Чем Литвин похож на Ленина?
Вчера около семи вечера на Советской перед Каштановым сквером собралась толпа человек 300-350. Мелькали желтые флаги и футболки - ждали самого экс-спикера украинского парламента.
Сквер и его окрестности подверглись шумовой атаке - с динамиков, установленных с двух сторон разборной сцены, полилась оглушительная музыка. Вначале зазвучала мелодия очень известной в прошлом официозной песни с крылатыми словами «и Ленин такой молодой...». Видимо, организаторы предстоящего действа, запустив эту мелодию без слов, предлагали прохожим и собравшимся вставить свои слова, однако слово «Литвин», хотя и созвучно слову «Ленин», в ритм никак не ложилось. Потом забарабанила другая мощная музыка, рассчитанная, как минимум, на киевский майдан, от которой ежились ни в чем не повинные граждане, гуляющие по Советской. Звукооператоры таким образом прочищали динамики, чтобы голос Литвина звучал внушительно, как и положено тому, кто, в соответствии с рекламой, обещает обеспечить порядок в парламенте, закон в стране.
Костяк собравшихся составляли представители областного и районных штабов блока Литвина (в частности, были замечены литвиновские штабисты из Очакова, Березанки, привезенные организованно на автобусах), студенты, всегда готовые помахать флагами любого цвета за определенное вознаграждение или по «просьбе» руководства вуза, а также аппаратчики облгосадминистрации, мобилизованные на политический фронт, как нетрудно догадаться, в. и. о. губернатора Алексеем Гаркушей, для которого Владимир Литвин - прямой начальник, партийный босс.
Сам Литвин вовсю старался казаться предельно демократичным - к заготовленному постаменту с микрофоном пришел пешком (!) от ул. Адмиральской. Дескать, вот он я, бывший глава администрации Кучмы, бывший лидер блока «За ЕдУ», бывший спикер украинского парламента, такой простой и доступный - можете даже подойти и потрогать руками. Правда, сопровождали экс-спикера три мордатых охранника, так что попытка потрогать киевского политика могла бы закончиться печально.
И вот жиденькая толпа расступилась - и на сцену вышел сам виновник торжества в сопровождении врио главы обладминистрации, инвалида второй группы, «проффессора» Гаркуши. Перед тем, как взойти на возвышение, Литвин ненадолго остановился - якобы, собирал записки с вопросами. У незаангажированных зрителей, которых было несколько десятков и которые стояли поодаль, сразу возник вопрос: а откуда взялось сразу так много листиков с вопросами - неужели граждане заготовили их заранее? Так вроде бы в анонсах о встрече с Литвином не было просьбы приходить на встречу с письменными вопросами. Когда главный «народник» поднялся на сцену с пачкой бумажек, в глаза бросилось, что почти все они вырваны из одного блокнота. Кроме того, текст на нескольких листиках был набран на компьютере. В общем - на лицо трафаретная заготовка.
А вот к вопросам устным, которые сразу задали пенсионерки без литвиновской символики, пробившиеся в первый ряд, - оратор явно не был готов. Что это, мол, за пенсии у миллионов пенсионеров, и почему вы, как глава парламента, приняли кучу законов о льготных пенсиях для избранных? Литвин сначала замялся, но быстро нашел ответ: вы, мол, женщины дорогие, куплены! Считайте, что вы свои 20 грн. отработали, поэтому можете быть свободными... Когда гул в толпе от столь нестандартного ответа затих, Литвин начал читать записки и обстоятельно отвечать на них. Большинство вопросов были стандартными: о НАТО, о русском языке, об экологии и т. п. Гаркуша выполнял роль помощника-секретаря - принимал новые записки, сортируя их по какому-то своему принципу и передавая шефу, взамен брал отработанные. Из речей Владимира Михайловича очень скоро выяснилось, что ему «болит» за весь украинский народ. Правда, «болеть», опять-таки по его словам, начало недавно - после того как он пролетел на выборах 2006 года и лишился портфеля Председателя Верховной Рады. В результате всех этих неприятных событий, Литвин стал «другим человеком, многое понял и переосмыслил». Ну, и «заболело». Однако, по всему было видно, что больше всего «болит» господину Литвину перспектива снова проиграть выборы - после этого на политической карьере можно ставить жирный крест. Поэтому старался он вовсю.
