное, повезло меньше других, однако он точно не одинок. Девять из десяти жителей земли дышат загрязненным воздухом, в котором содержание вредных частиц превышает концентрацию, установленную ВОЗ. В этой статистике преобладают жители беднейших стран, но богатых это тоже касается. Воздух, которым мы дышим, портится с каждым днем — особенно в городах.
Черные легкие
Этот эксперимент попал в заголовки газет по всему миру. Специально построенную модель человеческих легких прошлой осенью установили у входа в больницу имени Ганги Рама в Дели на улице, где ходят сотни тысяч индийцев. Поначалу модель была белоснежной. Но недолго.
«К нашему ужасу и изумлению автоматические легкие начали чернеть в первые же сутки, — вспоминает Арвинд Кумар. — На десятый день они уже были чернее угля. А ведь этим воздухом дышат миллионы жителей Дели!»
Кумар сидит у себя в кабинете, а легкие на экране компьютера постепенно чернеют. Модель в конечном счете решили снять, однако эксперимент увековечен на видео, которое увидели миллионы телезрителей и пользователей соцсетей. Впрочем, воздух от этого менее ядовитым не стал.
Касается каждого
Воздух у всех один, другого нет. В Дели богачи устанавливают в домах и автомобилях кондиционеры. У кого есть такая возможность, стараются не выходит на улицу без надобности — и детей не пускают. Жители мегаполиса жалуются на головную боль, тошноту, кашель, кожный зуд и резь в глазах.
«Я это на себе ощутила. Когда только приехала в Дели на учебу, меня тут же обсыпало прыщами. Здесь трудно дышать. Решила носить маску. Помощи от нее немного, но все же лучше, чем ничего», — рассказывает студентка Химани Радж. Они с подружкой приехали за покупками в квартал Коннот-плейс. На лице у нее черная маска, закрывающая нос и рот.
«Из-за воздуха я не выходил на улицу целую неделю. Сейчас выходные, и дома сидеть не получается. Но я уже подумываю, не уехать ли мне из Дели в горы. Там чистый воздух и легче дышится», — рассуждает студент Викранд Мера.
«Воздух сейчас не просто грязный, а ядовитый. Нечем дышать. Даже кашляешь черным, будто дегтем», — жалуется Локеш Рана.
Снова в больнице
62-летний Джагбир Сингх сидит на больничной койке и заходится кашлем. У него слабые легкие, кислорода не хватает, поэтому он подключен к аппарату искусственного дыхания. Синг еле говорит, а когда открывает рот, раздаются лишь шипение и хрип.
Незадолго до нового года ему из легкого удалили опухоль. Операция прошла успешно, и Сингха выписали домой. Но через два дня он снова попал в больницу. Потом его опять выписали. А еще через несколько дней опять пришлось вернуться. Врачи грешат на грязный воздух в пригороде Дели.
«Воздух очень плохой, больно дышать, — жалуется Сингх и кашляет. — Меня выписали домой, но я не пробыл там и пары дней. Мне снова стало плохо, и пришлось вернуться».
Пульмонолог Арвинд Кумар в своей правоте уверен. Последствия загрязнения он наблюдает каждый день, когда перед его кабинетом выстраивается длинная очередь.
«Сложно даже подсчитать урон от загрязнения», — говорит Кумар. Его голос дрожит от волнения.
«Мы сталкиваемся с ним каждый день. Исследования показывают: умирают миллионы. Пора осознать размеры бедствия. Иначе мы дорого за это заплатим».