Ровные, заученно-уверенные ответы Литвина время от времени перебивали устные, непредвиденные вопросы стоявших в первых рядах пенсионерок. Например: какая у вас зарплата? (Тут же из толпы кто-то крикнул: «Триста тысяч!»). Судя по всему, этот вопрос для бывшего председателя парламента тоже был стандартным - он без заминки рассказал, сколько получает как академик НАН, как завкафедрой в Национальном университете им. Т. Шевченко и как старший научный сотрудник Института истории. На круг получилось 5300 грн. Не жирно для бывшего главы парламента (бывшие рядовые нардепы, которые нигде не работают, получают около 8 тыс. грн.), поэтому и верится с трудом. Ведь и запросы у Владимира Михайловича соответствующие. К примеру, он с этой же сцены рассказал, что каждое утро проводит час в бассейне на стадионе «Динамо» (мы поинтересовались: да, есть такой элитный, страшно дорогущий бассейн, исключительно для VIP-персон - цена абонемента в этот бассейн как раз сопоставима с совокупной зарплатой Литвина). В неудобное положение, как это ни странно, поставили Владимира Михайловича не вопросы пенсионерок, которых он так боялся, а вопрос студента. Прозвучал он так:
- Как вы относитесь к Болонскому процессу?
- Я не знаю, что это такое... - искреннe ответил Литвин.
Если бы так ответил сантехник ЖЭКа, это прозвучало бы нормально. Но академик, да еще старший научный сотрудник, да еще заведующий кафедрой национального универститета не знает, что это такое? Наш министр образования десятки раз заявлял о том, что Болонский процесс должен стать основой высшего образования в Украине (это означает, что украинский диплом будет признаваться в Европе), а Литвину такое понятие неизвестно. Хотя, может, оно ему и не нужно, да и времени не было изучать какие-то новые понятия - академиком он стал без отрыва, так сказать, от производства, когда был председателем Верховной Рады. Кстати, в его бытность спикером, а именно - 19 мая 2005 года, Украина стала полноправным участником Болонского процесса. К тому же, Владимир Михайлович, как говорят в науке, «не по тем делам» - он специалист по новейшей истории. Это сейчас его так называют, а чтобы было понятно - по специальности он бывший преподаватель истории КПСС. Поэтому ничего удивительного - начало Болонскому процессу было положено в 1999 году, а история КПСС закончилась десять лет назад...
Но особенно разозлил приезжего политика вопрос: «Как вы будете рассчитываться с Хмельницким за деньги, которые он дал на выборы?». Владимир Михайлович рассвирепел, сказал, что никакого Хмельницкого он знать не знает и знать не желает, что список кандидатов в депутаты составлял сам, лично, по пожеланию народа (!). Откуда при таких раскладах в проходной части списка блока Литвина, оказалось аж семь человек, приближенных одного из одиозных украинских олигархов Василия Хмельницкого, осталось неясным. Не иначе, народ потребовал их туда вставить!
Ну а в общем надо признать, что Владимир Литвин не зря каждое утро ездит в бассейн - он с достойной энергией выдержал еще один день изнурительной избирательной кампании, гонки за властью, побывав до Николаева в Казанке, Новом Буге, Баштанке, Пересадовке.
Надо отметить, что там, в маленьких населенных пунктах, где он выступал без большой сцены, избиратели находились в более выгодном положении. У них была возможность задать вопросы кандидату так, чтобы их слышали все, как и ответы. А вот в Николаеве избиратели и кандидат находились в неравных условиях. Давно уже николаевцы ждут, когда приедет очередной политик и поставит микрофон для людей - такой же, как на сцене. Тогда человека, который задает вопрос, будут слышать все, и соискатель депутатского мандата уже не увернется от ответа. Кое-кто думал, что Литвин так сделает, но он поступил как все политики: его слышали, а что там спрашивали из толпы люди, было почти неслышно, и выступающий мог легко проигнорировать неудобные вопросы избирателей, как вроде бы их и не было.
Непосредственно с людьми, глаза в глаза, Литвин встретился только тогда, когда спустился со сцены. Но это было всего человек двадцать - в основном из тех, кто работает в его штабах. Они хотели от Литвина-кандидата одного - автографов на его фотографиях, которые раздавали агитаторы и которые после встречи валялись на улице. Литвин добросовестно раздал автографы всем желающим и с чувством выполненного долга, в сопровождении телохранителей + Гаркуши, удалился.
Судя по количеству автографов, можно с уверенностью сказать, что у Литвина в Николаеве есть десяток сторонников.
И так же уверенно можно сказать, что приезд Литвина в Николаев стал событием для... Каштанового сквера, где обычно тихо, а вчера на целых полтора часа тишина раскололась.